НДФЛ

Новые правила обложения НДФЛ благотворительной помощи

В связи с необходимостью создания благоприятных условий для осуществления благотворительной деятельности, направленной на решение вопросов обеспечения потребностей участников АТО, физических лиц, проживающих или выехавших с территории проведения АТО, участников массовых акций общественного протеста в Украине в период с 21.11.2013 г. по 28.02.2014 г., а также 02.05.2014 г. в г. Одессе, физических лиц — переселенцев с территории АР Крым, Законом № 1668 внесены изменения в Налоговый кодекс, в частности касающиеся освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц благотворительной помощи. Рассмотрим эти изменения подробнее.


Период действия Закона № 1668

В соответствии с разделом II «Заключительные положения» Закона № 1668 этот Закон вступает в силу 26.09.2014 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 ноября 2013 г.

Доходы, не облагаемые налогом

Законом № 1668 расширен и уточнен перечень доходов, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога, определенных п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса. В частности, не облагается налогом на доходы физических лиц помощь на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога в виде денежных средств или стоимости имущества (услуг), предоставленная благотворительными организациями или работодателем такого плательщика, в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов при наличии соответствующих подтверждающих документов (пп. 165.1.19 этого пункта).

Кроме того, вышеуказанный пункт дополнен пп. 165.1.54, согласно пп. «а» которого в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается сумма (стоимость) благотворительной помощи, выплаченной (предоставленной) благотворителями, в том числе благотворителями — физическими лицами, которые внесены в Реестр волонтеров АТО в порядке, определенном Законом о благотворительности, в пользу следующих категорий плательщиков налога:

  • участников боевых действий или членов семей таких участников боевых действий, которые во время участия в АТО, в обеспечении ее проведения получили ранение, контузию или другое повреждение здоровья, погибли, умерли в результате ранения, контузии или увечья, полученных во время участия в АТО, в обеспечении ее проведения, либо признаны без вести пропавшими в установленном порядке (далее — участники боевых действий и члены их семей).

К участникам боевых действий Законом № 1668 отнесены:

военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины; лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других созданных согласно законам Украины воинских формирований, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО;

работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО в районе ее проведения в порядке, установленном законодательством;

  • участников массовых акций общественного протеста в Украине, получивших ранение, контузию или другое повреждение здоровья во время участия в этих акциях в период с 21.11.2013 г. по 28.02.2014 г., а также 02.05.2014 г. в г. Одессе, или в пользу членов семей таких участников, погибших или умерших в результате полученных в этот период ранений, контузии или другого повреждения здоровья, или признанных без вести пропавшими в установленном порядке (далее — участники массовых акций и члены их семей);
  • физических лиц, проживающих (проживавших) на территории населенных пунктов, где проводится (проводилась) АТО, и/или вынужденно покинувших место жительства в связи с проведением АТО в таких населенных пунктах (далее — жители и переселенцы с территории АТО);
  • физических лиц, проживавших на территории АР Крым и вынужденно покинувших место жительства в связи с временной оккупацией территории Украины, определенной Законом № 1207 (далее — переселенцы из АР Крым).

Для целей пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса к членам семей участников боевых действий и/или участников массовых акций в Украине относятся: жена, муж, не вступившие в брак вторично; родители; дед и бабушка (если родители умерли); несовершеннолетние дети; совершеннолетние дети-инвалиды.

При этом следует отметить, что указанные в пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса доходы не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщиков налога до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором завершена АТО.

Размер не облагаемой налогом благотворительной помощи

Законом № 1668 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса дополнен пп. 170.7.8, согласно которому определяется сумма (стоимость) благотворительной помощи, не включаемая в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога.

Так, пп. «а» пп. 170.7.8 п. 170.7 ст. 170 этого Кодекса установлено, что в налогооблагаемый доход не включается благотворительная помощь в любой сумме (стоимости), предоставляемая согласно пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 Кодекса участникам боевых действий и членам их семей для закупки или в виде:

  • специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами);
  • технических средств наблюдения;
  • лекарственных средств;
  • средств личной гигиены;
  • продуктов питания;
  • предметов вещевого обеспечения;
  • других товаров (работ, услуг) согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, налогообложению не подлежит благотворительная помощь в любой сумме (стоимости), предоставленная участникам боевых действий и членам их семей, участникам массовых акций и членам их семей, жителям и переселенцам с территории АТО, переселенцам из АР Крым для оплаты (компенсации) стоимости:

  • лекарственных средств;
  • донорских компонентов;
  • изделий медицинского назначения;
  • технических и других средств реабилитации;
  • платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации;
  • услуг медицинской реабилитации;
  • санаторно-курортного оздоровления.

Вместе с тем участники боевых действий и члены их семей, участники массовых акций и члены их семей, жители и переселенцы с территории АТО, переселенцы из АР Крым на основании пп. «б» пп. 170.7.8 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса имеют право на получение без налогообложения благотворительной помощи, предоставленной на восстановление утраченного имущества и на другие нужды согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, которые возникли у таких плательщиков налога в сумме, совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышающей 1000 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года (в 2014 г.1 218 000 грн.). Если общая сумма полученной благотворительной помощи в течение отчетного (налогового) года превышает указанный предельный размер, сумма превышения над таким размером облагается налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса, то есть 15 (17)%, и плательщик налога обязан представить годовую налоговую декларацию об имущественном положении и доходах с указанием сумм благотворительной помощи.

Сбор благотворительной помощи благотворителями — физическими лицами

Законом № 1668 урегулирован вопрос необложения налогом помощи, которая собирается благотворителями — физическими лицами для предоставления ее отдельным категориям плательщиков налога.

