Статьи

Грузинский рецепт медицинской реформы

Ни для кого не секрет, что медицина в Украине бесплатна только условно, ведь эта отрасль имеет настолько высокий уровень коррупции, что давно требует радикального обновления. Многие считают такие изменения длительными и недешевыми для бюджета. Однако имеется замечательный пример проведения медицинской реформы за короткий срок: небогатой Грузии она обошлась относительно недорого и сразу дала положительный результат.


Архитектор грузинских реформ бывший министр экономики Каха Бендукидзе вспоминает, что еще лет десять назад ситуация в медицинской отрасли Грузии была не лучше, чем сейчас в Украине. Советская система здравоохранения Семашко давно исчерпала себя. Хотя она и считалась бесплатной, едва ли не каждый визит к врачу простых граждан сопровождался взяткой. Кроме того, стоимость лекарств в аптеках была завышенной.

Изменения в медицинской отрасли здесь начали с фармацевтов. Прежде всего ради увеличения конкуренции были упрощены условия для открытия аптек. Потом взялись за импортеров-посредников, из-за которых, собственно, и росли цены. Власть Грузии пошла на беспрецедентный шаг — позволила продавать в стране лекарства, которые производители выделили по квоте для других государств. Безрецептурные медикаменты стало возможным продавать прямо в супермаркетах. К тому же был существенно упрощен процесс лицензирования лекарств: оно не нужно для препаратов, уже продающихся в ЕС или США.

«Если какой-либо препарат выпускают для себя в развитой стране, значит, его можно применять и у нас в Грузии без какого-либо риска и без получения лицензии, — подчеркивает Каха Бендукидзе. — Ведь если, например, немцы не обнаружили от него вреда, то и у нас можно спокойно включить «зеленый свет» для его продажи».

Результатом таких действий стало удешевление лекарств в среднем на 25%, а стоимость некоторых из них снизилась на 40%. Это также позволило уменьшить количество фальсификата: отдельные препараты стало просто невыгодно подделывать. И что важно, такие изменения не требуют значительных финансовых расходов.

Экс-министр здравоохранения Грузии Андриа Урушадзе отмечает, что до прихода к власти команды Михаила Саакашвили в больницах был тотальный дефицит лекарств, не хватало мест, а взятки давали всем: от врача до санитара. Побороть такую досадную «практику» помогли приватизация больниц и введение медицинского страхования. Бюджет Грузии или Украины не способен обеспечить всех качественным и бесплатным медицинским обслуживанием. Для этого необходимо выделять минимум 8% ВВП ежегодно, тогда как у нас эта цифра не превышает 3,6%. Однако власть Грузии продолжает заботиться о неимущих, студентах, пенсионерах и детях, покупая им полисы, с которыми человек может обратиться в любую больницу — государственную или частную. Также государство помогает тяжелобольным гражданам, в том числе зажиточным: например, выделяет средства на диализ, кардиологические операции или слуховые аппараты. Конечно, остается бесплатной и скорая помощь.

Процесс изменений был мучительным и натолкнулся на сопротивление со стороны руководства больниц и коррумпированных чиновников. Они не только наживались на больных, но и не принимали на работу специалистов без взятки. Нередко на должности в медицинских заведениях назначали своих знакомых, которые работали лишь на бумаге. Причем выбирали для них немедицинские специальности типа менеджера по работе с общественностью или менеджера по персоналу. В некоторых больницах количество таких «работников» достигало 40% штата. Сейчас же зарплата даже у медсестер возросла втрое, а некоторые квалифицированные врачи в Тбилиси легально получают до 10 тыс. дол. — так же, как их коллеги из стран ЕС.

Медицинская реформа в Грузии очень быстро дала результаты. За 10 лет детская смертность снизилась на 75%, а материнская — на 80%. Существенно уменьшились темпы роста заболеваемости СПИДом и туберкулезом. А средняя продолжительность жизни возросла с 71 до 74 лет, то есть почти достигла уровня развитых стран. Интересно, что и бюджетное финансирование отрасли возросло в пять раз, но при этом власть не ввела никаких специальных налогов — существует только единый налог.

