Другие налоги

Международный опыт по вопросам формирования модели добросовестного налогоплательщика

Развитие экономической активности субъектов во внешних отношениях и процессы их стремительной глобализации в мировом содружестве требуют приближения налогового законодательства разных стран и административного взаимодействия между такими странами к общепринятым стандартам в указанной сфере.


Основанием для адаптации национального налогового законодательства Украины к общим моделям, используемым на практике в большинстве стран мира и Европы, может выступать полученный международный опыт.

Вопросами предоставления технической помощи органам, осуществляющим администрирование налогов в мире, в частности Европе, обмена информацией и передовым опытом в сфере налогообложения между такими органами, сотрудничества и взаимодействия в практической реализации налоговых вопросов занимается Внутренне-европейская организация налоговых администраций (Intra-European Organisation of Tax Administrations — IOTA).

Наиболее распространенным видом мероприятий, проводимых IOTA, являются международные семинары на налоговую тематику.

Одной из актуальных тем настоящего является «Оценка мер, используемых для влияния на поведение и уровень налоговой дисциплины налогоплательщиков», посвященная вопросам оценки мер воздействия на формирование налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, которые используются в практической деятельности стран Европейского содружества.

Важность этого вопроса объясняется необходимостью управления со стороны государства общественным сознанием относительно обязательности уплаты налогов и осуществлением комплекса мер воздействия, направленных на общее соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства.

Обмен опытом между государственными службами, занимающимися налоговыми вопросами, стран — участниц ІОТА позволил определить наиболее употребляемые на практике модели оценки влияния деятельности налоговой службы (в том числе от проведения налоговых проверок) на общее состояние соблюдения плательщиками налогового законодательства и улучшение его уровня и зависимости законопослушного поведения налогоплательщика от размеров финансовых санкций (штрафов, пени).

В международной практике разных стран используется значительное количество механизмов, направленных на повышение уровня добровольной уплаты налогов и на формирование модели добросовестного отношения налогоплательщиков к обязанности по уплате налогов, а также на процессы управления рисками возможного невыполнения плательщиками налоговой обязанности, используемые на практике для борьбы с такими проявлениями.

К мерам воздействия на формирование законопослушного налогового поведения налогоплательщиков относятся:

  • популяризация добровольного соблюдения плательщиком налогового законодательства и пропаганда формирования среди населения налоговой морали относительно уплаты налогов;
  • информационная политика относительно прозрачности, открытости и подотчетности государственных финансов, с помощью которой налогоплательщики могут узнать о своем вкладе в общее благосостояние государства;
  • обнародование так называемых черных списков налогоплательщиков-должников с целью снижения общего уровня по стране задолженности по налогам;
  • использование современных информационных технологий и созданных на их базе электронных налоговых сервисов для уменьшения вероятности неуплаты налогов в государственную казну;
  • реализация современного новейшего стандарта налогового администрирования и сервисного обслуживания крупных налогоплательщиков путем проведения так называемого горизонтального мониторинга как подхода, влияющего на поведение и соблюдение налогового законодательства.

Популяризация и пропаганда

Прогрессивный подход в этом вопросе применяется налоговой администрацией Финляндии, информационная политика которой направлена на привлечение внимания различных целевых групп к необходимости и важности уплаты налогов в государственную казну.

Концепция коммуникационной политики финской налоговой администрации обоснована тезисом, согласно которому государство уверено в своих налогоплательщиках.

Подтверждением доверительных взаимоотношений являются данные, полученные в результате проведенного налоговой администрацией Финляндии опроса, в соответствии с которыми:

  • 97% человек, ответивших на вопросы, признали важность и необходимость взимания налогов для финансирования общего благосостояния государства;
  • 95% респондентов считают, что уплата налогов является важной обязанностью;
  • 85% опрошенных выразили доверие налоговой администрации Финляндии.

Однако вместе с тем 74% респондентов считают, что эта система бюрократична и сложна для понимания.

С педагогической и профилактической целью формирования добропорядочного налогового поведения налогоплательщиков следует уделять особое внимание диалогу между налоговыми службами и плательщиками и начинать делать это заблаговременно.

Категорией налогоплательщиков, наиболее нуждающейся в налоговой осведомленности, является молодежь (школьники, студенты, призывники в ряды армии и т. п.). Необходимость формирования комплексной информационной политики в налоговой сфере, ориентированной на целевую группу молодежи, обуславливается тем, что такие будущие налогоплательщики, находящиеся на пути перехода к самостоятельной жизни, но имеющие только поверхностные знания об уплате налогов, полученные в школе, на практике могут столкнуться с трудностями, связанными с отсутствием достаточного уровня знаний об уплате налогов, и сложностями их понимания при применении на практике.

