Налог на прибыль

Благотворительная деятельность: особенности налогообложения

Благотворительная деятельность — это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных целей, не предусматривающая получения благотворителем прибыли, а также выплаты любого вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара. Основные положения по осуществлению благотворительной деятельности на территории Украины закреплены Законом № 5073.
В данной статье предлагаем рассмотреть особенности налогообложения благотворительных организаций, благотворительной помощи, виды благотворительной деятельности и т. п.


Законодательное регулирование благотворительной деятельности на территории Украины

Согласно Закону № 5073 субъектами благотворительной деятельности являются благотворитель и фактический получатель благотворительной помощи.

Благотворителем в понимании п. 5 ст. 1 этого Закона является дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности.

Под бенефициаром (фактическим получателем благотворительной помощи) понимают получателя благотворительной помощи (физическое лицо, неприбыльную организацию или территориальную общину), который получает помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом № 5073.

При этом указанным Законом установлено, что бенефициарами благотворительных организаций могут быть также любые юридические лица, получающие помощь для достижения определенных этим Законом целей.

Следовательно, Закон № 5073 четко определяет того, кто предоставляет благотворительную помощь, — благотворителя и того, кто ее получает,бенефициара. Вместе с тем этим Законом не ограничен круг таких субъектов, то есть ими могут быть как физические, так и юридические лица.

Цели и сферы осуществления благотворительной деятельности

Целями благотворительной деятельности согласно части первой ст. 3 Закона № 5073 являются предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности, а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах.

В соответствии с частью второй этой статьи благотворительная деятельность может осуществляться в следующих сферах: образование; здравоохранение; экология, охрана окружающей среды и защита животных; предотвращение природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, помощь пострадавшим в результате катастроф, вооруженных конфликтов и несчастных случаев, а также беженцам и лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах; опека и попечительство, законное представительство и правовая помощь; социальная защита, социальное обеспечение, социальные услуги и преодоление бедности; культура и искусство, охрана культурного наследия; наука и научные исследования; спорт и физическая культура; права человека и гражданина и основополагающие свободы; развитие территориальных общин; развитие международного сотрудничества Украины; стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов, повышение конкурентоспособности Украины; содействие осуществлению государственных, региональных, местных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в Украине.

При этом согласно части третьей указанной статьи благотворительным организациям запрещено предоставлять благотворительную помощь политическим партиям или от имени политических партий, а также принимать участие в избирательной агитации.

Виды благотворительной деятельности

Благотворители совместно или индивидуально могут осуществлять благотворительную деятельность на основании добровольного выбора одного или нескольких ее видов, определенных частью первой ст. 5 Закона № 5073, а именно:

  • бесплатная передача в собственность бенефициаров денежных средств, другого имущества, а также бесплатная уступка бенефициарам имущественных прав;
  • бесплатная передача бенефициарам права пользования и других вещных прав на имущество и имущественные права;
  • бесплатная передача бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав;
  • бесплатное предоставление услуг и выполнение работ в пользу бенефициаров;
  • благотворительная совместная деятельность и выполнение других контрактов (договоров) о благотворительной деятельности;
  • публичный сбор благотворительных пожертвований;
  • управление благотворительными эндаументами;
  • исполнение завещаний, завещательных отказов и наследственных договоров для благотворительной деятельности;
  • проведение благотворительных аукционов, неденежных лотерей, конкурсов и других благотворительных мероприятий, не запрещенных законом.

При этом согласно части второй этой статьи возмещение благотворительными организациями расходов других бенефициаров, связанных с передачей имущества и имущественных прав, указанных в части первой ст. 5 этого Закона, признается благотворительной деятельностью.

Получение бенефициарами благотворительной помощи от благотворителей не может быть основанием для ограничения или прекращения каких-либо иных видов помощи, выплат или льгот, определенных законами Украины.

Частью четвертой ст. 5 Закона № 5073 установлено, что законы Украины могут определять дополнительные виды благотворительной деятельности и особенности регулирования определенных видов благотворительной деятельности.