Так, пп. «б» пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса установлено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается сумма (стоимость) благотворительной помощи, полученной благотворителямифизическими лицами, которые внесены в Реестр волонтеров АТО в порядке, определенном Законом о благотворительности, для предоставления благотворительной помощи в пользу участников боевых действий и членов их семей, участников массовых акций и членов их семей, жителей и переселенцев с территории АТО, переселенцев из АР Крым в размере, фактически использованном на такие цели, и на возмещение документально подтвержденных расходов таких благотворителей, связанных с предоставлением указанной благотворительной помощи.Чтобы такая помощь не облагалась налогом на доходы физических лиц, она должна предоставляться благотворителями — физическими лицами непосредственно вышеуказанным категориям налогоплательщиков или через Министерство обороны Украины, Главное управление Национальной гвардии Украины, Службу безопасности Украины, Службу внешней разведки Украины, Администрацию Государственной пограничной службы Украины, Министерство внутренних дел Украины, Управление государственной охраны Украины, Администрацию Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, через органы управления других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, содержащиеся за счет средств государственного бюджета.

Сумма (стоимость) благотворительной помощи, которая не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога, определяется согласно пп. 170.7.8 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса.

Указанные доходы не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщиков налога до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором завершена АТО.

При этом следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Законом № 1668, денежные средства, полученные благотворителямифизическими лицами на их банковские счета на цели, определенные в пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 этого Кодекса, и не использованные такими благотворителями в срок, указанный в этом подпункте, должны быть перечислены ими в Государственный бюджет Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Правила пп. «б» пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса применяются также к благотворительной помощи, полученной указанными благотворителями — физическими лицами в отчетном налоговом году, предшествующем году их внесения в Реестр благотворителей — волонтеров АТО.

Возврат уплаченного налога

Если из суммы (стоимости) благотворительной помощи, которая соответствует условиям, определенным пп. 165.1.54 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса, был удержан (уплачен) налог налоговым агентом или плательщиком налога, то суммы такого налога подлежат возврату плательщику налога из бюджета в порядке, установленном этим Кодексом для возврата сумм ошибочно или излишне уплаченных денежных обязательств.

Напомним, что условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств регламентированы ст. 43 Налогового кодекса.

Реестр волонтеров АТО

Законом № 1668 также урегулированы вопросы, касающиеся порядка формирования и ведения Реестра волонтеров АТО.

Так, раздел VII «Заключительные положения» Закона о благотворительности дополнен новыми положениями. В частности, определено, что Реестр волонтеров АТО формируется и ведется Государственной фискальной службой Украины и обнародуется на ее официальном веб-сайте.

Порядок формирования и ведения Реестра волонтеров АТО определяется Минфином Украины.

Для включения в Реестр волонтеров АТО благотворитель — физическое лицо подает:

  • заявление;
  • копию документа о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, а также уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
  • справку из банка (справки из банков) с указанием реквизитов счетов, открытых на имя такого волонтера, которые предназначены для осуществления благотворительной деятельности.

Включение в Реестр волонтеров АТО осуществляется по заявительному принципу в течение одного рабочего дня.

Истребование других сведений и документов, не предусмотренных этим перечнем, запрещается.

При этом следует отметить, что до даты введения Реестра волонтеров АТО требования относительно внесения благотворителей — физических лиц в этот Реестр не применяются.

Публичный сбор благотворительных пожертвований

Законом № 1663 внесены изменения в ст. 7 Закона о благотворительности, которыми уточнено, что лица, состоящие на государственной или другой публичной службе, а также лица, действующие от имени лиц, которые состоят на государственной или другой публичной службе, не имеют права осуществлять публичный сбор благотворительных пожертвований, за исключением случаев, установленных Законом о благотворительности.

Кроме того, вышеуказанная статья дополнена нормами, согласно которым публичный сбор благотворительных пожертвований для обеспечения боевой, мобилизационной готовности, боеспособности и функционирования Вооруженных Сил Украины осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Публичным сбором благотворительных пожертвований признается добровольный сбор целевой помощи в форме денежных средств или имущества среди неопределенного круга лиц, в частности с использованием средств электронной связи или телекоммуникации, для достижения целей, определенных Законом о благотворительности.

Лица, осуществляющие публичный сбор благотворительных пожертвований от имени благотворительной организации, действуют на основании нотариально удостоверенной доверенности руководителя благотворительной организации. Доверенность должна определять, в частности, цели, место и срок сбора денежных средств или другого имущества, порядок их использования и порядок общего доступа к финансовым отчетам благотворительной организации.

Лица, осуществляющие публичный сбор благотворительных пожертвований в пользу благотворительной организации от собственного имени, действуют на основании контракта (договора) о благотворительной деятельности с такой благотворительной организацией. Контракт (договор) должен определять, в частности, цели, место и срок сбора денежных средств или другого имущества, порядок их использования, порядок общего доступа к финансовым отчетам благотворительной организации и ответственность сторон в случае нарушения контракта (договора) или порядка использования пожертвований.

Лица, осуществляющие публичный сбор благотворительных пожертвований от имени или в пользу других бенефициаров (кроме благотворительных организаций), действуют на основании контракта (договора) о благотворительной деятельности с таким бенефициаром или одним из его законных представителей. Контракт (договор) должен определять, в частности, цели, место и срок сбора денежных средств или другого имущества, порядок их целевого использования, учета и отчетности, а также ответственность лица, осуществляющего публичный сбор благотворительных пожертвований, перед бенефициаром и благотворителями в случае нарушения контракта (договора) или порядка использования таких пожертвований.

При этом в соответствии со ст. 7 Закона о благотворительности запрещается публичный сбор благотворительных пожертвований на цели, которые противоречат законам Украины или нарушают права третьих лиц. Запрещается публичный сбор благотворительных пожертвований в форме подакцизных товаров.

 

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00