В целях повышения налоговой морали, формирования добропорядочного налогового поведения, предупреждения проблем, которые могут возникнуть у молодежи в ходе онлайн-идентификации и аутентификации их в качестве налогоплательщиков, важным является проведение различных налоговых кампаний для этой аудитории.

Программа формирования общественного сознания относительно добровольной уплаты налогов реализуется путем использования профилактических, педагогических, превентивных подходов, а также других коммуникационных стратегий, среди которых:

налаживание сотрудничества с образовательными учреждениями (школами, университетами);

  • разработка комплекса действий, направленных на распространение информации об обязательности уплаты налогов через глобальную сеть Интернет;
  • посещение работниками налоговых администраций учебных учреждений в целях предоставления консультационной и методологической помощи ученикам и студентам;
  • подготовка специального пакета налоговой информации, ориентированной на молодежь, вызывающей заинтересованность и содержащей учебный материал преимущественно не информативного, а презентационного характера, например, в виде комиксов;
  • проведение налоговых форумов, брифингов, семинаров и других мероприятий и кампаний по налоговой тематике;
  • создание Интернет-бюллетеней на налоговую тематику для образовательных учреждений;
  • распространение налоговой информации в ходе ведения электронного маркетинга с помощью электронных средств массовой информации, в частности Интернет.

Кстати, за качественную информационную политику налоговая служба Финляндии получила международное признание.

Информационная политика относительно прозрачности, открытости и подотчетности государственных финансов

Заинтересованность вызывает опыт Федерального министерства финансов Австрии по обнародованию обществу в целом и налогоплательщикам в частности направлений использования денежных средств, поступивших в государственную казну в виде налогов (например, в расчете с 1 евро уплаченных налогов).

Такой новейший подход заключается в том, что австрийские налогоплательщики имеют право знать, на какие цели идут заработанные ими и уплаченные в бюджет деньги. Поэтому на официальном веб-портале министерства размещена видеоинформация «Где мои евроналоги?», позволяющая гражданам узнать о направлениях использования денежных средств, уплаченных ими в бюджет, и осознать собственный вклад в общее благосостояние страны.

В основу видеопослания положены следующие тезисы:

  • налоги влияют на качество жизни; за счет налоговых средств налогоплательщиков мы финансируем общины Австрии, что позволяет обеспечить процветание и высокий уровень жизни в нашей стране;
  • куда идут уплаченные евроналоги — это не секрет; узнать об этом очень просто.

Также в видеоролике приводится ссылка на размещенный на веб-портале министерства сервис (калькулятор евроналога), с помощью которого можно сделать индивидуальный расчет такого налога, подлежащего уплате в государственную казну, и увидеть удельный вес и сумму денежных средств, направленных из бюджета на финансирование приоритетных для государства направлений, в частности: образование, науку, искусство, дорожное хозяйство, социальное обеспечение и охрану здоровья, вклад в Европейское содружество, экономическое развитие, государственные услуги общего характера, сельское и лесное хозяйство, проценты по государственному долгу и т. п.

После дальнейшего обзора личной налоговой информации можно узнать, сколько евроналогов было уплачено и каким образом выполнение вашей обязанности повлияло на создание надежного будущего.

Например, 5146,46 евро уплаченных налогов распределяются по следующим направлениям и в следующих размерах на:

  • государственные и местные общины — 1193,98 евро (23,2%);
  • процентные ставки по государственному долгу — 329,37 евро (6,4%);
  • налоговые льготы по НДС; пенсионное страхование (Генеральный закон о социальном обеспечении) — 509,50 евро (9,9%);
  • пенсии в государственном секторе — 262,47 евро (5,1%);
  • социальное обеспечение, здравоохранение — 900,63 евро (17,5%);
  • австрийские федеральные железные дороги (национальная железнодорожная система Австрии и администратор железнодорожных путей Лихтенштейна) — 221,30 евро (4,3%);
  • автомобильные пути, другой транспорт — 92,64 евро (1,8%);
  • сельское и лесное хозяйство — 97,78 евро (1,9%);
  • экономика, охрана окружающей среды, жилищное строительство — 257,32 евро (5,0%);
  • национальная оборона — 97,78 евро (1,9%);
  • государство и государственная безопасность — 169,83 евро (3,3%);
  • общегосударственные услуги — 195,57 евро (3,8%);
  • вклад в Европейское содружество — 133,81 евро (2,6%);
  • образование, обучение, спорт, культура, воспитание — 447,74 евро (8,7%);
  • исследования и наука — 236,74 евро (4,6%).

Обнародование списков налогоплательщиков-должников

Интересным с точки зрения введения в Украине является вопрос публикации списков налоговых должников, используемой в практической деятельности службы доходов Ирландии.

Такая публикация является частью усилий службы доходов, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов, предупреждение несоблюдения налогового законодательства, обеспечение уплаты каждым плательщиком правильной суммы налогов, а также в качестве профилактической меры предупреждения налогового долга и его по возможности скорейшего погашения.