Налогообложение благотворительных организаций

Налоговый кодекс непосредственно не определяет перечня субъектов благотворительной деятельности и ссылается на специальные законы, например на Закон № 5073.

Предоставление благотворительной помощи прямо не ограничено ни одним нормативным актом, поэтому предоставлять ее имеют право как резиденты Украины, так и нерезиденты.

Субъектами, имеющими право на получение благотворительной помощи согласно пп. 14.1.121 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, являются неприбыльные предприятия, учреждения и организации, потому что их деятельность направлена на осуществление благотворительной деятельности и меценатства, а также другой деятельности, предусмотренной законодательством.

Порядок налогообложения неприбыльных организаций и учреждений регулируется нормами ст. 157 этого Кодекса, а Перечень таких учреждений и организации приведен в п. 157.1 указанной статьи.

При этом право на освобождение от налогообложения получают неприбыльные учреждения и организации после регистрации их согласно требованиям законодательства и которые внесены контролирующими органами в установленном порядке в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр).

В соответствии с п. 1 раздела ІІ Положения о Реестре, утвержденного приказом № 37 (далее — Положение о Реестре), включение неприбыльного учреждения и организации в Реестр проводится контролирующим органом по их местонахождению с присвоением соответствующего признака неприбыльности согласно п. 5 раздела I этого Положения.

При включении неприбыльного учреждения и организации в базу Реестра им по коду ЕГРПОУ присваивается признак неприбыльного учреждения или организации, которым является нумерация учреждений и организаций по отдельным группам в соответствии с п. 157.1 ст. 157 Налогового кодекса (п. 5 раздела І Положения о Реестре).

Исключение неприбыльного учреждения или организации из Реестра происходит на основании решения контролирующего органа в случае нарушения неприбыльным учреждением или организацией норм Кодекса и других законодательных актов о неприбыльных организациях, а также по собственному решению неприбыльного учреждения или организации.

При этом в случае исключения учреждения или организации из Реестра такое учреждение или организация возвращают оригинал решения о внесении их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций в контролирующий орган по месту регистрации.

Налоговый учет благотворительной помощи

Предоставление благотворительной помощи является операцией по бесплатной передаче товаров (работ, услуг).

В понимании налогового законодательства бесплатно предоставленными товарами, работами, услугами являются товары, предоставляемые согласно договорам дарения, другим договорам, которыми не предусматривается денежная или другая компенсация стоимости таких товаров либо их возврат, или без заключения таких договоров (пп. «а» пп. 14.1.13 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

При этом в соответствии с пп. 14.1.202 вышеуказанного пункта любые операции, которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров являются продажей (реализацией) товаров.

Операции по бесплатной передаче товаров (работ, услуг), предоставляемых без требования оплаты, должны включаться в состав дохода плательщика налога.

Для лиц, предоставляющих благотворительную помощь, передача такой помощи согласно пп. 135.4.1 п. 135.4 ст. 135 Налогового кодекса является доходом от операционной деятельности, который включает доход от реализации товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, в том числе вознаграждения комиссионера (поверенного, агента и т. п.).

Вышеуказанным пунктом установлено, что доход от операционной деятельности признается в размере договорной (контрактной) стоимости, но не меньше суммы компенсации, полученной в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств.

Таким образом, бесплатная передача приравнивается к продаже (поставке товаров), следовательно, самым простым вариантом учета таких операций для благотворителя будет передача денежных средств. Поскольку ни продажа, ни поставки не осуществляются, то и объект обложения налогом на прибыль не возникает.

Отражение расходов при предоставлении благотворительной помощи и их ограничения в налоговом учете

Если плательщик налога будет предоставлять благотворительную помощь, то он имеет право и на отражение расходов, однако с некоторыми ограничениями, определенными в пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса.

Так, согласно этой норме в состав других расходов обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанных непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, включаются, в частности:

суммы денежных средств или стоимость товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, определенные в ст. 157 Налогового кодекса, в размере, не превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138).

