Другие налоги

Законодательные механизмы предупреждения возникновения налогового долга плательщиков в зоне АТО

Согласно определению, приведенному в пп. 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, налоговым долгом является сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства. То есть последствием невыполнения налоговой обязанности по уплате задекларированных налоговых обязательств или надлежащим образом согласованных в ином порядке денежных обязательств является возникновение налогового долга, применение штрафных санкций, начисление пени.

Однако бывают случаи, когда даже при наличии желания и воли налогоплательщика выполнить налоговый долг, состоящий в начислении налога/сбора, представлении налоговой отчетности и уплате определенной в ней суммы налогов/сборов, а также погашении налогового долга, не представляется возможным. Влиять на это может случай или непреодолимая сила, то есть чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства.

Ситуация, сложившаяся в последнее время в Донецкой и Луганской областях, связана с военным противостоянием террористической угрозе территориальной целостности и неприкосновенности Украины и может представлять, в частности, опасность при обеспечении жизнедеятельности человека, ограничивать свободу передвижения, угрожать защите объектов права собственности, мешать ведению предпринимательской (хозяйственной) деятельности и использованию права на труд.

Таким образом, возникновение случаев (обстоятельств), имеющих непредсказуемый характер, может усложнять или делать невозможным выполнение налогоплательщиком налоговой обязанности (по начислению, декларированию и уплате налогов), нарушение которой, в свою очередь, может спровоцировать возникновение налогового долга или его рост и в связи с этим применение мер, направленных на взыскание такого долга, а также может быть основанием для привлечения такого нарушителя к ответственности за невыполнение обязанностей, определенных Налоговым кодексом.

В целях предупреждения или недопущения последствий возникновения таких случаев рассмотрим существующие в действующем законодательстве механизмы, направленные на нивелирование таких проявлений и недопущение появления у плательщика налогового долга (или его роста), которые позволят избежать применения мер взыскания налогового долга и привлечения к ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения.

Исходя из основ налогового законодательства Украины, базирующихся на принципе удобства выполнения плательщиком налоговой обязанности, к предупредительным механизмам появления налогового долга можно отнести, в частности, создание (или способствование созданию) со стороны государства надлежащих условий для обеспечения плательщикам возможности:

  • представления налоговой отчетности в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства любыми имеющимися и возможными способами;
  • уплаты любым способом в бюджет денежных средств в виде налогов, сборов, обязательных платежей, взносов;
  • перенесения сроков представления налоговой отчетности в соответствии с требованиями Налогового кодекса;
  • изменения срока уплаты платежей (рассрочки/отсрочки денежных обязательств/налогового долга);
  • списания безнадежного налогового долга, возникшего вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств, и пр.

Декларирование налоговых обязательств

Исходя из требований ст. 49 Налогового кодекса плательщикам налогов (сборов, обязательных платежей) предоставлена возможность выбрать один из способов выполнения налоговой обязанности по представлению отчетности, в частности, путем:

личного представления ее в контролирующий орган налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом.

В целях создания условий для обеспечения государством конституционных гарантий по сохранению жизни и здоровья работников территориальных органов ГФС, защиты их законных прав и интересов, угрозу которым может представлять проведение АТО на территории Донецкой и Луганской областей, в соответствии с положениями ст. 34 КЗоТ, ст. 12 Закона № 108, ст. 6 Закона № 2694 установлен простой в работе контролирующих органов, находящихся территориально в зоне проведения АТО. В свою очередь для налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в территориальных органах регионов, в которых проводится АТО, на период проведения такой операции изменены места обслуживания таких плательщиков.

Просмотреть актуальную информацию об изменении мест обслуживания налогоплательщиков, которая постоянно обновляется, можно в разделе «Информация для Востока Украины» главной страницы официального веб-портала ГФС Украины (www.sfs.gov.ua);

отправки с помощью почтовой службы с уведомлением о вручении и с описью вложения.

