Статьи

Борьба по-новому. Как преодолевают коррупцию в Украине и мире

Среди вечных тем, которые до сих пор остаются нераскрытыми в нашем государстве, — борьба с коррупцией. Пока системного решения этой проблемы не было и принимаемые законы позволяли схватить за руку разве что служащих низшего звена, каждый чиновник, более-менее удобно присевший на финансовые потоки, поступал с ними, как позволяла совесть. А каждый налогоплательщик логично задумывался: сколько еще я буду отдавать государству денег, не зная, на что они в конце концов тратятся?


То ли уличная люстрация народным избранникам не пришлась по душе, то ли из-за лишней возможности «поиграть словами» прежде чем Верховная Рада Украины нынешнего созыва будет распущена, но депутаты продемонстрировали незаурядное единодушие, давя кнопки «за» предложенный Президентом и правительством пакет антикоррупционных законопроектов. Он насчитывает пять документов, касающихся создания Национального антикоррупционного бюро Украины, повышения ответственности чиновников, раскрытия всей информации о собственности, проверки финансовых счетов, мониторинга жизни высших должностных лиц. Как ожидается, все это в сочетании с дерегуляцией экономики, лишением чиновников чрезмерных полномочий, сокращением количества контролирующих органов позволит Украине стать на путь реальной борьбы с коррупцией. «И это является одним из ключевых элементов плана экономического восстановления в Украине. Коррумпированным странам деньги не дают. В коррумпированные страны инвесторы также не идут. Потому это наш с вами общий тест на готовность не на словах, а на деле бороться с коррупцией», — обратился к членам парламента Премьер-министр Украины Арсений Яценюк перед голосованием за законопроекты.

Преодолеть «менталитет молчания»

Впрочем, даже в отношении самого правильного и безупречно выписанного закона всегда есть риск невыполнения, и причину такого тренда следует искать в себе, утверждают эксперты, изучавшие опыт разных стран по противодействию взяточничеству. «Не только институционные механизмы позволяют преодолеть коррупцию, но и отношение людей. Украинцы отдают этот процесс на откуп государству, хотя в Европе он считается прежде всего гражданским долгом. Например, в Швейцарии, Дании, Норвегии, Великобритании, Канаде о коррупции готовы сообщить 90% жителей, а в Украине 74% опрошенных заявили, что не сообщают о таких фактах», — обнародовала данные исследования эксперт Института мировой политики Дарья Гайдай.

Кстати, именно преодоление «менталитета молчания» в свое время поставило в центр антикоррупционной политики правительство Латвии. В Польше же была введена Антикоррупционная общественная карточка, в которой антикоррупционное законодательство разъяснялось в очень доступной форме и четко указывалось, куда обращаться при выявлении противоправных действий. В Грузии, на которую нам часто советуют равняться в проведении реформ, аналогичная стратегия получила название «Революция ментальности». И это оказалась истинная революция: еще в 2004 г. уровень коррупции достигал 90%, а уже в 2013 г. только 4% грузин заявили, что в течение последнего года давали взятки.

Так стоит ли и украинцам быть более активными в борьбе с коррупцией? «Да, потому что это, в конце концов, ответственность и выбор каждого гражданина — будет он активно бороться или просто наблюдать, — считает председатель правления Transparency International Ukraine Андрей Марусов. — Вместе с тем в прошлом году согласно нашему исследованию уже 30% опрошенных граждан отметили, что в случае коррупции они готовы выйти с протестами на улицу». Прогресс очевиден, хотя у старшего поколения на нежелание сообщать о коррупции экстраполируется негативный советский стереотип, связанный с «закладыванием» товарища, друга, брата...

На принципах прозрачности

Что касается жесткости антикоррупционного законодательства в мире, то она наблюдается большей частью в странах, которые только становятся на эту тропу. Зато там, где практика взаимодействия между властью и общиной на принципах открытости и прозрачности устойчива, жесткий контроль со стороны государства не нужен — за действиями чиновников следит общество. Так, на сайте Европарламента в свободном доступе размещена информация о том, какие подарки получил депутат, от кого и на какую сумму. Также там можно найти подробное описание путешествий евродепутата: от причины их осуществления до обнародования названия третьей стороны, если таковая финансировала поездку.

Приблизительно такие же данные содержатся на официальной Интернет-странице Конгресса США. Более того: прежде чем поехать куда-то, чиновнику нужно получить разрешение комитета по правительственной этике.

Иначе говоря, международный опыт удостоверил: борьба с коррупцией наиболее эффективна в странах, где внимание приковано сначала к людям, работа которых финансируется из бюджета, а потом к остальным лицам, в отношении соответствия достатков которых образу жизни возникают сомнения. Так, в Канаде проверить на достоверность можно даже налоговую декларацию преподавателя университета. А пример Норвегии вообще уникален. Там обычные граждане знают друг о друге практически всю «матчасть».