Каха Бендукидзе прогнозирует, что при политической воле подобные изменения в Украине можно реализовать за три-пять лет. Такую реформу необходимо проводить быстро и радикально, поскольку наше государство сейчас в намного более сложном положении, чем Грузия во времена Саакашвили. Придется сокращать количество больниц и оставить многих людей без государственной медицинской помощи. Конечно, это непопулярные шаги, но при условии решительных и профессиональных действий в перспективе они быстро дадут положительный результат.

 

Андриа Урушадзе,
экс-министр здравоохранения Грузии

«Как и все постсоветские страны, мы получили плохое наследство от СССР. Помню, как во времена советской бесплатной медицины медицинские работники стерилизовали одноразовые шприцы. Был тотальный дефицит лекарств и вопреки огромному количеству больниц — койко-мест. Каждый из нас платил за больницу — давал взятки врачам, медсестрам и даже санитаркам за то, что убрали палату.

Статистика в СССР находилась под воздействием идеологии, поэтому цифры меняли, чтобы показать, что социалистическая система медицины лучше капиталистической. На самом же деле были плохие показатели хронических больных, высокая детская смертность, искусственный дефицит медикаментов, которые потом продавались на черном рынке.

В Грузии здравоохранение было одним из самых коррумпированных секторов экономики: 80% или даже больше платежей были нелегальными. Так врачи компенсировали свою мизерную зарплату за довольно сложную и чрезвычайно ответственную работу. Мы решили: если уж бороться с коррупцией, то всюду, включая и медицину. Единственным способом побороть это позорное явление было сотрудничество частного и государственного секторов. Собственник больницы не заинтересован в неформальных платежах. Ему надо платить зарплату работникам, закупать лекарства по как можно более низким ценам, а не с «откатом». Когда приватизировали клиники (в Грузии частных больниц свыше 80%), стоимость медикаментов уменьшилась втрое. Также снизилась стоимость медицинского оборудования и ремонта помещений. Раньше у нас каждый год на бумаге ремонтировали, например, одни и те же ступеньки, которые странным образом за год «разрушались».

Процветала коррупция и при трудоустройстве новых кадров. Люди платили за возможность иметь работу. Самым популярным было место гинеколога. Интересно, что когда провели исследование, то обнаружили, что 87% платежей в сфере обслуживания материнства и детства — нелегальные. Мы просто должны были себе сказать: довольно!

Поскольку ресурсов, чтобы всем дать все и сразу, катастрофически не хватало, мы решили, что в переходный период необходимо в первую очередь помогать бедным. Организовали целевую программу по по-иску семей, нуждающихся в помощи, и на основании этих данных закупили медицинское страхование для малообеспеченных граждан Грузии. До конца 2013 года около 2 млн. человек имели медицинское страхование за государственный счет, однако и частный рынок развивался, поэтому 517 тыс. человек купили себе полисы сами. Кроме того, мы дали людям право выбирать, где проходить лечение. Каждый получающий от государства медицинский ваучер может выбрать, в какую клинику пойти. Это также снижает риск коррупции.

Грузия — единственная страна, где нет санитарно-эпидемиологической службы. Мы ее ликвидировали вопреки ужасным прогнозам, что после этого вся страна сразу заболеет. А оказалось, что люди покупают качественные продукты и без санитарных инспекторов, которые в последние годы только собирали дань с мелких торговцев. Если 10 лет назад предприниматель открывал маленький магазинчик, то приходили санитарные инспектора и сразу требовали 5 — 10 лари в месяц. В новом законе функции СЭС распределены между министерствами здравоохранения, сельского хозяйства, экологии.

Мы стремились сделать так, чтобы система стала как можно меньше зависима от людей. Приоритетами были бедные семьи, борьба с коррупцией в отрасли и сотрудничество с частным сектором»

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42