Юридическая практика

Применение мер обеспечения иска при обжаловании нормативно-правовых актов

Суть дела. По мнению налогоплательщиков, единым способом защиты их нарушенных прав со стороны контролирующего органа до решения дела в суде является применение последним мер обеспечения иска. При этом такие меры должны быть применены судом независимо от наличия неопровержимых доказательств противоправности решения органа властных полномочий, поскольку для восстановления таких прав в большинстве случаев в дальнейшем необходимо приложить значительные усилия и понести расходы.

Позиция Высшего административного суда Украины. В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением мер обеспечения иска при обжаловании налогоплательщиками подзаконных нормативно-правовых актов Минфина Украины или Миндоходов Украины и его органов, Высший административный суд Украины в письме № 1770/12/13-13 указывает на следующее.

Частью первой ст. 117 Кодекса административного судопроизводства определено, что суд по ходатайству истца или по собственной инициативе может принять решение о применении мер обеспечения административного иска, если существует очевидная опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу или защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без применения таких мер либо для их восстановления нужно будет приложить значительные усилия и понести расходы, а также если очевидны признаки противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий.

Из содержания приведенной законодательной нормы следует, что применение судом мер обеспечения иска возможно, в частности, при наличии угрозы для реализации лицом своих прав и интересов или невозможности их защиты (восстановления) в дальнейшем.

При применении мер обеспечения иска в виде приостановки действия обжалованных подзаконных нормативно-правовых актов Минфина Украины или Миндоходов Украины (их отдельных положений), которыми устанавливаются, в частности, формы налоговой отчетности, определяется порядок реализации органами доходов и сборов своих полномочий, суды и налогоплательщики должны учитывать следующее.

В соответствии с п. 46.4 ст. 46 Налогового кодекса, если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам этого Кодекса по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.

В случае необходимости налогоплательщик может представить вместе с такой налоговой декларацией приложение к такой декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое приложение представляется с объяснением мотивов его представления.

Учитывая изложенную норму законодательство предусматривает внесудебный порядок защиты налогоплательщиком своих прав и/или интересов, связанных с отражением в налоговой отчетности данных налогового учета. Налогоплательщик, независимо от установленной формы налоговой отчетности, имеет право представить соответствующую отчетность таким образом, который, по его мнению, правильно отражает суть его прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Это не лишает налогоплательщика права обжаловать в суде нормативно-правовой акт (его отдельные положения), который, по его мнению, не соответствует требованиям закона.

Вместе с тем при решении вопроса об обеспечении иска налогоплательщика о признании незаконными нормативно-правовых актов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику, или центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, суды должны учитывать юридическую возможность самостоятельной реализации налогоплательщиком своих прав и обязанностей независимо от содержания форм налоговой отчетности.

На основании п. 46.4 ст. 46 Налогового кодекса налогоплательщик может реализовать свое право на надлежащее, как он считает, отражение показателей налогового учета, даже до момента решения судом по сути дела о законности форм налоговой отчетности. При этом, как правило, не образуется неминуемая угроза для реализации налогоплательщиком своих прав и обязанностей, а восстановление соответствующих прав в случае принятия судом решения в пользу налогоплательщика не может быть осложнено.

При таких обстоятельствах в судах отсутствуют предусмотренные частью первой ст. 117 Кодекса административного судопроизводства основания для применения мер обеспечения иска в виде остановки действия обжалованного нормативно-правового акта, которым утверждены формы налоговой отчетности.

О применении мер обеспечения иска по делам, предметом спора в которых являются другие подзаконные нормативно-правовые акты центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику, или центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, суды должны учитывать следующее.

Существование подзаконного нормативно-правового акта не во всех случаях исключает фактическую реализацию налогоплательщиками своих прав и интересов. В отдельных ситуациях налогоплательщики не лишены возможности действовать на основании нормативных актов высшей юридической силы, в частности Налогового кодекса. При этом в случае применения к такому плательщику негативных правовых последствий, в том числе определения контролирующим органом денежных обязательств такому налогоплательщику, этот плательщик не лишен права обжаловать в суде соответствующие начисления. При этом суд будет решать дело с учетом иерархии нормативных актов, предоставляя преимущество акту высшей юридической силы.

Учитывая изложенное, принимать меры обеспечения иска о незаконности нормативно-правовых актов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику, или центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, суды должны с учетом фактических объективных препятствий в реализации прав и интересов налогоплательщика или при возникновении значительных осложнений в их защите в будущем.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42