Статьи

Обидеть курильщика может каждый…

Несмотря на достаточно сложные для Украины времена, законотворцы по-прежнему озабочены тем, как минимизировать влияние вредных привычек на соотечественников. Мы уже два года живем с Законом Украины от 22.09.2011 г. № 3778-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий», которым были полностью запрещены все виды рекламы табачной продукции. В скором времени исполнится два года и с даты вступления в силу Закона Украины от 24.05.2012 г. № 4844-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий». А параллельно с этим постоянно повышаются ставки акцизного налога на табачные изделия, ведь необходимости наполнения государственного бюджета еще никто не отменял.


Реклама vs стимулирование

Влияние налогов на динамику курения изучалось неоднократно. Исследование американцев Кевина Келлисона и Роберта Кестнера показало, что повышение налогов на сигареты на 100% уменьшает количество курильщиков на 5%. В Украине такой тренд пока не наблюдается, по крайней мере в столице. По данным Главного управления Госстата в г. Киеве, курильщиков в «городе цветов» насчитывается 24,4% общего количества населения, с 2012 г. этот показатель уменьшился аж на 0,2%.

Может, все дело в рекламе? — подумали активисты и решили проверить соблюдение норм Закона № 3778 на практике. Отметим, что этим документом с 16 сентября 2012 г. была запрещена реклама табачных изделий на радио и телевидении, средствами внешней рекламы, в местах проведения массовых мероприятий, в сети Интернет и т. п. Мониторинг проводился коалицией «За свободную от табачного дыма Украину» в течение августа текущего года в г. Киеве и 14 областных центрах Украины. «С самого начала уровень выполнения этой нормы очень высокий, — констатировал председатель правления Регионального центра «Жизнь», руководитель Центра контроля над табаком Андрей Скипальский. — Результаты свидетельствуют: в 99,7% случаев прямая реклама сигарет в пунктах продажи отсутствует. То есть вы не увидите плакатов с изображением табачных изделий или брендов. Этого нет. Мы обнаружили только три случая нарушения закона».

Вместе с тем «серой» зоной Закона является стимулирование продажи табачных изделий, что практикуется 77% торговых помещений, причем процент таких псевдонарушителей постоянно увеличивается. Промоутеров возле специализированных киосков практически не видно — их активисты заметили в 5% случаев. Зато имеет место привлекательное оформление витрин, в том числе с подсветкой, а также наклеивание ценников на пачки сигарет таким образом, что из слогана «курение убивает» на видном месте остается только первое слово.

Информация от контролеров

Государство со своей стороны также следит за правонарушителями. Начальник отдела контроля в сфере услуг Управления защиты прав потребителей и рекламы Госпотребинспекции Украины Олег Кобельков проинформировал о результатах проверок антитабачного законодательства в первом полугодии 2014 г., проведенных ведомством. Всего было проверено 900 субъектов хозяйствования, нарушения установлены в 17,6% случаев. Приметно, что в ходе плановых проверок, то есть с предупреждением за 10 дней, зафиксировано 66 случаев нарушения антитабачного законодательства, а по результатам внеплановых мероприятий, когда чиновники реагируют на обращения общественных организаций или граждан, — 92. Впрочем, это общая статистика относительно запрета как рекламирования табачных изделий, так и курения в заведениях ресторанного хозяйства.

Что касается финансового измерения проверок, то оно таково: к административной ответственности привлечено 25 служебных лиц, которые оштрафованы приблизительно на 13 тыс. грн.; на субъектов хозяйствования наложены штрафы в сумме около 272 тыс. грн. Сейчас в добровольном порядке уплачено 106 тыс. грн., в судебном порядке взыскано 16 тыс. грн. Проблему стимулирования потребителей к курению нужно решать путем внесения изменений в законодательство, убежден Олег Кобельков. «Исходя из собственной практики контролера скажу: единственный путь запретить рекламу табачных изделий — составить исчерпывающий перечень запретов. Иначе реклама так или иначе будет возникать, и мы будем судиться десятки лет. Есть какая-то щель в законе — надо ее закрывать. Альтернативы этому не существует», — считает он.

