Другие налоги

Время радикальных изменений

Власть и бизнес обсудили будущее налоговой реформы.

Как известно, в сентябре правительством был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины пакет инициатив, призванных коренным образом изменить системы межбюджетных отношений, налогообложения и социального страхования. Речь идет о законопроектах «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)» (регистр. № 5078), «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы)» (регистр. № 5079) и «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (регистр. № 5080).


Пока ни один из указанных документов не удалось включить в повестку дня парламента. Хорошо это или плохо? С точки зрения сбалансирования интересов всех заинтересованных сторон — вполне приемлемо. «У нас есть время на то, чтобы внести в законопроекты необходимые изменения. Мы продолжаем широкую дискуссию и в налоговой, и в Минфине. Намерение правительства — подать взамен законопроекта № 5079 другой документ, редакция которого во многом будет отличаться от нынешней, и именно с вашей помощью мы ее поправим», — обратился к членам Совета по вопросам стимулирования инвестиций и предпринимательской деятельности при ГФС Украины министр финансов Украины Александр Шлапак.

В реалиях нашего государства, при которых посягательство на его территориальную целостность сопровождается значительной потерей товарооборота, экономических связей с востоком страны и уменьшением объемов производства в других областях, обеспечивать поступления в бюджет на надлежащем уровне непросто. «Вместе с тем мы продолжаем выполнять свою функцию — собирать налоги — и делаем это неплохо, с приростом к прошлому году, — отметил Председатель ГФС Украины Игорь Билоус. — В основном это происходит за счет детенизации деятельности по производству и обороту подакцизной продукции, а также НДС».

В дальнейшем, по его словам, посткоммунистическое по структуре экономики государство «тянуть» не удастся. «Мы подошли к тому этапу, когда нужны радикальные изменения. Если не сделаем их, будем иметь большие системные проблемы. Только в диалоге с бизнесом родится правда и будет найден общий знаменатель, который ляжет в основу законопроектов», — подчеркнул руководитель фискального ведомства.

Остановимся еще раз на ключевых направлениях правительственных инициатив, которые на пути к преобразованию Концепции реформирования налоговой системы Украины в конкретные законопроекты претерпели изменения.

Уменьшение количества налогов и сборов с 22 до 9. Здесь все понятно. Шесть малоэффективных платежей планируется отменить, остальные объединить с другими налогами и сборами. Как результат — уменьшение количества отчетных документов, а следовательно, возможных ошибок.

Реформирование налога на прибыль предприятий. Главное преимущество направления — формирование объекта налогообложения по стандартам бухгалтерского учета. Плательщики с ежегодными доходами в пределах 20 млн. грн. (а их в Украине насчитывается 95% общего количества субъектов хозяйствования) о таком понятии, как налоговые разницы, могут вообще забыть. Кроме того, ГФС Украины предлагает освободить этих плательщиков от обязанности осуществлять ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль и ввести относительно них мораторий на проведение проверок контролирующими органами сроком на два года. Пять плательщиков с большими объемами доходов будут корректировать финансовый результат на 3 (вместо существующих около 50) налоговые разницы: амортизация, резервы, финансовые операции.

ЕСВ. Моделью его реформирования предусмотрено уменьшение фискального давления на работодателей, а именно применение существенно сниженной ставки — 15% с суммы заработной платы, превышающей две минимальные, или 2436 грн. На выплаты в пределах указанной суммы будут распространяться действующие ставки (36,76 — 49,7%). Вместо этого повышается ответственность за уклонение от уплаты ЕСВ, так как прогнозируемые потери поступлений Пенсионного фонда Украины вследствие реформирования платежа составляют 25 млрд. грн.

Реформирование НДФЛ запланировано в двух аспектах.

1. Введение прогрессивной шкалы налогообложения пассивных доходов, кроме дивидендов, которые, как и раньше, будут облагаться налогом по ставке 5%. С процентов и других пассивных доходов, сумма которых будет превышать 500 тыс. грн., будет взиматься 20%, а с сумм, превышающих 1 млн. грн., — 25% НДФЛ. Налогообложение зарплат остается без изменений.

2. Общее разовое (так называемое нулевое) представление деклараций гражданами, имеющими денежные средства в размере свыше 200 тыс. грн., с дальнейшим автоматическим сопоставлением их доходов и расходов. Другие имущественные объекты, которые нужно будет отразить в декларации, пока являются предметом дискуссий, как и сумма приобретения товаров или услуг, превышение которой будет сопровождаться предоставлением об этом информации налоговым органам (ориентировочно — 10 тыс. грн.)

Единый налог. Предложено снизить ставки и объединить плательщиков третьей — шестой групп в одну группу — физических и юридических лиц с годовым объемом доходов до 20 млн. грн. и неограниченным количеством работников. Такие «упрощенцы», если они зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, будут уплачивать 2% от дохода, для неплательщиков НДС будет действовать ставка 4%. Что касается плательщиков первой и второй групп, то для них предлагается изменить критерий доходности. Для плательщиков первой группы такой порог повысится со 150 до 300 тыс. грн. (при этом ставка будет составлять 10% минимальной зарплаты), второй — с 1 до 1,5 млн. грн. (ставка — 20% «минималки»).

Усиление финансовой самостоятельности местных бюджетов. В данном контексте планируется ввести сбор с розничной продажи подакцизных товаров по ставке до 5% их стоимости в соответствии с решениями местных советов. Вместо этого отменяется сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Станет местным и налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. Кроме жилой база налогообложения будет включать коммерческую недвижимость. Льготы по уплате налога, в частности уменьшение базы налогообложения на 120 м2 — для квартир и на 250 м2 — для домов, отменяются. Ставка налога — до 2% минимальной зарплаты за 1 м2 — согласно решениям местных советов.

«Налог на недвижимость является базовым во всем мире. В прошлом году его поступления составили 30 млн. по всей стране, в основном в Киеве. На остальных территориях все вместились в льготу. Если мы и увеличиваем нагрузку, то делаем это там, где ее давно нужно было увеличить. И пусть общины на местах решают, сколько налога на недвижимость взять», — объяснил Александр Шлапак инициативу, которую в последнее время не критикует разве что ленивый.

Члены правительства пообещали учесть всю конструктивную критику и анонсировали работу над ошибками, которую намерены завершить до 14 октября 2014 г. — даты, когда пакет законопроектов вновь будет внесен на рассмотрение парламента. «Фактически налоговая реформа направлена на установление нового фундамента для развития экономики и привлечения инвестиций, — убежден Игорь Билоус. — Поэтому мы стремимся продолжать диалог с бизнесом, каким бы сложным он ни был».

 

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00