Социальное страхование

Возмещение застрахованных убытков в зоне АТО

Вопрос осуществления страховых выплат в зоне АТО - один из самых важных и наиболее актуальных, вынесенных сегодня страховым рынком на обсуждение. Общих данных ни о страховых выплатах, ни о заявленных убытках в зоне АТО у страховщиков нет. Однако, по оценкам экспертов, эти цифры очень серьезные: сумма заявленных убытков скорее всего превысит 300 млн. грн., поскольку о страховых событиях заявляли в основном представители тех населенных пунктов, которые освобождены украинскими военными, тогда как наибольшее количество застрахованных объектов все еще находится в городах Донецкой и Луганской областей.


Страховые события в зоне АТО

Самые распространенные страховые события в зоне АТО — это повреждение и тотальное уничтожение имущества, угон автомобилей, ограбление магазинов. Есть уже выплаты по полисам страхования жизни и здоровья.

По мнению многих страховых компаний, а также объединяющих их неприбыльных организаций (Лига страховых организаций Украины, Украинская федерация страхования), в мировой практике массовые народные волнения, военные действия, революции и т. п. традиционно относятся к форс-мажорным обстоятельствам, и по ним страховщиками убытки не покрываются. Иначе страховые компании рискуют обанкротиться, ведь потерпевшими на таких территориях являются поголовно все — и юридические, и физические лица. Во всех договорах страхования прописаны стандартные исключения — это события, произошедшие во время военных действий, гражданской войны, мятежа, народного восстания, захвата власти, теракта и т. п. Поэтому страховщики на всех уровнях подчеркивают, что вопросы военных рисков и рисков терроризма — это мировая практика. Эти риски существуют во всех без исключения договорах как для физических, так и для юридических лиц. И в мирное, и в военное время нужно покупать отдельно страховое покрытие или полис для этих рисков, то есть в стоимость нынешних договоров эти риски не включены.

Следует отметить, что сейчас страховщики предлагают уникальные страховые продукты для защиты домов, квартир, дач, автомобилей от прямых последствий военных действий: пожара, взрыва, падения самолетов, попадания снарядов, мин и использования любых видов оружия. Учитывая то, что многие оставили свои дома и квартиры на неопределенное время, выехав из зоны конфликта, страховые компании принимают на страхование имущество без непосредственного участия страхователя в осмотре жилья.

Следовательно, ключевым вопросом является то, считаются ли форс-мажором события на востоке нашей страны.

В последние месяцы страховщики отмечают многократное увеличение количества заявлений по страховым событиям, поступающих из освобожденных городов и сел Донбасса, ведь после освобождения начинают функционировать правоохранительные органы, которые могут выдавать документы о повреждении застрахованных объектов.

Наибольшее количество заявлений об убытках зафиксировано в сегменте корпоративного страхования имущества и грузов. Ведь в Донбассе много предприятий брали кредиты и вынуждены были страховать залоговое имущество. Теперь страховщики оказались перед дилеммой: с одной стороны, поврежденные обстрелом здания не включаются в понятие страхового случая, а с другой — банки требуют покрытия этих рисков. Поэтому страховщик должен решить для себя: брать ответственность или портить отношения с банком.

Что касается застрахованных грузов, то большинство заявленных убытков связано с вооруженным захватом террористами перевозчиков товаров по территории Донбасса.

Но это не означает, что по всем заявлениям будут осуществлены выплаты — с каждым из страховых случаев следует разбираться, чтобы определить, является ли событие страховым случаем, то есть нужен отдельный подход.

Если в документах правоохранительных органов в качестве причины убытка не указаны военные действия, то по закону страховщики обязаны платить, ведь в зоне АТО не было введено военное положение, которое считается форс-мажором для всего региона.

Например, у страхователя в г. Славянске сгорел супермаркет. Заявленный убыток составляет около 5 млн. грн. Но страховая компания не может определить, какой будет выплата, потому что прежде всего необходимо разобраться в причинах пожара. Если здание сгорело в результате попадания мины, повреждения страховкой не покрываются. Но если пожар произошел из-за замыкания электропроводки или часть имущества не сгорела, а была разграблена, то по таким рискам страховщик обязательства несет.

