Интервью

Реформы, необходимые обществу

При каждой смене власти в Украине начинаются реформы. Ныне Отчизна вновь на пороге больших экономических трансформаций, которые на этот раз не должны превратиться в своеобразную игру верхов — чья реформа окажется круче. Ведь мировой опыт реформирования экономики прежде всего нацелен на улучшение жизни граждан. К тому же нынешняя экономическая ситуация такова, что дальше «играться» в реформы само общество не позволит. «У нас нет выбора, — убежден ректор Международного института бизнеса Александр САВЧЕНКО. — Если не реформы, то дефолт, потом революционная смена власти и снова попытка реформ».

Александру Савченко к реформам не привыкать. В свое время ему приходилось делать крайне серьезные шаги, определявшие судьбу всей страны, когда он разрабатывал основы новой монетарной политики, открывал первый корреспондентский счет Национального банка Украины с западным банком, готовил первое межгосударственное кредитное соглашение, организовывал изготовление и печать национальной валюты ― гривни. Сейчас он разработал собственную модель экономических реформ. Итак, «Вестник» поинтересовался, какими видит украинские реформы ректор Международного института бизнеса Александр Савченко.


В. — Александр Владимирович, появились ли наконец у Украины шансы на успех в проведении реформ и в чем они, по Вашему мнению, состоят?

А. В. — Я вижу три важных предпосылки, существенно увеличивающие шансы Украины на успех. Во-первых, это тотальная люстрация, прежде всего на предмет сотрудничества с разведками и органами безопасности иностранных государств, участия и поддержки сепаратистских движений, терроризма и других незаконных попыток посягательства на территориальную целостность Украины, участия в коррупционных схемах.

Думаю, никто не опровергнет тезис, что реформы не будут осуществлять агенты вражеского государства, террористы, сепаратисты и воры. Так что по упоминавшимся направлениям под люстрацию попадает около 20 — 30% государственных чиновников и депутатов!

Во-вторых, это трансформация открытого военного конфликта с Россией в латентный политический и экономический, а для этого необходимо начать искать компромисс с Россией. И не только по Донбассу, но и по Крыму. Причем я бы начал с предложения отдать России в собственность землю под военной базой в Севастополе. А за это требовать от них покрытия убытков от агрессии, что составляет примерно 15 — 20 млрд. дол., и окончательного выхода из Крыма и Донбасса. Понятно, что такие переговоры растянутся на годы, но по мере деградации России ее позиция будет становиться все более адекватной, а через 2 — 3 года компромисс будет найден!

В-третьих, для реформ нужен значительный финансовый ресурс. Понятно, что прежде всего это средства МВФ, Всемирного банка и пр., но не менее весомым ресурсом могут быть и денежные средства, которые получит Украина от исков в международные суды за убытки, причиненные Украине российской военной агрессией и другими ее незаконными действиями. По моим оценкам, речь идет о 10 — 20 млрд. дол.

В.Какими, по Вашему мнению, должны быть конечные цели экономических реформ и какие радикальные меры могут стать наиболее эффективными?

А. В. — Ежегодный рост доходов украинцев должен быть на уровне 10% на фоне соответствующего роста валового внутреннего продукта (ВВП). А также рост продолжительности жизни украинцев до уровня ведущих европейских стран — 80 — 82 года. Впрочем, такие цели могут быть достигнуты при условии принципиально новой экономической политики, требующей кардинально новой политики бюджетной.

Эффект могут дать только конкретные меры: радикальное уменьшение (примерно на 40%) доли валового внутреннего продукта, которая перераспределяется через бюджет, в том числе за счет сокращения не меньше чем в три раза численности государственных чиновников всех уровней, начиная с центральных аппаратов. Максимальная зарплата государственных служащих не может превышать минимальную зарплату больше чем в 10 раз (сейчас — в 50 раз), а работников государственных коммерческих предприятий (с долей капитала государства свыше 25%) — в 15 раз (сейчас — в 100 раз).

Предлагаю отмену всех без исключения льгот государственным чиновникам и депутатам всех уровней и распродажу всего непрофильного имущества — гостиниц, санаториев, больниц и т. п. Кроме того, введение справедливого, но минимального перераспределения доходов, в том числе между поколениями граждан Украины в пользу молодежи, считаю также приметой новой экономической политики.

Необходимо радикально снизить налоговое давление, уменьшить роль государства в экономике, значительно сократить количество социальных и государственных паразитов. Ведь государство живет на налоги. А налоги должны платить все. Успех реформ зависит от налоговой политики, поэтому для достижения результата необходимо изменить шкалу налогообложения. По моим подсчетам налог на доходы физических лиц должен составлять 0% на доходы меньше одной минимальной зарплаты, 10% — на доходы, которые превышают одну минимальную зарплату, но меньше 10 минимальных зарплат, 15% — на доходы, превышающие 10 минимальных зарплат.

