Другие налоги

Военный сбор

С целью обеспечения финансирования мероприятий по повышению обороноспособности государства временно, до 1 января 2015 г., введен новый общегосударственный военный сбор. Указанный сбор взимается по ставке 1,5% с доходов физических лиц в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры. В «Вестнике» № 34/2014 были напечатаны разъяснения, касающиеся объектов налогообложения и применения ставки сбора, начисления, удержания и уплаты сбора в бюджет, ответственности за неуплату сбора, а также предоставлены ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков. Поскольку в журнал поступают многочисленные обращения от граждан и субъектов хозяйствования, мы продолжаем предоставлять разъяснения, касающиеся взимания военного сбора.

Выходное пособие при увольнении

Является ли объектом обложения военным сбором сумма выходного пособия при увольнении наемного работника?


В соответствии с пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса объектом обложения военным сбором, в частности, являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат либо иных выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями.

Статьей 3 КЗоТ установлено, что к трудовым отношениям относятся отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (абзац первый ст. 21 КЗоТ).

Согласно ст. 97 КЗоТ формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Общие основания, случаи и порядок прекращения трудового договора установлены статьями 36 — 45 КЗоТ. В случае прекращения трудового договора работнику выплачивается выходное пособие.

Выходное пособие — это денежная выплата работнику, уволенному с работы не по его вине, которое выплачивается работодателем на основании и в размере, установленных ст. 44 КЗоТ.

Размеры выходного пособия, определенные этой статьей, — минимальные и дифференцируются в зависимости от основания, по которому проводится увольнение. Коллективным договором в пределах полномочий предприятия, учреждения, организации могут устанавливаться более высокие размеры выходного пособия. Согласно п. 1 Порядка № 100 сумма выходного пособия, которое выплачивается при увольнении работника, исчисляется из среднемесячной заработной платы.

Таким образом, сумма выходного пособия, которое является обязательной выплатой работнику предприятия в связи с прекращением трудовых отношений, подлежит обложению военным сбором на общих основаниях.

Пособие по беременности и родам

Подлежит ли обложению военным сбором сумма социального пособия по беременности и родам?


Право работников на отдых определено ст. 2 КЗоТ, ст. 2 Закона об отпусках и другими законами и нормативно-правовыми актами Украины.

Отпуск по беременности и родам является социальным отпуском (ст. 4 Закона об отпусках), который предоставляется женщинам на основании медицинского заключения в соответствии со ст. 179 КЗоТ и ст. 17 Закона об отпусках.

Финансирование пособия по беременности и родам осуществляется из средств государственного социального страхования (абзац четвертый ст. 23 Закона об отпусках).

Так, в соответствии с частью первой ст. 38 Закона № 2240 пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска по беременности и родам.

То есть пособие по беременности и родам предоставляется за тот период, когда работница фактически находилась в социальном отпуске по беременности и родам и не получала заработной платы.

Кроме того, женщины, не застрахованные в системе общеобязательного государственного социального страхования, также имеют право на государственное пособие в связи с беременностью и родами, которое выплачивается на условиях, предусмотренных Законом № 2811.

Следовательно, сумма социального пособия по беременности и родам не подлежит обложению военным сбором.

Страховые взносы, уплаченные работодателем на добровольное страхование

Является ли объектом обложения военным сбором сумма страховых взносов, уплаченных работодателем на добровольное страхование (в том числе медицинское) наемных работников?


Статьей 2 Закона об оплате труда определена структура заработной платы — основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты.

К другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся, в частности, другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм.

Полномочия предприятий и организаций, на которые распространяется действие Хозяйственного кодекса, предоставлять льготы работникам обоснованы правилами ст. 69, а также ст. 44 этого Кодекса, что дает право собственнику или предпринимателям свободно распоряжаться прибылью согласно уставу предприятия и действующему законодательству.

В других случаях полномочия устанавливать дополнительные льготы для работников предусмотрены отдельными положениями КЗоТ, специальными законами и подзаконными актами. Во всех случаях, когда законодательством устанавливается только право (а не обязанность) устанавливать для работников льготы, они подпадают под действие ст. 91 КЗоТ.

В соответствии с частью первой этой статьи предприятия в рамках своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Одной из таких льгот являются расходы предприятий в размере страховых взносов в пользу работников, связанных с добровольным страхованием.

Таким образом, в случае если работодатель за свой счет осуществляет взносы по страховому полису добровольного страхования жизни (в том числе медицинского страхования) работника, что обосновано условиями трудового договора (контракта) или предусмотрено нормами коллективного договора, сумма такого взноса является составной частью заработной платы такого работника и такой доход облагается военным сбором на общих основаниях.

Выплаты, перечисленные работодателем на лечение

Является ли объектом обложения военным сбором сумма денежных средств, которую перечисляет работодатель на счет учреждения здравоохранения на лечение работника и приобретение лекарственных средств?