Кроме того, сегодня в зоне АТО ничего не страхуется, хотя, возможно, многие жители хотели бы застраховать собственное жилье или авто. Но это невозможно, поскольку риски превышают 100%, и о ведении цивилизованного бизнеса на этих территориях сейчас речь не идет. Во-первых, страховые компании не могут брать на себя ответственность за происходящее, а во-вторых, там постоянно на повестке дня стоят проблемы технического плана — террористы требуют перечислять деньги им. Страхование как услуга на этих территориях временно заморожено.

В связи с напряженной ситуацией в регионе страховщики усиливают риск-менеджмент: ежедневно мониторят ситуацию на востоке страны, перенастраивают системы урегулирования страховых событий, платежей, закрывают офисы в Донбассе или сокращают рабочие дни в отделениях.

Но все же большинство компаний принимают решение платить по страховым случаям в зоне АТО. Страховщики с пониманием относятся к вынужденной задержке в предоставлении клиентами соответствующих справок и документов.

Наиболее активные дискуссии у страховщиков происходят в том случае, если поступают заявления о противоправных действиях третьих лиц или незаконном завладении имуществом в указанных регионах. Имеются заявления, из которых несложно понять, что изъятия автомобилей произошли в результате действий террористов, и на этом фоне существуют проблемы. Нужно знать четкие обстоятельства события и иметь необходимые документы, прописанные по договорам. Только тогда страховщики смогут выплатить компенсацию по всем заявленным убыткам в этой зоне.

Как и на любой территории страхового покрытия, в Луганской и Донецкой областях такие компании проводят урегулирование страховых событий в общем порядке. Если обстоятельства наступления страхового события подкреплены всеми необходимыми документами, то говорить об отказе в выплате страхового возмещения не приходится. Главное, чтобы все документы было представлены своевременно, и можно с пониманием отнестись к задержкам в предоставлении соответствующих справок или заключений. Поэтому события на востоке Украины не подпадают под исключения страхования. Однако, конечно, компании регулируют и выплачивают возмещение в тех случаях, когда выгодоприобретатель (страхователь) находится на связи и имеет доступ к банковским учреждениям.

Однако отказов в выплатах также хватает. Об этом свидетельствует рост количества судебных исков, связанных с отказом выплачивать страховку по событиям в зоне АТО.

До сих пор каждый страховщик со своей стороны решал эту проблему собственными силами. Одни обращались за признанием форс-мажора по договорам страхования в Торгово-промышленную палату Украины (далее — ТППУ), другие — в СБУ.

Единого мнения, платить или нет по страховым случаям в зоне АТО, у страховщиков сейчас нет. В условиях настолько обостренной ситуации чаще всего очень непросто отличить обычные противоправные действия третьих лиц от, например, общественных протестов. Это усложняет определение, является ли случай страховым. Значительную роль в этом играют следующие факторы: содержание положений договора страхования и правил страхования, политика страховщика, обстоятельства и причины причинения вреда и его документальное оформление.

Следует отметить, что урегулирование страхового события требует подтверждения правоохранительных и других государственных органов, которые во многих населенных пунктах региона объективно не могут осуществлять деятельность, посколку ситуация там значительно усложняет проведение осмотра и оценки пострадавшего имущества, препятствуя осуществлению страховых выплат.

Что делать страхователю при наступлении страхового случая

Страхователь при сложившихся в Украине обстоятельствах, или третье лицо, при наступлении страхового случая для получения страхового возмещения обязан:

  • немедленно и любым доступным способом уведомить страховщика (подать заявление) о страховом случае (но в любом случае не позднее 48 часов начиная с того момента, когда страхователю стало известно о наступлении такого события) письменно (в произвольной форме или по форме, установленной страховщиком) с подробным изложением всех известных ему обстоятельств;
  • с момента наступления страхового случая (в течение 24 часов) уведомить соответствующие компетентные органы либо службы, уполномоченные расследовать или реагировать на данное событие (МВД, МЧС, пожарная охрана, скорая медицинская помощь и т. п.), а также обеспечить наличие документов, подтверждающих наступление страхового случая, его причины и размер убытков, если иное не предусмотрено договором страхования;
  • принять все возможные меры для установления и фиксации в документальном виде реквизитов лиц, действия которых спровоцировали наступление страхового случая;
  • выполнять распоряжения и рекомендации страховщика или его уполномоченных представителей и т. п.

