Акциз

Изменения в обложении акцизным налогом

04.09.2014 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом № 1638 в Налоговый кодекс и некоторые законы Украины относительно усиления контроля за оборотом подакцизных товаров и уточнения отдельных налоговых норм.
Рассмотрим подробнее указанные изменения.


Изменения к Налоговому кодексу

Указанными изменениями, во-первых, исправлены технические ошибки в разделе VІ «Акцизный налог» Налогового кодекса. Например, в пп. 14.1.177 п. 14.1 ст. 14 число «230» заменено числом «229», чем приведена в соответствие норма относительно образования налоговых постов на территории предприятий, где производятся продукты с использованием подакцизных товаров, на которые установлена нулевая ставка налога, определенных именно ст. 229 этого Кодекса. Во-вторых, положения Закона № 1638 в целом направлены на усиление контроля за оборотом подакцизных товаров, заключающееся в следующем.

Изменениями, внесенными в пп. 229.1.15 п. 229.1 ст. 229 Налогового кодекса, в целях избежания возможных злоупотреблений производителями при одновременном хранении и производстве спирта этилового и биоэтанола на одном предприятии установлено, что при производстве биоэтанола, в случае если предприятие имеет обособленные подразделения, запрещается производство и хранение спирта этилового в тех обособленных подразделениях, которые производят биоэтанол. При этом в целях упрощения разрешительной системы производства биоэтанола из этого Кодекса исключены положения относительно утверждения Кабинетом Министров Украины перечня производителей биоэтанола в связи с лицензированием такого вида деятельности (пп. 229.1.1 п. 229.1 ст. 229 Налогового кодекса).

Унифицированы нормы относительно действий представителя контролирующего органа на акцизном складе во время ввоза спирта этилового и во время его отгрузки с акцизного склада. В частности, пп. «а» п. 230.13 ст. 230 Налогового кодекса дополнен новыми положениями, согласно которым представитель контролирующего органа на акцизном складе во время ввоза/отгрузки спирта также указывает время въезда и показатели пробега транспортного средства и принимает участие в работе комиссии по приему спирта этилового.

Кроме того, эта статья дополнена п. 230.131 относительно действий представителя контролирующего органа на акцизном складе предприятия во время отгрузки спирта этилового, который вместе с отметкой на ТТН путем проставления штампа «Виїзд дозволено», личной подписью, указанием времени выезда и показателей пробега транспортного средства также проставляет реквизиты акта об отгрузке и принятии спирта этилового, который составляется по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере сельского хозяйства, а также осуществляет запись в журнале регистрации отгрузки спирта этилового. Кроме того, такой представитель в течение трех дней направляет справку об отгрузке спирта этилового контролирующему органу по местонахождению покупателя спирта, о чем делает отметку в указанном журнале.

Аналогичные нормы относительно личной подписи представителя контролирующего органа на акцизном складе во время ввоза/отгрузки водки и ликеро-водочных изделий, указание времени въезда/выезда на акцизный склад/с акцизного склада и показателей пробега транспортного средства, а также осуществление записи в журнале регистрации ввоза/отгрузки водки и ликеро-водочных изделий на акцизный склад/с акцизного склада и некоторые принципиальные уточнения нашли отражение в пунктах 230.15 - 230.18 ст. 230 Налогового кодекса.

Пункт 230.14 этой статьи дополнен нормой относительно проведения инвентаризации спирта этилового на акцизном складе в присутствии представителя контролирующего органа на этом складе. Установлено, что если по результатам инвентаризации выявлены потери спирта этилового, превышающие нормы потерь, установленные п. 214.6 ст. 214 Налогового кодекса, или если эти потери возникли не по причинам, определенным в п. 216.3 ст. 216 этого Кодекса (плательщик налога документально зафиксировал потери и предоставил необходимые подтверждения этих потерь контролирующему органу или потери понесены в пределах нормативов потерь, которые утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины), плательщик уплачивает акцизный налог исходя из размера таких потерь и ставки акцизного налога, действующей на дату составления акта инвентаризации.

При выявлении фактов излишек спирта этилового контролирующий орган принимает соответствующие меры согласно закону.

