Другие налоги

Международные отношения

Проценты по займу

Украинское предприятие выплачивает резиденту Кипра проценты по займу. Может ли украинское предприятие не удерживать налог на прибыль при выплате этих процентов, учитывая положение п. 1 ст. 11 украинско-кипрской Конвенции об избежании двойного налогообложения?


Согласно положениям п. 160.1 ст. 160 Налогового кодекса какие-либо доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей.

Для целей этого пункта под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, понимают, в частности, проценты, выплачиваемые в пользу нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом.

В соответствии с п. 160.2 ст. 160 Налогового кодекса резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица (кроме постоянного представительства нерезидента на территории Украины) любую выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в национальной валюте, кроме доходов, указанных в пунктах 160.3 — 160.6 ст. 160 Налогового кодекса), обязаны удерживать налог с доходов, указанных в п. 160.1 этой статьи, по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.

Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения, подписанная 08.11.2012 г., ратифицированная Верховной Радой Украины 04.07.2013 г., вступила в силу 07.08.2013 г. Согласно положениям ст. 26 Конвенции ее положения применяются в двусторонних украинско-кипрских отношениях с 01.01.2014 г.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 11 Конвенции проценты, возникающие в Договорном Государстве и уплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве, если такой резидент является лицом — фактическим собственником таких процентов.

При этом согласно положениям п. 2 этой статьи такие проценты могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо — фактический собственник процентов является резидентом другого Договорного Государства, налог, взимаемый таким способом, не должен превышать 2% общей суммы процентов. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договорных Государств по взаимной договоренности.

Положения пунктов 1 и 2 ст. 11 Конвенции не могут трактоваться как предоставляющие плательщику налога право выбора, в каком именно из двух договорных государств будет осуществляться налогообложение полученного дохода в виде процентов. В соответствии с указанными положениями обе страны — и страна, являющаяся источником дохода, и страна, резидентом которой является лицо, получающее проценты, имеют право облагать налогом такой вид дохода.

Выражение «могут также облагаться налогом», используемое в п. 2 ст. 11 Конвенции, означает, что государство, являющееся источником дохода, имеет право облагать налогом указанный вид дохода, если это предусмотрено ее законодательством.

Таким образом, налогообложение осуществляется не исключительно в стране-резиденции получателя дохода, но и в стране, где возникает этот доход.

Вместе с тем государство, являющееся источником дохода, не обязано облагать налогом указанные доходы в размере установленных Конвенцией ставок, если положениями ее внутреннего законодательства не предусмотрено налогообложение такого дохода или установлена более низкая ставка налога. Таким образом, Конвенция не разрешает устанавливать дополнительные налоговые обязательства и ухудшать положение налогоплательщиков по сравнению с национальным законодательством.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 11 Конвенции государство, являющееся источником дохода, имеет подавляющее право налогообложения указанного дохода в виде процентов, если налогообложение таких процентов предусмотрено его внутренним законодательством, но это право ограничено установленной в Конвенции ставкой налогообложения 2%.

Следовательно, учитывая то, что в рассматриваемом случае Украина является источником дохода в виде процентов, выплачиваемых в пользу резидента Кипра, и украинским законодательством предусмотрено налогообложение такого вида дохода (п. 160.2 ст. 160 Налогового кодекса) при выплате украинским предприятием доходов в виде процентов в пользу резидента Кипра, являющегося фактическим собственником таких процентов, украинское предприятие имеет право удержать налог из таких доходов по установленной Конвенцией ставке 2%, а не по ставке 15%, установленной внутренним законодательством.

 

Однако поскольку согласно положениям п. 1 ст. 11 Конвенции государство, резидентом которой является получатель доходов (в этом случае — Кипр), также имеет право облагать налогом такие доходы в соответствии со своим внутренним законодательством, ст. 24 Конвенции установлен механизм зачисления налога, уплаченного в Украине.

Право на использование преимуществ международного договора предоставляется нерезиденту при условии представления им справки о подтверждении его резидентства согласно положениям ст. 103 Налогового кодекса.

При отсутствии справки о подтверждении резидентства соответствующие доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, подлежат налогообложению согласно законодательству Украины без учета преимуществ международного договора.

 

Налоговые освобождения или уменьшение ставки налогообложения

В пункте 2 ст. 11 украинско-кипрской Конвенции указано, что способ применения ограничений устанавливается компетентными органами Договорных Государств. Установлен ли способ применения ограничений для этой Конвенции?


Установленные международным соглашением налоговые освобождения или уменьшение ставки налогообложения обеспечиваются с помощью двух разных способов применения ограничений: процедуры непосредственного применения норм Конвенции при налогообложении у источника и процедуры возмещения (возврата) уплаченного налога.

В соответствии с первой процедурой резидент Украины, осуществляющий в пользу нерезидента выплаты с дохода с источником его происхождения из Украины, может непосредственно применить к выплачиваемым платежам соответствующую норму Конвенции. То есть налог из таких платежей будет удержан при такой выплате по ставке, указанной в Конвенции. Но при этом необходимо иметь в виду, что основанием для непосредственного применения положений Конвенции при выплате дохода является наличие на этот момент справки, подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор (в этом случае — резидентом Кипра), что и является основанием для использования преимуществ Конвенции. При отсутствии на момент выплаты такой справки нерезидент подлежит налогообложению согласно законодательству Украины без учета положений Конвенции.

Таким образом, если налог удержан без учета положений Конвенции (при отсутствии на момент выплаты указанной выше справки или по каким-то другим причинам), но нерезидент имеет право на налогообложение доходов по ставкам, установленным Конвенцией, может быть применена процедура возмещения (возврата) уплаченного налога путем возврата разницы между удержанной суммой налогаи суммой, подлежащей уплате согласно условиям международного договора.

В Украине применение вышеуказанных процедур регламентировано положениями ст. 103 Налогового кодекса.

 

Право на зачисление налога на доходы физического лица, уплаченного за пределами Украины

В 2013 г. гражданин получил доход в Российской Федерации и уплатил налог на доходы физического лица на территории России. Единственное официальное подтверждение, которое ему выдано работодателем, — форма 2-НДФЛ (справка о доходах физического лица). Этот документ подписан директором и главным бухгалтером и удостоверен печатью российской компании. Будет ли этот документ основанием для получения права на зачисление в Украине налога, уплаченного в Российской Федерации?


Согласно положениям п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где он получал доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

В соответствии с разъяснением Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — РФ) иностранный гражданин может получить от налогового органа РФ подтверждение о суммах доходов, полученных от налогового агента, и о фактически удержанных суммах налога. Это подтверждение осуществляется на основании соответствующего письменного запроса иностранного гражданина в налоговый орган РФ по месту регистрации такого налогового агента с приложением к запросу справки по форме 2-НДФЛ и копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (паспорт или заменяющий его документ).

Контролирующий орган сверяет сведения, указанные в таких документах, с имеющейся в нем информацией. При подтверждении предоставленных сведений справка по форме 2-НДФЛ удостоверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) и оттиском гербовой печати контролирующего органа. При этом к заверенной справке прилагается расшифровка кодов видов доходов и их сумм. При обращении иностранного гражданина в контролирующий орган по почте указанное подтверждение направляется по адресу этого лица также почтовым отправлением.

Таким образом, для получения права на зачисление налогов и сборов в Украине, уплаченных за ее пределами, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где он получает такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такие налоги, справку о сумме уплаченного налога и сбора (в РФэто справка по форме 2-НДФЛ), а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины (п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42