Юридическая практика

Особенности обжалования на временно оккупированной территории Украины решений, действий контролирующих органов в судебном порядке

Суть дела. Применение отдельных норм Закона № 1207.

Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, которая в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной (статьи 1, 2 Конституции).

Пребывание на территории Украинского государства вооруженных сил, военизированных формирований другого государства без предоставления на это согласия Украиной в установленном Конституцией и законами Украины порядке согласно действующим международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, является незаконной военной оккупацией целостной и неприкосновенной территории Украины.

Факт нарушения территориальной целостности Украины был установлен Конституционным Судом Украины, который в решении  № 2-рп/2014 признал постановление № 1702 не соответствующим Конституции (неконституционным), вследствие чего оно утратило силу. Учитывая это, Верховная Рада Украины приняла постановление № 891, в соответствии с которым парламент АР Крым утратил какую-либо легитимность.

Несмотря на это, лица, самовольно провозгласившие себя субъектами властных полномочий на территории АР Крым, 16.03.2014 г. провели так называемый референдум, который нарушил не только законодательство Украины, но и фундаментальные нормы международного права, закрепленные, в частности, в Уставе ООН, Уставе Совета Европы и т. п.

В связи с этим Верховной Радой Украины был принят Закон № 1207, который определяет статус территории Украины, временно оккупированной вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации, устанавливает особый правовой режим на этой территории, определяет особенности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях этого режима, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также прав, свобод и законных интересов юридических лиц.

Частью третьей ст. 17 этого Закона установлено, что в случае невозможности осуществлять деятельность на временно оккупированной территории место нахождения государственных органов, созданных в соответствии с Конституцией и законами Украины, определяется Кабинетом Министров Украины.

В связи с этим соответствующие органы Государственной фискальной службы Украины были созданы на материковой части Украины согласно постановлению № 311.

В соответствии со cт. 13 Закона № 1207 особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории определяются законом.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определение их исчерпывающего  перечня,  порядок администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушения налогового законодательства регулирует Налоговый кодекс (абзац первый п. 1.1 ст. 1 этого Кодекса).

Положениями Закона № 1207 урегулирована деятельность судебной ветви власти. Статьей 12 этого Закона в связи с невозможностью осуществлять правосудие судами АР Крым и г. Севастополя на временно оккупированных территориях определено изменить территориальную подсудность судебных дел, подсудных расположенным на территории АР Крым и г. Севастополя судам, и обеспечить рассмотрение:

  • гражданских дел, подсудных местным общим судам, расположенным на территории АР Крым и г. Севастополя, - местными общими судами г. Киева, которые определяются Апелляционным судом г. Киева;
  • административных дел, подсудных местным общим судам как административным судам, расположенным на территории АР Крым и г. Севастополя, — местными общими судами г. Киева, которые определяются Киевским апелляционным административным судом;
  • гражданских дел, подсудных общим апелляционным судам, расположенным на территории АР Крым и г. Севастополя, — Апелляционным судом г. Киева;
  • административных дел Окружного административного суда АР Крым — Киевским окружным административным судом, административных дел Окружного административного суда г. Севастополя — Окружным административным судом г. Киева; Севастопольского апелляционного административного суда — Киевским апелляционным административным судом;
  • хозяйственных дел Хозяйственного суда АР Крым — Хозяйственным судом Киевской области, а хозяйственных дел Хозяйственного суда г. Севастополя — Хозяйственным судом г. Киева, хозяйственных дел Севастопольского апелляционного хозяйственного суда — Киевским апелляционным хозяйственным судом;
  • уголовных производств, подсудных местным (районным, городским, районным в городах, горрайонным судам), расположенным на территории АР Крым и г. Севастополя, — одним из районных судов г. Киева, определенным Апелляционным судом г. Киева;
  • уголовных производств, подсудных Апелляционному суду АР Крым и Апелляционному суду г. Севастополя, — Апелляционным судом г. Киева.

Вопросы, относящиеся к полномочиям следственного судьи, в уголовных производствах, которые находятся на стадии досудебного расследования и осуществляются на территории АР Крым и г. Севастополя, рассматриваются следственными судьями районных судов г. Киева, определенными Апелляционным судом г. Киева.

Дела, находящиеся в производстве судов, расположенных на территории АР Крым и г. Севастополя, и рассмотрение которых не закончено, передаются судам в соответствии с установленной Законом № 1207 подсудности в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу этого Закона (26.04.2014 г.) или со дня установления такой подсудности.