Изменениями и дополнениями, внесенными в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса, установлено, что для производства коньяка применяются льготные (ниже базовых — 70,53 грн. за 1 л 100-процентного спирта) ставки акцизного налога в следующие периоды (годы):

  • 56,42 грн. за 1 л 100-процентного спирта — с 1 апреля до 31 декабря 2014 г.;
  • 59,96 грн. за 1 л 100-процентного спирта — с 1 января до 31 декабря 2015 г.;
  • 63,50 грн. за 1 л 100-процентного спирта — с 1 января до 31 декабря 2016 г.;
  • с 01.01.2017 г. применяется ставка акцизного налога, определенная пп. 215.3.1 п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса (а именно базовая ставка).

Изменения к Закону № 481

Законом № 1638 также внесены изменения в Закон № 481, которые наряду с техническими правками вводят Единый государственный реестр оборудования для промышленного производства сигарет и папирос (далее — Единый реестр оборудования), порядок его ведения, ответственность за хранение и/или использование оборудования для промышленного производства сигарет и папирос (Закон № 481 дополнен ст. 21).

Новой статьей предусмотрено, что сведения об оборудовании для промышленного производства сигарет и папирос включаются в Единый реестр оборудования на основании сведений, предоставляемых субъектами хозяйствования центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

В Едином реестре оборудования должны содержаться сведения о:

  • субъекте хозяйствования, который осуществил ввоз оборудования или является его собственником;
  • субъекте хозяйствования, осуществляющем хранение или использование оборудования (в случае передачи его на хранение или в пользование другим субъектам хозяйствования);
  • основании ввоза оборудования на таможенную территорию Украины или получения права собственности на оборудование;
  • модели и серийном номере оборудования;
  • местонахождении оборудования;
  • дате включения оборудования в Единый реестр оборудования;
  • дате внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре оборудования;
  • основании и дате исключения оборудования из Единого реестра оборудования.

Внесение данных в Единый реестр оборудования осуществляется на основании письменного заявления субъекта хозяйствования — импортера или собственника оборудования. К заявлению прилагается документ, подтверждающий ввоз оборудования на таможенную территорию Украины или право собственности на него.

Заявление подается не позднее 10 рабочих дней со дня завершения таможенного оформления оборудования, ввезенного на таможенную территорию Украины, или получения права собственности на него.

В случае изменения любых сведений, содержащихся в Едином реестре оборудования, кроме изменений, связанных с изменением права собственности на оборудование, субъект хозяйствования, по заявлению которого соответствующее оборудование внесено в Единый реестр оборудования, должен подать в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре оборудования.

Указанное заявление подается не позднее 10 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре оборудования, несет заявитель.

В случае перехода права собственности или уничтожения оборудования такое оборудование подлежит исключению из Единого реестра оборудования. Заявление об исключении подается не позднее 10 рабочих дней со дня наступления одного из этих событий субъектом хозяйствования, по заявлению которого соответствующее оборудование внесено в Единый реестр оборудования. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие переход права собственности или уничтожение оборудования.

Формы заявлений о внесении оборудования в Единый реестр оборудования, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре оборудования, об исключении оборудования из Единого реестра оборудования утверждаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Ведение Единого реестра оборудования и предоставление содержащихся в нем сведений осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, обеспечивает свободный и бесплатный доступ к сведениям, содержащимся в Едином реестре оборудования.

Сведения, содержащиеся в этом реестре, предоставляются в виде извлечения из Единого реестра оборудования. Извлечение выдается юридическому лицу или физическому лицу — предпринимателю, органам государственной власти (должностным лицам) по письменному запросу в течение двух рабочих дней со дня представления такого запроса.

Форма извлечения из Единого реестра оборудования устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Создание на законодательном уровне Единого реестра оборудования является существенным элементом в усовершенствовании механизмов контроля за оборотом подакцизных товаров, что будет способствовать сокращению теневого оборота табачной продукции на рынке.

Законом № 1638 установлены новые требования к порядку выдачи лицензий на производство спирта коньячного, алкогольных напитков, а именно: предусмотрено, что лицензии на производство коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии выдаются только тем субъектам хозяйствования, которые имеют полный технологический цикл производства, включая выкуривание и выдержку (второе предложение части первой ст. 3 Закона № 481). Кроме того, в лицензиях на производство алкогольных напитков указываются товарные позиции 2204, 2205, 2206, 2208 согласно УКТ ВЭД в зависимости от вида продукции, которая будет производиться.

Урегулирован резонансный вопрос об обороте подакцизных товаров с марками акцизного налога предыдущего образца в случае их замены. Так, новая редакция абзаца четвертого части четвертой ст. 11 Закона № 481 (вступила в силу 04.09.2014 г.) преду-сматривает, что в случае изменения образца марок акцизного налога уже закупленные марки предыдущего образца применяются в производстве алкогольных напитков и табачных изделий до их полного использования, а маркированные такими марками алкогольные напитки и табачные изделия находятся в обороте до их полной реализации в пределах срока годности для потребления.

