Другие налоги

Фактическая проверка субъекта хозяйствования

Фактической считается проверка, осуществляемая по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса). Рассмотрим ответы на вопросы, чаще всего поступающие от подписчиков журнала.

Порядок проведения фактической проверкиДолжен ли контролирующий орган предупреждать налогоплательщика о начале проведения фактической проверки? Каков порядок ее проведения?


Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица) (п. 80.1 ст. 80 Налогового кодекса).

В соответствии с п. 80.4 указанной статьи перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами контролирующих органов может быть проведена контрольная расчетная операция.

Пунктом 80.6 ст. 80 Налогового кодекса установлено, что при проведении  фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе с теми, которым установлен испытательный срок, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, сведений об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие его идентифицировать (должностное, водительское удостоверение, санитарная книжка и т. п.).

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции (п. 80.7 ст. 80 Налогового кодекса).

Согласно п. 80.8 указанной статьи при проведении проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции.

Основания для проведения фактической проверки

Каковы основания для проведения фактической проверки?


В соответствии с п. 80.2 ст. 80 Налогового кодекса фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику либо его уполномоченному представителю или лицам, фактически осуществляющим расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы,  возникает необходимость проверки таких фактов;
  • в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и оборота подакцизных товаров;
  • письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • непредставления субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями;
  • получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами);
  • в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании работы наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Фактические проверки за периоды, которые уже были проверены

Имеют ли право контролирующие органы проводить фактические проверки за период, который уже был проверен и в котором применены соответствующие штрафные санкции? Могут ли налогоплательщики привлекаться к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение?


Фактическая проверка, осуществляемая в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), может быть проведена один раз в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки (п. 80.3 ст. 80 Налогового кодекса).

При этом согласно ст. 61 Конституции никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.

Учитывая вышеуказанное, при осуществлении фактических проверок контролирующие органы имеют право проверять периоды, которые уже были проверены, при наличии законодательно определенных оснований для такой проверки. При этом налогоплательщики не могут быть привлечены к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение, которое уже было отражено в акте предыдущей проверки.

Контрольная закупка

Имеют ли право должностные лица контролирующих органов проводить контрольную расчетную операцию?


Контролирующие органы согласно пп. 20.1.11 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса имеют право проводить контрольные расчетные операции до начала проверки налогоплательщика относительно соблюдения им порядка проведения наличных расчетов и применения РРО. Товары, полученные служебными (должностными) лицами контролирующих органов при проведении контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде. В случае невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей.

Таким образом, должностные лица контролирующих органов имеют право проводить контрольную расчетную операцию.

Условия и порядок допуска к проведению фактических проверок

Каковы условия и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к проведению фактических проверок?


В соответствии с п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса должностные лица контролирующего органа имеют право приступить к проведению фактической проверки при наличии оснований для ее проведения, определенных этим Кодексом, и при условии предъявления или направления в случаях, определенных этим Кодексом, следующих документов:

  • направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога) или объекта, проверка которого проводится, цель, вид проверки (фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае является действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, скрепленной печатью контролирующего органа;
  • копии приказа о проведении проверки;
  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Согласно п. 81.2 ст. 81 Налогового кодекса в случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц плательщика (его представителей или лиц, фактически оуществляющих расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа.

Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц и физические лицаналогоплательщики во время проверки, которая проводится контролирующими органами, обязаны выполнять требования контролирующих органов по устранению выявленных нарушений законов о налогообложении и подписать акт (справку) о проведении проверки, а также имеют право подать возражение на этот акт (справку).

Сроки проведения фактической проверки

Какие  сроки установлены для проведения фактической проверки? Каковы основания для продления срока этой проверки?


Пунктом 82.3 ст. 82 Налогового кодекса установлено, что продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 суток. Продление срока таких проверок осуществляется по решению руководителя контролирующего органа не более чем на пять суток.

Основаниями для продления срока проверки являются: заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки); сменный режим работы либо итоговый учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.

Оформление результатов фактических проверок

Как оформляются результаты проведения фактических проверок?


Пунктом 86.1 ст. 86 Налогового кодекса определено, что результаты фактических проверок оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками либо их законными представителями (при наличии). В случае установления при проверке нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

В соответствии с п. 86.5 указанной статьи акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводившими проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии).

В случае отказа налогоплательщика, его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта (справки) должностными лицами контролирующего органа составляется акт, который удостоверяет факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов контролирующего органа и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется налогоплательщику, его законному представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции.

Возражение к акту фактической проверки

В какой контролирующий орган подаются возражения к актам фактической проверки, если проверка была проведена работниками другого контролирующего органа (не по основному месту учета)?


В соответствии с п. 86.5 ст. 86 Налогового кодекса в случае если налогоплательщик (его обособленные подразделения) осуществляет деятельность не по основному месту учета, контролирующий орган, проводивший проверку, не позднее трех рабочих дней со дня регистрации акта (справки) в этом органе направляет акт (справку) в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика. Копия акта (справки) проверки с отметкой о регистрации в журнале регистрации актов (справок) проверок хранится в контролирующем органе, проводившем проверку.

Согласно п. 86.7 указанной статьи в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки либо фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в контролирующий орган по основному месту учета такого налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней, наступающих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы при проверке и указаны в замечаниях). Плательщик налога (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой плательщик налога указывает в возражениях.

В случае если плательщик налога изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, контролирующий орган обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Участие руководителя соответствующего контролирующего органа (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42