По информации ГП «Укрпошта», размещенной на официальном сайте в сети Интернет по адресу www.ukrposhta.ua (а также направленной письмом от 28.07.2014 г. № 532-08-5425 по адресу ГФС Украины), предприятие уведомляло своих клиентов об увеличении сроков предоставления услуг почтовой связи и пересылки почтовых отправлений и о приостановлении работы объектов почтовой связи в Донецкой и Луганской областях, в частности по пересылке почтовых отправлений. В настоящее время ГП «Укрпошта» постепенно возобновляет работу отделений почтовой связи в ряде населенных пунктов указанных регионов, в которых завершена активная фаза АТО, находит возможность осуществлять почтовые отправления, а там, где их доставить адресату не представляется возможным, обеспечен прием регистрированных почтовых отправлений на отделения связи ряда населенных пунктов;

направления средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Услуга по получению ЭЦП предоставляется в представительствах АЦСК ИСД ГФС, расположенных в любых населенных пунктах Украины. Просмотреть перечень обособленных пунктов регистрации пользователей (в том числе временно не работающих) можно на официальном веб-портале ГФС Украины (www.sfs.gov.ua) по адресу: «Главная страница → Аккредитованный центр сертификации ключей → Новости → Вниманию клиентов Донецкой и Луганской областей (16 июля 2014 г.)». Налогоплательщикам, состоящим на учете в контролирующих органах Донецкой и Луганской областей, в отношении которых установлен простой в работе, для представления отчетности средствами электронной связи в электронной форме в контролирующий орган, на который временно возложено выполнение функциональных обязанностей по обслуживанию таких плательщиков, не нужно перезаключать договоры о признании электронных документов.

Однако в случае невозможности вследствие проведения АТО отчета в установленные сроки любым из перечисленных способов Налоговым кодексом предусмотрено следующее.

В соответствии с п. 49.2 ст. 49 Налогового кодекса налогоплательщик обязан за каждый установленный этим Кодексом отчетный период представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, независимо от того, вел ли такой налогоплательщик хозяйственную деятельность в отчетном периоде.

Предельные сроки представления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и на основаниях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Положениями п. 102.6 ст. 102 этого Кодекса определено, что предельные сроки представления налоговой декларации, подачи заявлений о пересмотре решений контролирующих органов, заявлений о возврате излишне уплаченных денежных обязательств подлежат продлению руководителем контролирующего органа (его заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, в частности если такой плательщик в течение указанных сроков имел ограниченную свободу передвижения вследствие обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально.

Приказом № 1044 утвержден Порядок применения пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины (далее — Порядок), согласно которому обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами) являются непреодолимая при данных условиях сила (стихийное бедствие, действие общественного врага, объявленная и необъявленная война, угроза войны, террористический акт, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые волнения, общественная демонстрация, молния, пожар, буря, наводнение, землетрясение, накопление снега или гололедица, взрыв и пр.), являющаяся обстоятельством, которое освобождает физическое лицо или должностных лиц юридического лица от ответственности за невыполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Согласно п. 4 указанного Порядка продление предельных сроков для представления, в частности, налоговой декларации может быть применено, если налогоплательщик был лишен возможности в определенный Налоговым кодексом срок выполнить денежное обязательство и/или воспользоваться налоговыми правами.

Пунктом 5.4 Порядка предусмотрено, что на возможность представления налогоплательщиком в предельный срок налоговых деклараций могут влиять документально подтвержденные обстоятельства непреодолимой силы.

Подтверждением действия обстоятельств непреодолимой силы является, в частности, документ о наступлении таких обстоятельств на территории Украины, выданный Торгово-промышленной палатой Украины (далееТППУ), по соответствующему обращению налогоплательщика.

При наличии документального подтверждения влияния обстоятельств непреодолимой силы на выполнение налогоплательщиком налоговой обязанности по представлению отчетности такой плательщик может обратиться в контролирующий орган с письменным заявлением о продлении предельных сроков представления налоговых деклараций, как преду-смотрено п. 7 Порядка.