Следует отметить, что по предыдущей норме применение таких марок было возможно лишь в течение 12 месяцев с даты введения марок нового образца.

Статья 1 Закона № 481 дополнена новыми определениями, а именно:

  • головная фракция спирта коньячного — первая обособленная часть дистиллята при перегонке коньячного виноматериала или спирта-сырца;
  • хвостовая фракция спирта коньячного — последняя обособленная часть дистиллята при перегонке коньячного виноматериала или спирта-сырца.

Кроме того, дополнениями, внесенными в ст. 12 Закона № 481, установлено, что головная и хвостовая фракции спирта коньячного по выбору производителя направляются на ректификацию спирта для технических целей или на утилизацию. Аналогичной нормой дополнена ст. 5 Закона № 2662.

Отметим, что дополнения, внесенные во второе предложение части третьей ст. 14 Закона № 481, устанавливают наличие лицензии на производство коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии при оптовой торговле не только спиртом коньячным, но и дистиллятами в виде головной и хвостовой фракций.

Статья 15 Закона № 481 дополнена новой частью, которой предусмотрено, что импорт или приобретение бумаги папиросной, относящейся к товарной позиции 4813 согласно УКТ ВЭД (кроме товарной подкатегории 4813 10 00 00), фильтров для промышленного производства сигарет: фильтропалочек ацетатных (трубки из волокон ацетата целлюлозы, покрытые папиросной бумагой), относящихся к товарной подкатегории 5601 22 90 00 согласно УКТ ВЭД (кроме фильтров как готовых изделий, которые предназначены для реализации конечным потребителям в отдельной потребительской упаковке и не могут использоваться для промышленного производства сигарет), может осуществляться только субъектами хозяйствования, имеющими лицензию на право производства табачных изделий. Такие товары (продукция) импортируются или приобретаются субъектами хозяйствования без права их дальнейшей реализации на таможенной территории Украины.

Изменениями, внесенными в ст. 17 Закона № 481, значительно повышен размер финансовых санкций в виде штрафов, в частности в 10 раз увеличена верхняя граница штрафа, соответствующая:

  • 85 000 грн. — при производстве спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий без наличия лицензии;
  • 17 000 грн. — при оптовой (включая импорт и экспорт) и розничной торговле спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями без наличия лицензии;
  • 10 000 грн. — при розничной торговле алкогольными напитками через электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), не указанный в лицензии;
  • 17 000 грн. — при хранении спирта, или алкогольных напитков, или табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр;
  • 17 000 грн. — при использовании спирта-сырца виноградного или спирта-сырца плодового способом, не предусмотренным Законом № 481;
  • 10 000 грн. — при розничной торговле табачными изделиями по ценам выше максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких табачных изделий;
  • 17 000 грн. — при непредставлении или несвоевременном представлении отчета или представлении отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины выдавать соответствующие лицензии.

Вдвое увеличен максимальный размер штрафа, соответствующий:

  • 15 000 грн. — при производстве алкогольных напитков с использованием других видов спирта (кроме этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового);
  • 10 000 грн. — при оптовой или розничной торговле коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки;
  • 17 000 грн. — при производстве, хранении, транспортировке, реализации фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий; алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога.

Статья 17 Закона № 481 дополнена новой частью, согласно которой в случае выявления фактов незаконного импорта и/или приобретения бумаги папиросной, фильтров, хранения и/или использования оборудования для промышленного производства сигарет и папирос, не внесенного в Единый реестр оборудования, органы доходов и сборов не позднее трех рабочих дней со дня выявления таких фактов налагают арест на такие бумагу папиросную, фильтры, оборудование и обращаются в суд для вынесения решения об их конфискации и уничтожении. Процедура уничтожения таких конфискованных товаров контролируется органом доходов и сборов, осуществившим арест таких товаров (вступает в силу 03.03.2015 г.)

Пунктом 2 раздела второго Закона № 1638 предусмотрено, что оборудование для промышленного производства сигарет и папирос, находящееся в собственности или пользовании субъектов хозяйствования на день вступления в силу этого Закона, подлежит внесению в Единый государственный реестр оборудования в течение шести месяцев со дня вступления в силу этого Закона (то есть до 04.03.2015 г.).

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42