Объектом обложения военным сбором, в частности, являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или иных выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями.

Понятие заработной платы определено в части первой ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона об оплате труда, согласно которым это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Следовательно, в случае если сумма денежных средств на лечение работника и приобретение лекарственных средств не выплачивается (не компенсируется) работнику, а перечисляется работодателем на счет учреждения здравоохранения, то такой доход нужно рассматривать как предоставление работодателем целевой благотворительной помощи разового характера, не являющейся объектом обложения военным сбором.

Выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

Является ли объектом обложения военным сбором сумма ежемесячных выплат, которые осуществляются работодателем согласно коллективному договору в пользу работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком?


В соответствии со ст. 179 КЗоТ и ст. 18 Закона об отпусках после окончания отпуска по беременности и родам по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. При этом предприятие за счет собственных денежных средств может предоставлять женщинам частично оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком большей продолжительности. Мать ребенка или другое застрахованное лицо, которое фактически ухаживает за ребенком в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, по собственному желанию может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ней сохраняется право на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком.

Следовательно, если работодателем в пользу работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляются начисления (выплаты), имеющие систематический характер и относящиеся к структуре заработной платы, то такие начисления (выплаты) являются объектом обложения военным сбором.

Средний заработок работников на время мобилизации

Подлежит ли обложению военным сбором сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период?


Статьей 2 Закона об оплате труда определена структура заработной платы, которая, в частности, включает дополнительную заработную плату.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает в себя доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Гарантии для работников на время выполнения государственной или общественной обязанности предусмотрены ст. 119 КЗоТ, согласно которой на время выполнения государственной или общественной обязанности, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Кроме того, частью второй ст. 39 Закона № 2232 предусмотрено, что за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняется место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности.

То есть сохранение и начисление среднего заработка работников на время выполнения государственной или общественной обязанности является гарантийной выплатой, входящей в состав дополнительной заработной платы, а следовательно, сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, является объектом обложения военным сбором на общих основаниях.

Денежное обеспечение военнослужащих

Является ли объектом обложения военным сбором денежное обеспечение военнослужащих?


В соответствии с пп. 1.1 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 этого Кодекса, в частности физическое лицо — резидент (нерезидент), получающее доход из источника его происхождения в Украине, налоговый агент.

Объектом обложения сбором являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; в форме выигрыша в государственную и негосударственную денежные лотереи, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса).

Согласно ст. 3 КЗоТ к трудовым отношениям относятся отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 КЗоТ).

Подпунктом 14.1.195 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что работником считается физическое лицо, которое непосредственно собственным трудом выполняет трудовую функцию согласно заключенному с работодателем трудовому договору (контракту) в соответствии с законом.

Определение понятия трудового договора приведено в абзаце первом ст. 21 КЗоТ.

Частью первой ст. 94 этого Кодекса и ст. 1 Закона об оплате труда установлено, что заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Статьей 2 Закона об оплате труда определена структура заработной платы — основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты.

Основная заработная плата — это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности), которая определяется в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Дополнительная заработная платаэто вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, которое включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

К другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или производящиеся сверх установленных указанными актами норм.

Вместе с тем в соответствии со статьями 1 и 2 Закона № 2232 военнослужащие — это лица, проходящие военную службу, которая является государственной службой особого характера и заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины, связанной с защитой Отечества.

Кроме того, ст. 9 Закона № 2011 определено, что государство гарантирует военнослужащим, в частности, денежное обеспечение, в состав которого входят:

  • должностной оклад, оклад по воинскому званию;
  • ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (повышение должностного оклада, надбавки, доплаты, вознаграждения, имеющие постоянный характер, премии);
  • одноразовые дополнительные виды денежного обеспечения.

В соответствии с п. 2 постановления № 1294 выплата денежного обеспечения военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава осуществляется в порядке, утвержденном, в частности, Минобороны Украины.

Поскольку доходы военнослужащих Вооруженных Сил Украины, полученные в виде денежного обеспечения, не являются доходами в виде заработной платы, другими доходами, которые начисляются (выплачиваются) в связи с трудовыми отношениями, и военнослужащие не являются работниками в соответствии с действующим трудовым законодательством, а проходят военную службу, указанные доходы не являются объектом обложения военным сбором.

Надбавки работникам за разъездной характер работ

Является ли объектом обложения военным сбором сумма надбавки работникам, работа которых выполняется вахтенным методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер?


Согласно п. 1 постановления № 490 предприятия самостоятельно устанавливают надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам работников, работа которых выполняется вахтенным методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной характер, в размерах, предусмотренных коллективными договорами или по согласованию с заказчиком.