Такое заявление подается налогоплательщиком в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания действия обстоятельств непреодолимой силы, в произвольной форме с кратким и четким обоснованием оснований для продления предельных сроков со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов. В заявлении предоставляется исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, выдавшего документ). К заявлению обязательно прилагается документальное подтверждение ТППУ факта возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Требования к содержанию такого заявления и особенности его написания юридическими и физическими лицами определены в п. 8 Порядка.

То есть в целях продления предельных сроков представления налоговой отчетности в связи с невозможностью представления такой отчетности вследствие действия обстоятельств непре-одолимой силы налогоплательщик обязан в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания действия обстоятельств непреодолимой силы, обратиться в орган ГФС, в котором такой плательщик состоит на учете, с соответству-ющим заявлением и документальным подтверждением ТППУ.

Таким образом, действующим налоговым законодательством налогоплательщикам предоставлена возможность перенесения предельных сроков представления налоговой отчетности после завершения действия обстоятельств непреодолимой силы в случае соблюдения условий, определенных Порядком.

Исходя из изложенного, у налогоплательщиков, воспользовавшихся указанными нормативными положениями, налоговые обязательства возникнут только после осуществления такими плательщиками декларирования налогов, которое должно состояться преимущественно уже после завершения АТО.

Однако в случае если налогоплательщик изъявил желание и нашел возможность представить налоговую отчетность в установленные законодательством сроки, в частности средствами электронной связи в электронной форме, несмотря на существование нормативных оснований для перенесения предельных сроков представления налоговой отчетности, такие согласованные налоговые обязательства подлежат своевременной уплате в установленном Налоговым кодексом порядке.

Уплата налоговых обязательств

Казначейское обслуживание

Порядок казначейского обслуживания доходов и других поступлений государственного бюджета утвержден приказом № 43.

Перечисление денежных средств, уплаченных плательщиками в государственный бюджет, осуществляется через Систему электронных платежей Нацбанка Украины (далее — СЭП) на счета, открытые в органах казначейства в соответствии с законодательством. Налоги, сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет Государственного бюджета Украины и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания.

Зачисление налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты осуществляется ежедневно.

Однако в связи с проведением АТО по информации Государственной казначейской службы Украины в отдельных местностях Донецкой и Луганской областей начиная с мая текущего года и до настоящего времени имели место случаи, которые делали невозможным выполнение соответствующими органами казначейской службы своих обязанностей и вызывали приостановление проведения платежей и отключение СЭП.

После налаживания функционирования банковской системы региона главные управления Государственной казначейской службы Украины постепенно возобновляют проведение платежей. Также с целью надлежащего функционирования отдельных органов государственной казначейской службы в связи с военным противостоянием в указанных регионах выполнение обязанностей главных управлений казначейства в Донецкой и Луганской областях временно возлагалось на другие органы государственной казначейской службы указанных регионов.

 

Организация работы банковских учреждений

С 24.07.2014 г. постановлением № 436 введен чрезвычайный режим работы банковской системы в Донецкой и Луганской областях. Такое решение вызвано ситуацией, сложившейся на территории этих областей, которая препятствует работе банковской системы в обычном порядке, а также необходимостью обеспечения финансирования нужд государства и жизнедеятельности населения.

Особенности организации работы банковской системы в чрезвычайном режиме определены Инструкцией № 435.

Указанной Инструкцией установлены особенности порядка прекращения работы участника СЭП и возобновления функционирования участника СЭП после приостановления работы, особенности выполнения банком платежных поручений клиентов в случае отключения от СЭП или нарушения работы системы автоматизации банка.

Требования Инструкции № 435 распространяются на Нацбанк Украины, банки Украины и Государственную казначейскую службу Украины в случае введения чрезвычайного режима работы отдельным постановлением Правления Нацбанка Украины. Чрезвычайный режим работы банковской системы может быть введен на отдельных территориях, а также на определенный срок.