Свободная касса! От сигарет...

Борцы с дымом следующим логичным шагом на этом пути хотят видеть принятие законопроекта «О внесении изменений в статью 153 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (относительно запрета размещения образцов табачных изделий на открытых витринах)» (регистр. № 2854). Документ за авторством народных депутатов Юрия Михальчишина, Михаила Головко и Руслана Кошулинского зарегистрирован в парламенте еще в апреле 2014 г., впрочем до сих пор его статус — представлен для ознакомления.

Запрет видимого размещения табачных пачек введен во многих странах мира, таких как Австралия, Канада, Финляндия, Исландия, Таиланд, Великобритания, Россия. «Одним из ключевых оснований для запрета видимого размещения табачных пачек в пунктах продажи является то, что эти места посещают дети, для которых табачная продукция превращается в обычный, даже искушающий товар. Поэтому убирая сигареты с витрин, мы существенно уменьшаем приток новых курильщиков среди детей», — отметил заведующий отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава Украины Константин Красовский. Так, в Исландии после аналогичного нововведения количество курильщиков среди подростков уменьшилось с 28 до 10%, в Норвегии — с 19 до 14%.

Курить? На это нет денег

В Украине, кроме мер, направленных на запрет курения, уменьшить уровень зависимости от табака призвана акцизная политика. Впервые к существенному повышению акцизов на табачные изделия — приблизительно вдвое — власть прибегла в 2008 г. Практика оказалась успешной с точки зрения наполнения бюджета, поэтому на протяжении последующих лет также имела место. В абсолютных цифрах польза от развития табакоиндустрии следующая: в 2008 г. государственная казна дополнительно получила 3,6 млрд. грн., 2009 г. — 9,1 млрд., 2010 г. — 13,1 млрд., 2011 г. — 15,3 млрд., в 2012 г. — 16,5 млрд. В прошлом году вследствие внесения изменений в ст. 215 Налогового кодекса Украины была изменена сама структура обложения акцизным налогом табачных изделий в сторону выравнивания ставок на продукцию с фильтром и без. Фиксированную, или специфическую, ставку акцизного налога, а также сумму минимального акцизного налогового обязательства увеличили, а вот адвалорную составляющую, исчисляемую в процентах с оборота по реализации, — наоборот, уменьшили.

Что касается текущей политики в этой плоскости, то в 2014 г. с антикризисной целью власть неоднократно прибегала к повышению табачных (и не только) акцизов, в частности с 1 июля — на 25%, с 1 сентября — на 5%. Только вследствие последнего изменения сигареты среднеценового сегмента — «Сamel» и «Marlboro» — подорожали на 1,5 грн., до 17 и 18 грн. за пачку соответственно.

Предел совершенства еще не достигнут, ведь движение к ЕС предусматривает приближение не только к европейским стандартам жизни, но и к тамошним ценам (4 евро за пачку как минимум). Возможно, именно поэтому в правительственном законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы)» (регистр. № 5079) заложено существенное повышение специфической ставки акцизного налога на сигареты без фильтра — со 101,7 до 227,33 грн. за 1 тыс. штук. Сумма минимального акцизного налогового обязательства  также возрастет — с 133,35 до 304,11 грн. Кроме того, недавно представители Минфина Украины сообщили о намерении ежегодно в период с 2016 г. по 2024 г. в рамках имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС повышать табачные акцизы на 20%.

Что перевесит — рост поступлений в бюджет от курильщиков или отказ потребителей от вредной привычки из-за заоблачных цен и тотальных запретов, покажет время. Хотелось бы только, чтобы законотворцы помнили: курильщики также имеют права и рано или поздно могут заявить о них вслух.


Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42