Отдельный момент, на котором необходимо сделать акцент, — это грамотное оформление документов компетентными органами (ГАИ, РУВД), что является главным козырем для страхователя. Они должны соответствовать интересам страхователя, а для этого важно соблюдать правильные формулировки.

Например: факт попадания осколков мины или гранаты можно описать как повреждения, причиненные тупым тяжелым предметом; угон транспортного средства боевиками — как противоправное завладение транспортным средством; конфискацию имущества бандитами — как тайное разворовывание имущества и т. п. Такие формулировки помогут пострадавшему страхователю занять более твердую позицию в переговорах со страховщиками.

Что касается страховой выплаты по договорам страхования автогражданки в зоне АТО, то согласно п. 32.9 ст. 32 Закона № 1961 страховщик или Моторное (транспортное) страховое бюро не возмещает ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, если оно произошло в результате массовых волнений и групповых нарушений общественного порядка, военных конфликтов, террористических актов, стихийного бедствия, взрыва боеприпасов, пожара транспортного средства, не связанного с этим происшествием. Поэтому все зависит от содержания справки ГАИ, в которой фиксируется факт повреждения или уничтожения авто.

Конфликт интересов

По нашему мнению, заложниками сложившейся ситуации стали не только страхователи, которым был причинен ущерб в результате АТО, но и сами страховые компании.

Чтобы отказать в выплате по страховому договору, страховщик должен обосновать влияние форс-мажорных обстоятельств на страховое событие. Это предусмотрено ст. 617 Гражданского кодекса, согласно которой лицо, нарушившее обязательства (страховой договор), освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если докажет, что это нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Поэтому страховщику необходимо будет доказать причинно-следственную связь между проведением АТО, конкретными обстоятельствами причинения убытков и своим отказом в выплате страхового возмещения.

Вместе с тем ТППУ не выдает общих справок о подтверждении форс-мажорных обстоятельств на неопределенный круг лиц. Подтверждение форс-мажора предоставляется по каждому отдельному контракту. Решение любого другого органа не легитимно и не может быть использовано как подтверждение форс-мажорных обстоятельств. Поэтому каждый частный случай отказа страховщика в выплате возмещения должен быть обжалован в судебном порядке. Если отказ страховщика основан на том, что убытки были нанесены в результате форс-мажорных обстоятельств, и при этом отсутствует заключение ТППУ, то у клиента есть шанс выиграть дело и получить страховую выплату.

Урегулирование проблемных вопросов

С целью урегулирования проблемных вопросов по осуществлению страховых выплат в зоне АТО Нацкомфинуслуг организовала встречу с представителями страхового рынка, состоявшуюся 31.07.2014 г. Во время этого мероприятия выяснилось, что Нацкомфинуслуг было направлено письмо в Минюст Украины с просьбой дать разъяснение относительно определения правового статуса антитеррористической операции, а также порядка выполнения обязательств по договорам страхования, страховая защита по которым распространяется на зону проведения АТО. По результатам встречи было решено собрать предложения от страхового рынка и Нацкомфинуслуг для определения единой позиции относительно понимания существующей острой проблемы. Для этого страховому рынку нужно классифицировать данные об убытках в зоне АТО крупных страховых компаний.

Минюст Украины 11.08.2014 г. уведомил Нацкомфинуслуг, что на основании распоряжения № 862 ТППУ обратится к СБУ о предоставлении ей ежесуточной информации в разрезе конкретных населенных пунктов, находящихся в зоне АТО (область, город, район, село, улица и т. п.), с уточнением того, находятся ли они под эффективным контролем органов государственной власти.

С учетом вышеизложенного при рассмотрении обращений субъектов хозяйствования и физических лиц о засвидетельствовании обстоятельств форс-мажора по договорам, действие которых распространяется на зону проведении АТО на территории Донецкой и Луганской областей, ТППУ будет использовать объективную информацию, предоставленную СБУ.

Кроме того, решением № 40(3) утвержден Регламент засвидетельствования Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), которым установлен единый порядок засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств в системе ТППУ.

Регламентом определено понятие форс-мажорных обстоятельств, дан их перечень, разграничены компетенции ТППУ и региональных торгово-промышленных палат, предусмотрено введение Реестра сертификатов о засвидетельствовании форс-мажорных обстоятельств, Реестра уполномоченных лиц и порядка их обжалования.