Согласно постановлению № 466 банки Украины обязуют приостановить осуществление всех видов финансовых операций в населенных пунктах Донецкой и/или Луганской областей, которые не контролируются украинской властью, до перехода отдельного района/города областного значения указанных регионов под контроль украинской власти.

Также узнать о приостановлении работы ряда отделений банковских учреждений в Донецкой и Луганской областях можно по сообщениям пресс-служб банков, размещенным на веб-страницах таких учреждений в сети Интернет. Так, согласно информации пресс-центров происходило приостановление деятельности отделений, размещенных на территориях Донецкой и Луганской областей, таких банков, как АБ «Укргазбанк» (с 16.07.2014 г. по 30.09.2014 г., 16 отделений), ПАО «Державний ощадний банк України», «Райфайзен Банк «Аваль», «Укрсоцбанк» (UniСreditBank), «Приватбанк», «Альфа-банк», Universal Bank (с 25.07.2014 г.), «Фінансова ініціатива» (с 28.05.2014 г.), «Фінанси та кредит», ПАО «Кредобанк» и пр.

 

Отсрочка платежей

Проведение мероприятий по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины может оказывать негативное влияние на возможность своевременного выполнения налоговой обязанности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) и погашению налогового долга, которая не зависит от воли налогоплательщика, а связана с форс-мажорным обстоятельствами. В целях уменьшения негативных проявлений Налоговым кодексом определено следующее.

Статьей 32 этого Кодекса предусмотрена возможность изменения срока уплаты налога путем перенесения установленного налоговым законодательством срока уплаты налога и сбора или его части на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки или рассрочки, не отменяет действующей и не создает новой налоговой обязанности.

Общие принципы отсрочки (рассрочки) денежных обязательств (налогового долга) предусмотрены ст. 100 Налогового кодекса.

Согласно п. 100.5 этой статьи основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или увеличении налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима отсрочки, в течение которого состоятся изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

Перечень обстоятельств, которые являются основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и документов, подтверждающих эти обстоятельства, приведен в постановлении № 1235, в частности это заключение ТППУ о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Порядком № 574 определен порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков.

Для инициирования отсрочки денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщик должен обратиться с письменным заявлением, форма которого приведена в приложении 1 к указанному Порядку, в орган ГФС, в котором такой налогоплательщик состоит на налоговом учете и в котором учитывается денежное обязательство (налоговый долг).

В заявлении обязательно должны указываться суммы платежей (налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), пени), уплату которых налогоплательщик просит отсрочить, а также срок отсрочки и периоды уплаты таких платежей. При этом суммы, срок уплаты которых еще не наступил и срок уплаты которых уже прошел, указываются отдельно.

Кроме того, к заявлению обязательно прилагается экономическое обоснование, состоящее из:

  • перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;
  • анализа финансового состояния;
  • графика погашения отсроченных сумм;
  • расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

Решение об отсрочке денежных обязательств согласно форме, утвержденной приложением 2 к Порядку № 574, принимается органом ГФС в течение 30 календарных дней с даты подачи заявления.

Отсрочка предоставляется отдельно по каждому налогу, сбору, штрафной (финансовой) санкции (штрафу), пене. Сроки уплаты отсроченных сумм или их частей могут быть перенесены путем принятия отдельного решения и внесения изменений в договор отсрочки.

На сумму отсроченного денежного обязательства (налогового долга) начисляются проценты за каждый календарный день пользования плательщиком отсрочкой денежных обязательств (налогового долга).

Списание безнадежного налогового долга

В соответствии с действующим законодательством если выполнению налоговой обязанности препятствовало чрезвычайное или неотвратимое событие (непреодолимая сила), а возникновение налогового долга налогоплательщика произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), то такой налоговый долг может считаться безнадежным и на этом основании подлежать списанию согласно требованиям ст. 101 Налогового кодекса.

Подпунктом 101.2.4 п. 101.2 этой статьи предусмотрено, что безнадежный налоговый долг, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), подлежит списанию.