В соответствии с внутренней инструкцией на службу доходов Ирландии возложена обязанность по ежеквартальной (в конце указанного периода) публикации перечней налогоплательщиков-должников вместе с их наименованиями или ФИО, адресами местонахождения либо жительства, видами деятельности или описанием других характеристик каждого налогового должника, подпадающего под определенные критерии.

Публикации подлежат перечни налогоплательщиков, на которых судом наложен штраф или другое наказание, относительно случаев, в которых специальным уполномоченным Комиссаром принято урегулирование каких-либо жалоб (например, по занижению налоговых обязательств, зафиксированных по делу департамента аудита государственных сборов; штрафов, принятых судом, и т. п.).

При публикации не включаются в перечень должники, суммы платежей в бюджет которых меньше установленного предела (до 30 тыс. евро вместе с налогами, штрафами, пеней), размеры штрафов которых не превышают 15% суммы надлежащего к уплате налога, с которого он рассчитывался службой доходов или судом, в отношении которых ведется следствие по утаиванию от налогообложения доходов и уклонению от уплаты таких налогов, в случаях если по налогам, штрафам, пене применено амнистионное положение.

Инициатива акции по избежанию уклонения путем обнародования информации о нарушителях налогового законодательства призвана, с одной стороны, снять общественное напряжение и успокоить недовольных налогоплательщиков, которые в отличие от должников добросовестно вносят в государственную казну платежи, а с другой — назвать обществу должников, специально избегающих уплаты налогов, и пристыдить их, а также стимулировать таких нарушителей к скорейшему добровольному раскрытию данных о скрытых налогах и сотрудничестве с органами службы доходов Ирландии в обмен на уменьшение штрафных санкций и избежание обнародования.

Обычно информация, касающаяся налогоплательщиков, не подлежит разглашению, но налоговое законодательство Ирландии разрешает раскрывать такую тайну в отношении должников, уклоняющихся от уплаты налогов.

Создание электронных налоговых сервисов

С практической точки зрения интересно широкое использование в де-ятельности налоговых служб большинства стран — участниц ІОТА современных информационных технологий, созданных при их помощи инновационных программных продуктов и электронных налоговых сервисов, направленных на улучшение условий традиционного администрирования налогов и борьбу с уклонением от налогообложения.

В частности, налоговой службой Португалии применяется передовое и уникальное европейское электронное обеспечение по управлению системой электронных счетов-фактур (e-invoice system), позволяющее в условиях реального времени получать и представлять электронные счета-фактуры, а также пересматривать общую сумму от проведенных субъектами хозяйствования операций как в общегосударственном измерении, так и отдельно в отношении каждого налогоплательщика (используя его код и пароль), в целях контроля и гарантирования поступления в полном объеме в государственную казну сумм НДС, включенных в такие
счета-фактуры.

Выставление счетов-фактур является обязательным для любых поставщиков товаров и услуг независимо от желания их получателей и наличия статуса плательщика НДС.

Проверка и сбор информации, осуществляемые должностными лицами налогового органа, могут привести к принятию мер воздействия и, как следствие, применению санкций.

С помощью системы электронных счетов-фактур налоговый орган получает все данные, необходимые для проактивного информирования налогоплательщиков о его правах и обязанностях, а все имеющиеся данные как прямого, так и косвенного характера являются мерами, используемыми другими системами. Основной целью электронного счета-фактуры является поощрение выставления счета и учета всего бизнеса (включая теневую экономику).

Горизонтальный мониторинг

Идея горизонтального мониторинга, предпринятая сначала в Нидерландах, а затем распространившаяся в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Ирландии и других странах мира, достаточно известна и в Украине, но несмотря на это опыт относительно такой концепции остается актуальным в условиях настоящего.

Горизонтальный мониторингэто инновационный подход к администрированию налогов, основывающийся на взаимопонимании, прозрачности, открытости и доверии, а также на эффективном, действенном, взаимовыгодном и равноправном партнерстве в налоговых правоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми службами.

Под горизонтальным мониторингом следует понимать осуществление процедуры отслеживания и анализа налоговой службой факторов рисков проведенных и запланированных крупным налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций для выявления признаков нарушения требований налогового и другого законодательства, контроль по которому осуществляется налоговой службой с помощью индикаторов рисков, в целях принятия общих мер, направленных на их недопущение и возможной неуплаты платежей в бюджет.

В целом зарубежный опыт применения этой процедуры в системе налоговых правоотношений доказывает эффективность такого сотрудничества между их участниками.

Горизонтальный мониторинг, в частности, позволяет упростить процедуру администрирования налогов и увеличить объемы их поступлений в бюджет, повысить стоимость бизнеса (его капитализацию), снизить административную и «исполнительную» нагрузку, улучшить налоговый и, соответственно, инвестиционный климат в государстве.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00