В случае нанесения ущерба субъектами иностранного государства — нерезидентами подсудность устанавливается по месту нанесения ущерба с учетом правил подсудности, установленных Законом № 1207.

Вместе с тем положения Кодекса административного судопроизводства о подсудности отличаются от положений Закона № 1207.

Статьей 19 этого Кодекса  определена территориальная подсудность административных дел.

Административные дела решаются административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом.

Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (содеяны, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, дело решает административный суд по местонахождению ответчика.

Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Нацбанка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, административные дела, ответчиком в которых является иностранное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на г. Киев.

Административные дела по поводу обжалования решений субъектов властных полномочий, принятых на контрольных пунктах въезда (выезда) на временно оккупированную территорию, их действий или бездеятельности решаются административным судом по местонахождению соответствующего контрольного пункта.

Поскольку значительное количество дел не было надлежащим образом передано судам в соответствии с установленной подсудностью, сегодня возникают вопросы принятия к рассмотрению судами апелляционных и кассационных жалоб.

Так, в ст. 186 Кодекса административного судопроизводства указано, что апелляционная жалоба подается в административный суд апелляционной инстанции через суд первой инстанции, который утвердил обжалованное судебное решение. Копия апелляционной жалобы одновременно направляется подающим ее лицом в суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба на постановление суда первой инстанции подается  в течение 10 дней со дня ее оглашения. В случае применения судом части третьей ст. 160 этого Кодекса, а также принятия постановления в письменном производстве апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Если субъект властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных частью четвертой ст. 167 этого Кодекса, был уведомлен о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 10-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня по истечении пятидневного срока с момента получения субъектом властных полномочий уведомления о возможности получения копии постановления суда.

При этом основания для отказа в открытии производства и возврата апелляционной жалобы определены в ст. 189 Кодекса административного судопроизводства, где указано, что к апелляционной жалобе, которая не оформлена в соответствии с требованиями, установленными ст. 187 этого Кодекса, применяются правила
ст. 108 указанного Кодекса.

Статьей 108 Кодекса административного судопроизводства определено, что судья, установив, что исковое заявление подано без соблюдения требований, установленных ст. 106 этого Кодекса, постановляет определение об оставлении искового заявления без движения, в котором указываются недостатки искового заявления, способ их устранения, а также устанавливается срок, достаточный для устранения недостатков. Копия определения об оставлении искового заявления без движения безотлагательно направляется лицу, обратившемуся с исковым заявлением.

Если истец устранил недостатки искового заявления в срок, установленный судом, оно считается поданным в день первичного его представления в административный суд.

Исковое заявление возвращается истцу, если:

  • истец не устранил недостатки искового заявления, которое оставлено без движения;
  • истец до открытия производства по административному делу подал заявление о его отзыве;
  • исковое заявление подано лицом, не имеющим административной процессуальной дееспособности;
  • исковое заявление от имени истца подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
  • в производстве этого или другого административного суда есть дело о споре между теми же сторонами, о том же предмете и на тех же основаниях;
  • дело не подсудно этому административному суду;
  • если исковое заявление с требованием взыскания денежных средств, основанное на решении субъекта властных полномочий, подано субъектом властных полномочий до истечения срока, предусмотренного частью пятой ст. 99 Кодекса административного судопроизводства.

Копия постановления о возврате искового заявления безотлагательно направляется подавшему ее лицу вместе с исковым заявлением и всеми приложенными к ней материалами.

Определения об оставлении искового заявления без движения или о возврате искового заявления могут быть обжалованы подавшим исковое заявление лицом.

Возврат искового заявления не лишает права повторного обращения в административный суд в порядке, установленном законом.

Также в ст. 189 Кодекса административного судопроизводства указано, что апелляционная жалоба остается без движения также в случае, если она подана по истечении сроков, установленных ст. 186 этого Кодекса, и подавшее ее лицо не поднимает вопрос о возобновлении этого срока, или если основания, указанные им в заявлении, признаны неуважительными. При этом в течение 30 дней с момента получения определения об оставлении апелляционной жалобы без движения лицо имеет право обратиться в суд апелляционной инстанции с заявлением о возобновлении сроков или указать другие основания для возобновления срока.

Если заявление не будет подано лицом в указанный срок или указанные им основания для возобновления срока апелляционного обжалования будут признаны неуважительными, судья-докладчик  отказывает в открытии апелляционного производства.