Налоговый учет страховых возмещений

Подпунктом 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса установлено, что при выплате страхового возмещения в пользу плательщика налога — страхователя застрахованные убытки, которые понес такой плательщик налога в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы за налоговый период, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого плательщика за налоговый период их получения.

Таким образом, датой получения дохода в виде страхового возмещения в контексте положений Налогового кодекса признается дата принятия страховщиком решения о страховой выплате страхователю или дата получения предприятием информации о выплате со стороны страховщика.

Относительно даты признания расходов плательщика налога в сумме застрахованных убытков отметим, что документом о признании страховщиком факта наступления страхового случая и размера причиненного вреда, который служит основанием для выплаты страхового возмещения, является страховой акт или аварийный сертификат. Следовательно, застрахованные убытки, понесенные страхователем, относятся к составу его расходов в налоговом периоде, в котором был составлен страховой акт (аварийный сертификат).

Необходимо обратить внимание на то, что выплаты страхового возмещения производятся, как правило, на счет, указанный в заявлении о страховой выплате. Если страхователь указал в заявлении счет субъекта хозяйствования, который будет осуществлять восстановление поврежденного объекта, то выплата будет осуществлена на счет этого субъекта.

Размер страхового возмещения, который отражается страховщиком в страховом акте, определяется в зависимости от размера собственного участия страхователя в компенсации убытков (франшизы), если это установлено условиями договора страхования. Как правило, сумма застрахованных убытков равна сумме страхового возмещения, указанной в расчете к страховому акту, который определяется как разность между суммой материального ущерба и франшизой.

При этом если плательщик налога — страхователь осуществляет восстановление поврежденного основного средства за собственные денежные средства, то расходы, связанные с ремонтом такого основного средства, отражаются в налоговом учете в соответствии с нормами п. 144.1 ст. 144 и п. 146.12 ст. 146 Налогового кодекса, а именно: сумма расходов на ремонт в пределах 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного периода включается в налоговые расходы, а в случае превышения этого лимита увеличивает первоначальную стоимость ремонтированного основного средства.

Льготы в налогообложении благотворительной помощи в период проведения АТО

Законом № 1668 в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся обложения налогом на прибыль благотворительной помощи в период проведения АТО.

Так, в соответствии с изменениями, внесенным этим Законом в п. 33 подраздела 4 раздела XX указанного Кодекса, размеры благотворительной помощи в период проведения АТО с целью отражения в налоговом учете прибыли уже не имеют ограничений. Это позволяет страховым компаниям применять новый пункт Кодекса, согласно которому на период проведения АТО в другие расходы обычной деятельности без ограничений, предусмотренных пп. «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 этого Кодекса, включаются суммы денежных средств или стоимость товаров, выполненных работ, предоставленных услуг для нужд обеспечения проведения АТО.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

Отказ в страховых выплатах или страховом возмещении

Основанием для отказа страховщика в осуществлении страховых выплат или страхового возмещения являются:

  • намеренные действия страхователя или лица, в пользу которого заключен договор страхования, направленные на наступление страхового случая. Указанная норма не распространяется на действия, связанные с выполнением ими гражданского или служебного долга, в состоянии необходимой обороны (без превышения ее пределов) или защиты имущества, жизни, здоровья, чести, достоинства и деловой репутации. Квалификация действий страхователя или лица, в пользу которого заключен договор страхования, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Украины;
  • совершение страхователемфизическим лицом или другим лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, которое привело к страховому случаю;
  • предоставление страхователем заведомо неправдивых сведений о предмете договора страхования или о факте наступления страхового случая;
  • получение страхователем полного возмещения убытков по имущественному страхованию от виновного в их причинении лица;
  • несвоевременное уведомление страхователем о наступлении страхового случая без уважительных на это причин или создание страховщику препятствий в определении обстоятельств, характера и размера убытков;
  • другие случаи, предусмотренные законом.

Условиями договора страхования могут быть предусмотрены другие основания для отказа в осуществлении страховых выплат, если это не противоречит закону.

Решение об отказе в страховой выплате принимается страховщиком в срок не более предусмотренного правилами страхования и сообщается страхователю в письменной форме с обоснованием причин отказа.

Отказ страховщика в страховой выплате может быть обжалован страхователем в судебном порядке.

Негативное финансовое положение страховщика не является основанием для отказа в выплате страховых сумм (их частей) или страхового возмещения страхователю (ст. 26 Закона о страховании).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42