Согласно Порядку № 577 списанию подлежит безнадежный налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Факт существования таких обстоятельств на территории Украины удостоверяется ТППУ.

Списание безнадежного налогового долга осуществляется по решению руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа, которое принимается при наличии оснований и по результатам рассмотрения предоставленных налогоплательщиком документов (письменного заявления и документа, свидетельствующего о наступлении форс-мажорных обстоятельств) и анализа влияния форс-мажорных обстоятельств на неуплату налогов и возникновение налогового долга.

Пунктом 3 Регламента засвидетельствования ТППУ и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств документом, удостоверяющим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), определен сертификат (заключение) ТППУ о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы).

Согласно разделу четвертому указанного Регламента и в соответствии с Законом № 671 засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) отнесено к компетенции исключительно ТППУ.

При этом отметим, что получение сертификата (заключения) является платной услугой, однако для налогоплательщиков из Донецкой и Луганской областей тариф временно был уменьшен: с 25.07.2014 г. он составляет 240 грн.

По желанию для получения информационно-консультационных услуг, помощи в подготовке заявок, необходимого пакета документов с дальнейшей передачей этих заявок и документов в ТППУ налогоплательщик может обратиться в региональную торгово-промышленную палату.

В соответствии с разделом третьим Порядка № 577 определение суммы безнадежного налогового долга, подлежащего списанию контролирующим органом, осуществляется на основании данных информационной системы контролирующего органа по состоянию на день возникновения безнадежного налогового долга, которым при наличии факта непреодолимой силы считается день, следующий за предельным сроком погашения денежных обязательств за период, на который приходится дата, указанная в документе, удостоверяющем факт непреодолимой силы.

Следовательно, на определение даты возникновения безнадежного налогового долга влияет дата, указанная в сертификате (заключении) ТППУ, налоговый период, на который приходится такая дата, и предельный срок уплаты денежных (налоговых) обязательств.

Для списания безнадежного налогового долга налогоплательщик должен обратиться с письменным заявлением в орган ГФС, в котором он состоит на учете и в котором учитывается налоговый долг. В заявлении обязательно указываются суммы налогов и сборов, подлежащие списанию. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие, что налоговый долг считается безнадежным.

По результатам рассмотрения документов, предоставленных налогоплательщиком, руководитель (его заместитель) органа ГФС при наличии оснований принимает решение о списании безнадежного налогового долга.

Списание проводится органами ГФС ежеквартально, то есть ежегодно предусмотрены четыре периода, в течение которых осуществляется списание безнадежного налогового долга, а именно:

  • І квартал текущего года — с 11 по 30 мая;
  • ІІ квартал — с 10 по 29 августа;
  • ІІІ квартал — с 10 по 29 ноября;
  • IV квартал — с 10 февраля по 1 марта следующего года.

В високосный год списание налогового долга осуществляется с соответствующей корректировкой.

Санкции

За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются такие виды юридической ответственности: финансовая; административная; уголовная.

Финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства устанавливается и применяется согласно Налоговому кодексу и другим законам в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.

Положениями глав 11 и 12 Налогового кодекса предусмотрена финансовая ответственность:

  • в виде штрафа, применяемого к налогоплательщикам, которые:
  • не представили или несвоевременно представили налоговую отчетность либо не выполнили требования относительно внесения изменений в налоговую отчетность;
  • нарушили правила уплаты (перечисления) налогов;
  • в виде пени, которая начисляется по истечении установленных этим Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга.

Поэтому соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и использование на практике его отдельных механизмов, направленных на предупреждение появления налогового долга и применения мер взыскания такого долга, может позволить избежать применения к налогоплательщикам ответственности в налоговой сфере.

Статьей 114 Налогового кодекса предусмотрено, что предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенным ст. 102 этого Кодекса.

В соответствии с п. 102.6 этой статьи штрафные санкции, определенные Налоговым кодексом, не применяются в течение сроков продления предельных сроков представления налоговой декларации.