В Украине о такой публичности пока можно разве что мечтать. Даже процедура обнародования деклараций об имущественном положении и доходах в нашем государстве проходит сложно, хотя законами Украины «О доступе к публичной информации» и «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» декларации высоких должностных лиц четко определены как документы с открытым режимом доступа, которые должны «висеть» на сайте работодателя по меньшей мере год.

Поиски панацеи

В Китае индекс восприятия коррупции значительно выше, чем в Украине, но говорить, что стратегия преодоления этого явления в стране успешна, к сожалению, не приходится. Причина: акцент делается на наказании виновных, но даже намерение осудить к расстрелу, не подкрепленное другими механизмами, недостаточно эффективно. «На самом деле важно не столько то, наложат ли на коррупционера административный штраф, будет он заключен, отрубят ему руку или голову, сколько осознание каждым взяточником неотвратимости наказания рано или поздно», — отметил Андрей Марусов.

Взять опыт какой-то одной страны и адаптировать его на украинской почве эксперты не советуют. Инициативы по созданию Национального антикоррупционного бюро Украины, Национальной комиссии по вопросам предотвращения коррупции не являются панацеей от болезни, которой 23 года страдает наше государство. Без комплекса решительных мер такие новообразования станут только дополнительным рассадником бюрократии. То есть необходимы такие шаги, как и открытие имущественных реестров, и увеличение ответственности, и мониторинг деклараций, и проверка чиновников на полиграфе с определенной периодичностью, чтобы не расслаблялись...

Все эти новвовведення, собственно, и предусмотрены в пакете антикоррупционных законопроектов «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции» (регистр. № 5085), «О предотвращении коррупции» (регистр. № 5113), «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» (регистр. № 5114), «О принципах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014 — 2017 годы» (регистр. № 4284а), «О предотвращении и противодействии легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (регистр. № 5067), поддержанных парламентариями во втором чтении и в целом 14 октября 2014 г.

Голос народа и народных избранников

Завсегдатаи тематических страниц в соцсетях и на форумах прямо связывают стремление власти реформировать налоговую систему с внедрением антикоррупционных инициатив. Стоит только призвать публику к честной уплате налогов, сразу натыкаешься на шквал критики, подправленной обвинением чиновников в дерибане бюджетных средств, а также фактами существования негласных прейскурантов в заведениях образования и здравоохранения, с которыми постоянно сталкиваешься в реальной жизни.

О непосредственной связи между необходимостью изменений в обеих сферах свидетельствуют и высказывания народных избранников. Приведем лишь некоторые из них.

Виктор Чумак: «Уже почти 23 года мы живем в состоянии другой войны — войны, которую объявили собственному народу коррумпированные депутаты и министры, чиновники и судьи, прокуроры и правоохранители, таможенники и налоговики. И эту коррупционную войну мы пока проигрываем, а она тоже калечит и убивает. Представьте себе, что коррупционные потери за 2013 год только вследствие непрозрачных тендеров государственных предприятий составили 60 млрд. грн., а это почти три бюджета обороны, это шесть бюджетов медицины и десять бюджетов образования».

Николай Рудьковский: «Принятие закона № 5114 крайне необходимо. Причина одна: если посмотреть по количеству уплаченных налогов одним процентом богатейших граждан Украины, то этот один процент платит 2,5% общего объема налогов в сводный бюджет. В Соединенных Штатах Америки, для примера, один процент самых богатых платят 34% налогов. И это свидетельствует о том, что налоговая система несправедливая, крупный бизнес фактически не платит налоги в Украине, выводит все в офшоры и прячется за подставными лицами на Кипре, в Швейцарии и т. д.».

Сергей Каплин: «Кроме правительственного законопроекта о конечных выгодополучателях мной был зарегистрирован проект закона «О национализации газовых, нефтяных месторождений». Мое твердое убеждение состоит в том, что олигархи должны вернуть украинскому народу награбленное. Должна быть коренным образом увеличена рента для всех без исключения олигархов, существенно повышены налоги».

Противодействие взяточничеству — наше все

Что ж, господа правы. Теперь главное — чтобы через некоторое время можно было констатировать, что антикоррупционное законодательство не только есть, но и работает. Потому что ни одна реформа не будет полноценной, если будут сохраняться возможности о чем-то договориться и за что-то дополнительно заплатить. Потому что именно борьба с коррупцией стоит в основе эффективности экономики, правовой, социальной и других сфер жизнедеятельности государства.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00