Что касается социального взноса, то 15% на доходы до 10 минимальных зарплат должны были бы поступать в государственные (солидарные) социальные фонды, а на доходы больше этого размера — на индивидуальные накопительные пенсионные счета.

Налог на прибыль предприятий, который рассчитывается по международным стандартам бухгалтерского учета, составлял бы 15%; налог на выплату дивидендов — 5%; налог на продажу земли, жилья, транспортных средств — 2%; налог на продажу иностранной валюты и ценных бумаг — 1% (для бирж действуют другие правила налогообложения); налог на добавленную стоимость — 15%.

Предприятие, относящееся к малому и среднему бизнесу (оборот меньше 25 млн. грн.), может заменить налог на прибыль налогом с продаж на уровне 2%, а налог на добавленную стоимость — налогом с продаж на уровне 3%.

Акцизы на бензин, табак, алкоголь в течение пяти лет с начала проведения наших реформ возрастают до среднего уровня стран — членов Европейского Союза.

В.Количество пенсионеров в Украине бьет все рекорды, что ложится тяжким бременем на фонд оплаты труда. Какие факторы могли бы способствовать рационализации пенсионной системы?

А. В. — В самом деле, сегодня один работающий в Украине обеспечивает пенсией одного пенсионера. Бесспорно, социальное давление на работающих граждан должно быть уменьшено и вместе с тем необходимо существенным образом увеличить пенсии за счет таких действий. Для этого нужно ликвидировать все без исключения специальные пенсионные системы, обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни мужчин до 80 и женщин — до 85 лет. При таком условии выходить на пенсию должны мужчины и женщины в возрасте 65 лет. Кроме того, максимальная пенсия, выплачиваемая за счет государственного пенсионного фонда, не может превышать минимальную больше чем в восемь раз. Размер пенсии за счет частных пенсионных фондов и индивидуальных накопительных счетов не ограничивается. Граждане 55 лет и старше не уплачивают налог на доход с суммы до трех минимальных зарплат. Необходимо также ввести минимальную квоту занятости работников в возрасте после 55 лет во всех государственных организациях и предприятиях.

В.Какую роль Вы отводите государству в процессах регулирования отечественной экономики?

А. В. — Экономический мир состоит из двух типов рынков. Первый — рынки товаров, которые могут быть совершенными и в принципе не нуждаются в государственном регулировании в условиях отсутствия монополий. Второй — рынки финансовых активов (депозиты, кредиты, ценные бумаги и пр.), которые являются несовершенными по своей природе (они или падают, или возрастают) и нуждаются в жестком государственном регулировании.

Борьба с монополизмом и создание прозрачной конкурентной среды должны стать главной функцией государства на рынках товаров и услуг. Там, где нельзя избавиться от монополий, необходимо ввести жесткое государственное регулирование (например, жилищно-коммунальные хозяйства, где должны быть установлены предельные тарифы на уборку, электроэнергию, воду, теплоснабжение, водоотвод и т. п. для страны в целом и механизмы их уменьшения для регионов). Расходы людей на коммунальные платежи должны уменьшаться.

В.Экономический рост в Украине возможен только при условии сохранения ценовой и финансовой стабильности. Какие шаги должен делать для этого Нацбанк Украины?

А. В. — Главной целью деятельности Нацбанка должны стать создание новых рабочих мест и поддержка экономического роста в Украине именно при условии сохранения ценовой и финансовой стабильности. Вместе с правительством Украины он должен обеспечить ежегодный рост кредитования на уровне 20% в год с адекватными для бизнеса и людей ставками (инфляция плюс 4 — 6%).

Нацбанку следует взять на себя ответственность за низкие темпы инфляции в стране (меньше 5%) и стабильность финансовых рынков.

Если провести реформы с учетом изложенного, то могу дать прогноз положительной экономической динамики Украины по моему «плану-2015» при условии окончания войны с Россией в 2014 году и объявления войны коррупции.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Темпы роста ВВП, %

3

7

9

10

10

Курс гривни на конец года, грн./дол.

11,6

11,0

10,0

8,5

8

Годовой рост цен, %

5

5

4

3

2

Прямые иностранные инвестиции, млрд. дол./год

5

7

8

9

10

Рост реальных доходов населения, %

2

6

8

9

10

Минимальная зарплата, грн.

2500

3000

3300

3500

3600

Минимальная пенсия, грн.

2200

2500

2700

2900

3000

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00