Следовательно, в случае если налогоплательщик воспользовался правом на перенесение установленных Налоговым кодексом сроков представления налоговой отчетности, которое наступит после завершения АТО, штрафные санкции за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности, нарушение правил уплаты (перечисления) налогов не должны применяться.

Также не применяются штрафы и не начисляется пеня при наличии отсрочки денежных обязательств (налогового долга)отсчет расчета начинается с даты составления (подписания) договора об отсрочке денежного обязательства (налогового долга) и до истечения срока действия такого договора.

Вместе с тем следует отметить, что привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц от привлечения к административной или уголовной ответственности при наличии соответствующих оснований.

Так, согласно ст. 1632 КоАП должностные лица предприятий, учреждений и организаций подвергаются административному взысканию путем наложения штрафа за непредставление или несвоевременное представление платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Единый взнос

Положениями Закона № 2464 не предусмотрена возможность рассрочки платежей по уплате единого взноса. Разделом VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464, правовая природа которого носит временный характер, предусматривалась рассрочка задолженности по взносам, которые отменяются при введении единого взноса, в переходном периоде при изменении правового регулирования указанных отношений, действие которых исчерпано разовым применением.

Также Законом № 2464 не предусмотрены положения, касающиеся освобождения от ответственности и/или неприменения мер воздействия к плательщикам за нарушения, которые произошли вследствие действия форс-мажорных обстоятельств.

Следовательно, законодательных оснований для предоставления рассрочки платежей по уплате единого взноса нет.

* * *

Исходя из вышеизложенного и учитывая основные модельные ситуации, которые могут возникнуть в налоговых правоотношениях вследствие действия форс-мажорных обстоятельств, со стороны государства созданы надлежащие условия для выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов в части:

  • декларирования налоговых обязательств (в частности, дистанционно в электронном виде, воспользовавшись услугами службы почтовой связи, с помощью использования налогового сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика», а также в другой контролирующий орган с учетом изменения места обслуживания плательщика);
  • уплаты согласованных налоговых обязательств (в частности, за счет согласованных действий органов ГФС с органами Государственной казначейской службы Украины, Нацбанком Украины, банковскими учреждениями и пр.);
  • перенесения сроков представления налоговой отчетности (кроме налогов, по которым установлено ежегодное разовое представление налоговой отчетности и такое декларирование уже состоялось, например по налогу на землю, единому налогу, фиксированному сельскохозяйственному налогу, авансовым взносам по налогу на прибыль и т. п.);
  • изменения сроков уплаты платежей путем отсрочки денежных обязательств и/или налогового долга;
  • неприменения или освобождения от ответственности (в случае перенесения сроков декларирования, отсрочки платежей);
  • списания безнадежного налогового долга, возникшего вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Невыполнение налоговой обязанности, которое произошло вследствие действия форс-мажорных обстоятельств, в конечном счете может привести к появлению налогового долга и применению мер взыскания (погашения) такого долга, на нивелирование которых и направлены законодательные механизмы предупреждения возникновения и роста налогового долга, а также избежания применения мер взыскания (погашения) налогового долга.

Вместе с тем следует отметить, что с целью решения этих проблем в Верховной Раде Украины зарегистрирован ряд законопроектов, в частности: «О неотложных мерах по недопущению ухудшения социально-экономического положения граждан Украины, а также малого и среднего бизнеса на территории Донецкой и Луганской областей» (регистр. № 4251а от 04.07.2014 г.); «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о социально-экономической защите граждан Украины на территориях, где проводится антитеррористическая операция)» (регистр. № 4295а от 17.07.2014 г.); «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно моратория на применение финансовой и административной ответственности к субъектам хозяйствования)» (регистр. № 4295а-1 от 18.07.2014 г.); «О мерах по уменьшению негативных последствий в агропромышленном комплексе Украины в особый период» (регистр. № 4525а от 18.08.2014 г.); «О преодолении последствий в экономике Донецкой и Луганской областей после проведения антитеррористической операции в Украине» (регистр. № 4539а от 22.08.2014 г.).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42