Таможенное дело

Ввоз автомобилей при переселении на постоянное место жительства

Статьей 374 Таможенного кодекса установлена льгота в обложении таможенными платежами товаров, ввозимых (пересылаемых) гражданами в связи с переселением на постоянное место жительства в Украину.

К таким товарам отнесены, в частности:

  • товары, предназначенные для обеспечения обычных повседневных нужд гражданина и первоначального обустройства (кроме товаров, классифицируемых по товарной позиции 8802 (например, вертолеты, самолеты) или по одному из кодов 8903 91 99 00, 8903 92 99 00, 8903 99 99 00 согласно УКТ ВЭД (некоторые виды судов, яхт и т. п.));
  • транспортные средства личного пользования (пассажирские, грузопассажирские и грузовые автомобили, мотоциклы и мопеды), классифицируемые в одной из товарных позиций 8702, 8703, 8704 (общей массой до 3,5 т), 8711 согласно УКТ ВЭД (в количестве одной единицы на каждого гражданина, достигшего 18-летнего возраста);
  • товары, классифицируемые в товарной позиции 8716 согласно УКТ ВЭД, например прицепы и полуприцепы (в количестве одной единицы на каждого совершеннолетнего гражданина), при условии одновременного ввоза с транспортными средствами личного пользования, которые классифицируются в одной из товарных позиций 8702, 8703, 8704 (общей массой до 3,5 т), 8711 согласно УКТ ВЭД.

Следует отметить, что преобладающее количество судебных споров граждан, переселяющихся на постоянное место жительства в Украину, с органами доходов и сборов относительно применения указанной нормы Таможенного кодекса связано с отказом в льготном таможенном оформлении автомобилей.

Вышеуказанной статьей определены условия, соблюдение которых является необходимым для получения права на льготный ввоз автомобиля, а именно:

  • ввоз автомобиля осуществляется в течение шести месяцев со дня выдачи документа, подтверждающего право гражданина на постоянное жительство в Украине;
  • до дня выдачи документа, подтверждающего право гражданина на постоянное жительство в Украине, гражданин проживал на территории страны, из которой он прибыл, не меньше трех лет;
  • до дня выдачи документа, подтверждающего право на постоянное жительство в Украине, гражданин был владельцем (или совладельцем) ввозимого им автомобиля не меньше одного года;
  • автомобиль, ввозимый гражданином, состоял на постоянном учете (регистрации) в соответствующих регистрационных органах страны постоянного места предыдущего жительства гражданина не меньше одного года, если он подлежит регистрации в этой стране.

Следует обратить внимание, что документы, необходимые для предоставления контролирующим органам для подтверждения соблюдения вышеуказанных условий, должны быть выданы полномочными органами страны, являющейся субъектом международных отношений.

Особенно актуален вопрос принадлежности и допустимости документов, предоставляемых гражданами для подтверждения права на льготу по обложению таможенными платежами, в случаях ввоза ими автомобилей из Приднестровского региона Республики Молдова.

Нотой Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Украина уведомляется, что документы о регистрации транспортных средств, оформленные Управлением ГАИ МВД Приднестровской Молдавской Республики, не имеют юридической силы. Вместе с тем жители Приднестровского региона имеют возможность зарегистрировать свои транспортные средства в соответствии с национальным законодательством Республики Молдова.

Согласно ст. 1 Договора о добрососедстве Украина обязуется соблюдать в отношениях с Республикой Молдова принципы нерушимости границ, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

В Совместном заявлении Президентов Российской Федерации и Украины Президент Украины как глава государства подтвердил готовность Украины выступить гарантом соблюдения положений особого статуса Приднестровья как составляющей части единой и территориально целостной Республики Молдова.

В соответствии со ст. 110 Конституции Республики Молдова и ст. 3 Закона Республики Молдова № 173 в составе Республики Молдова основано административно-территориальное формирование Приднестровье.

Поскольку административно-территориальное устройство Республики Молдова не содержит формирования под названием «Приднестровская Молдавская Республика», любые документы, выданные учреждениями указанной Приднестровской Молдавской Республики, не могут считаться надлежащими и допустимыми доказательствами.

Нормы, схожие с Таможенным кодексом в части установления условий владения автомобилем и нахождения такого автомобиля на регистрационном учете в стране постоянного места предыдущего жительства гражданина, содержал и действовавший до вступления в силу Таможенного кодекса Закон № 2681.

В частности, согласно части второй ст. 8 этого Закона разрешался ввоз в Украину при переселении на постоянное место жительства на каждого совершеннолетнего гражданина одного механического транспортного средства по кодам 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 УКТ ВЭД при условии, что он является владельцем транспортного средства не меньше одного года, а такое транспортное средство состояло на учете в стране постоянного места предыдущего жительства не меньше одного года.

Верховный Суд Украины, устраняя неодинаковое применение судом кассационной инстанции указанных норм материального права, в постановлении от 17.09.2013 г. отметил следующее.

В рассматриваемом деле судами установлено, что документы, предоставленные для таможенного оформления, подтверждают факт нахождения транспортного средства на учете в Приднестровской Молдавской Республике, но не подтверждают факт нахождения транспортного средства на учете в Республике Молдова (стране постоянного места предыдущего жительства его владельца), который осуществляет Главное управление регистрации транспорта и квалификации водительского состава государственного предприятия «Registru» Министерства информационного развития Республики Молдова.

По мнению Верховного Суда Украины, факт нахождения истца на консульском учете в Республике Молдова обусловливает необходимость для цели, предусмотренной частью второй ст. 8 Закона № 2681, требовать в подтверждение факта нахождения транспортного средства на учете в этой же стране, которая является субъектом международных отношений, документы, выданные именно ее полномочными органами.

Поскольку автомобиль истца не был зарегистрирован в Республике Молдова, соответствующие документы таможне не предоставлены, то она правомерно отказала истцу в осуществлении льготного таможенного оформления автомобиля.

Представленная правовая позиция Верховного Суда Украины вполне актуальна и при применении норм Таможенного кодекса.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00