Предельные размеры надбавок (полевого обеспечения) работникам за день не могут превышать предельные нормы расходов, установленных Кабинетом Министров Украины для командировок в пределах Украины.

Для целей раздела IV Налогового кодекса заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса).

В соответствии со ст. 2 Закона об оплате труда основная заработная плата — это вознаграждение за выполненную работу согласно установленным нормам труда (нормам времени, выработки, обслуживания, должностным обязанностям). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Вместе с тем следует заметить, что формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями (ст. 97 КЗоТ).

Следовательно, надбавки работникам, работа которых выполняется вахтенным методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер, в размерах, предусмотренных, в частности, коллективными договорами, включаются в состав заработной платы и подлежат обложению военным сбором.

Компенсация стоимости горючего и ремонта автомобиля

Подлежит ли обложению военным сбором компенсация стоимости горючего и ремонта автомобиля, выплачиваемая работодателем наемному работнику за использование при выполнении служебных обязанностей собственного автомобиля, который не находится в аренде субъекта хозяйствования?


Компенсацию стоимости горючего и ремонта автомобиля, выплачиваемую работодателем наемному работнику за использование при выполнении служебных обязанностей собственного автомобиля, который не находится в аренде субъекта хозяйствования, необходимо рассматривать как другие выплаты и вознаграждения, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и подлежат обложению военным сбором.

Командировка сверх установленных норм на основании решения руководства

Подлежит ли обложению военным сбором сумма, на которую увеличен размер суточных расходов на командировку сверх установленных норм на основании решения руководства?


Статьей 121 КЗоТ установлено, что работники имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи со служебными командировками.

Работникам, которые направляются в командировку, выплачиваются: суточные за время нахождения в командировке, стоимость проезда к месту назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.

Согласно п. 16 раздела I Инструкции № 59 суточные расходы — это расходы на питание и финансирование других собственных нужд физического лица, понесенные в связи с командировкой, а также расходы, которые не требуют специального документального подтверждения.

Суммы суточных расходов утверждены постановлением № 98. Однако нормы, определенные этим постановлением, распространяются исключительно на государственных служащих и работников предприятий и организаций, которые полностью или частично финансируются за счет бюджетных средств.

Вместе с тем пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса определен размер суточных, которые разрешено включать в состав расходов плательщика налога на прибыль, а именно: для командировок в пределах территории Украины — не больше 0,2 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года (в 2014 г. — 243,60 грн.), в расчете на сутки; для командировок за рубеж — не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года (в 2014 г. — 913,50 грн.), в расчете на сутки.

Следовательно, суммы суточных расходов, которые включаются в состав расходов плательщика налога на прибыль предприятий в пределах норм, предусмотренных пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса, не являются доходами работников небюджетных предприятий, направляемых в командировку. Сумму их превышения следует рассматривать как другие (компенсационные) выплаты, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и подлежат обложению военным сбором.

Согласно ст. 13 КЗоТ в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности нормированию и оплате труда, установлению форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.), установлению гарантий, компенсаций, льгот, условий и охраны труда.

То есть предприятия, учреждения и организации, которые не содержатся за счет бюджетных средств, могут устанавливать размер суточных в коллективном договоре.

Таким образом, сумма, на которую увеличен размер суточных расходов на командировку сверх установленных норм на основании решения руководства, подлежит обложению военным сбором на общих основаниях.

Дополнительные отпуска лицам, потерпевшим вследствие Чернобыльской катастрофы

Подлежит ли обложению военным сбором оплата дополнительных отпусков лицам, потерпевшим вследствие Чернобыльской катастрофы?


Пунктом 22 ст. 20 и п. 1 ст. 21 Закона № 796 предоставлено право лицам, отнесенным к категориям 1, 2 потерпевших вследствие Чернобыльской катастрофы, на использование очередного отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 рабочих (16 календарных) дней в год.

Механизм использования, учета, отчетности и контроля за использованием средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, главным распорядителем которых является Минтруда Украины, определен Порядком № 936.

Подпунктом 9 п. 4 этого Порядка предусмотрена оплата дополнительного отпуска гражданам сроком 14 рабочих дней (16 календарных дней) в соответствии с п. 22 ст. 20, п. 1 ст. 21, п. 3 части третьей ст. 30 Закона № 796.

Вместе с тем согласно п. 5 Порядка № 936 социальные выплаты, доплаты (виды помощи), предусмотренные подпунктами 5 — 13 п. 4 этого Порядка, проводятся по месту основной работы (службы) граждан предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица, учреждениями, организациями и воинскими частями согласно расчетным данным, представленным в уполномоченный орган.

Объектом обложения сбором являются доходы, в частности, в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса).

Таким образом, оплата дополнительных отпусков лицам, отнесенным к категориям 1, 2 потерпевших вследствие Чернобыльской катастрофы, включается в состав заработной платы и подлежит обложению военным сбором.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42