Пример 1

В апреле 2014 г. предприятие «Альфа» приобрело с целью передачи местной общеобразовательной школе «Малятко» (статус школы подтвержден копией решения о внесении ее в Реестр неприбыльных) на основании полученного письма-ходатайства мебельную фурнитуру для оборудования помещений школы на сумму 60 000 грн. Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2013 г. составляла 4 000 000 грн. Следовательно, предприятие имеет право на включение в состав расходов суммы, которая не превышает 160 000 грн. (4 000 000 грн. хх 4%). В примере всю стоимость мебельной фурнитуры (60 000 грн.) предприятие-благотворитель имеет право включить в состав своих расходов;

суммы денежных средств, перечисленные работодателями первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, предусмотренные коллективными договорами (соглашениями) согласно Закону № 1045, в пределах 4% налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год с учетом положений пп. «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Кодекса (пп. «б» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138);

суммы денежных средств, перечисленные предприятиями всеукраинских объединений лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых работает по основному месту работы не менее 75% таких лиц, этим объединениям для осуществления благотворительной деятельности, но не более 10% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. «в» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138);

суммы денежных средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные/переданные для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповедникам в размере, не превышающем 10% налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год (пп. «д» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138);

суммы денежных средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные/переданные в пользу резидентов для целевого использования с целью производства национальных фильмов (в том числе анимационных) и аудиовизуальных произведений, но не более 10% налогооблагаемой прибыли за предыдущий налоговый год (пп. «е» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138).

Пример 2

В 2013 г. предприятие «Енергія» предоставило благотворительную помощь неприбыльным организациям на сумму 180 000 грн., а также с целью охраны культурного наследия добровольно перевело образовательным учреждениям денежные средства на сумму 600 000 грн. Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2013 г. составила 10 000 000 грн.

Сумма денежных средств в виде благотворительной помощи и сумма добровольно переведенных образовательным учреждениям денежных средств включаются в состав расходов плательщика налога в полном объеме, поскольку первая из них не превышает 4% (10 000 000 грн. х 4% = 400 000 грн.), а вторая соответственно10% (10 000 000 грн. х 10% = 1 000 000 грн.) налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Следует учесть, что согласно пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса в случае если по результатам предыдущего отчетного года такие плательщики получили отрицательный результат объекта налогообложения, то перечисляемая сумма денежных средств определяется с учетом налогооблагаемой прибыли, полученной в году, предшествующем году декларирования такого годового отрицательного значения, но не раньше чем за четыре предыдущих отчетных года.

Благотворительная помощь на период проведения АТО

Согласно п. 33 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса плательщикам налога на прибыль предприятий предоставлено право временно, на период проведения АТО, включать в состав других расходов обычной деятельности суммы денежных средств или стоимость специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, которые добровольно перечислены (переданы) такими плательщиками Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим созданным согласно законам Украины воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения проведения АТО.

При этом плательщики налога имеют право включать в состав других расходов расходы, указанные в п. 33 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса, без ограничений, предусмотренных пп. «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 этого Кодекса.

Вместе с тем Кабинет Министров Украины должен определить перечень таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Следует отметить, что норма п. 33 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 21 ноября 2013 г.

Документальное оформление операций по предоставлению благотворительной помощи

Пунктом 138.2 ст. 138 Налогового кодекса установлено, что расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II этого Кодекса.

Указанная норма является основной при отражении расходов предприятия-благотворителя. Поэтому таким предприятиям следует уделить особое внимание документальному оформлению операций по предоставлению благотворительной помощи.

Для документального оформления операций по предоставлению благотворительной помощи предприятию-спонсору, в частности, но не исключительно, необходимо иметь следующие документы: письмо-ходатайство получателя о предоставлении благотворительной помощи с перечнем конкретных товаров, в случае необходимости денежной помощи — с указанием банковских реквизитов; копию решения контролирующего органа о внесении организации-получателя в Реестр; оформленную накладную на отпуск товара; доверенность на получение товарно-материальных ценностей от организации — получателя благотворительной помощи и т. п.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42