Независимо от важности причины пропуска срока апелляционного обжалования суд апелляционной инстанции отказывает в открытии апелляционного производства в случае, если апелляционная жалоба прокурора, органа государственной власти, органа местного самоуправления или другого субъекта властных полномочий подана по истечении одного года с момента объявления обжалованного судебного решения.

Кроме того, судья-докладчик отказывает в открытии апелляционного производства по делу также в случаях, если:

  • дело не подлежит апелляционному рассмотрению в порядке административного судопроизводства;
  • имеется определение о закрытии апелляционного производства в связи с отказом лица от апелляционной жалобы;
  • имеется определение об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы этого лица или об отказе в открытии апелляционного производства по апелляционной жалобе.

Порядок и сроки кассационного обжалования определены в ст. 212 Кодекса административного судопроизводства, где указано, что кассационная жалоба подается непосредственно в административный суд кассационной инстанции.

Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение 20 дней после вступления в силу судебного решения суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмот-ренных этим Кодексом, а в случае составления постановления в полном объеме согласно ст. 160 этого Кодекса — со дня составления постановления в полном объеме.

Согласно ст. 214 Кодекса административного судопроизводства  к кассационной жалобе, которая не оформлена в соответствии с требованиями, установленными ст. 213 этого Кодекса, применяются правила ст. 108 этого Кодекса.

Кассационная жалоба остается без движения также в случае, если она подана по истечении сроков, установленных ст. 212 этого Кодекса, и подавшее ее лицо не поднимает вопрос возобновления этого срока, или если основания, указанные им в заявлении, признаны неуважительными. При этом в течение 30 дней с момента получения определения об оставлении кассационной жалобы без движения лицо имеет право обратиться в суд кассационной инстанции с заявлением о возобновлении сроков или указать другие основания для возобновления срока.

Если заявление не будет подано лицом в указанный срок или указанные им основания для возобновления срока кассационного обжалования признаны неуважительными, судья-докладчик отказывает в открытии кассационного производства.

Независимо от важности причины пропуска срока кассационного обжалования суд кассационной инстанции отказывает в открытии кассационного производства в случае, если кассационная жалоба прокурора, органа государственной власти, органа местного самоуправления или другого субъекта властных полномочий подана по истечении одного года с момента вступления обжалованного судебного решения в силу.

Судья-докладчик отказывает в открытии кассационного производства по делу также в случаях, если:

  • дело не подлежит кассационному рассмотрению в порядке административного судопроизводства;
  • дело не пересматривалось в апелляционном порядке;
  • имеется определение о закрытии кассационного производства в связи с отказом этого лица от кассационной жалобы на это же судебное решение;
  • имеется определение об отказе в удовлетворении кассационной жалобы этого лица или об отказе в открытии кассационного производства по кассационной жалобе на это же судебное решение;
  • кассационная жалоба является необоснованной и изложенные в ней доводы не вызывают необходимости проверки материалов дела.

Вместе с тем отсутствие материалов дела в суде первой или апелляционной инстанции не лишает права суд соответствующей инстанции затребовать их у сторон.

В соответствии со ст. 110 Кодекса административного судопроизводства суд до судебного рассмотрения административного дела принимает меры для всестороннего и объективного рассмотрения и решения дела в одном судебном заседании  в течение разумного срока. С этой целью суд может, в частности, принять решение о затребовании документов и других материалов; навести необходимые справки; провести осмотр письменных и вещественных доказательств на месте, если их нельзя доставить в суд.

Также в связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением некоторых положений Закона № 1207, Высшим хозяйственным судом Украины было опубликовано информационное письмо № 01-06/745/2014, где указано, что в случае если отсутствуют основания для отказа в принятии искового заявления или его возврата без рассмотрения (статьи 62, 63 Хозяйственного процессуального кодекса), но представленных документов недостаточно для рассмотрения дела по сути, судья, принявший исковое заявление, истребывает у истца необходимые документы и материалы, а если они не представлены:

без уважительных причин — оставляет иск без рассмотрения на основании п. 5 части первой ст. 81 Хозяйственного процессуального кодекса;

по причинам, которые судом признаны уважительными, — рассматривает дело и принимает решение по имеющимся доказательствам.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6 Закона № 1207 возмещение материального и морального ущерба, причиненного вследствие временной оккупации государству Украина, юридическим лицам, общественным объединениям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства в полном объеме возлагается на Российскую Федерацию как на государство, осуществляющее оккупацию.

Учитывая изложенное, правосудие на временно оккупированной территории осуществляется судами г. Киева соответствующей подсудности.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00