Статьи

Яблоко надежды

В последнее время украинские садоводы вкладывают немалые инвестиции в яблочный бизнес. Для этого есть веские основания. Ведь продуктивность яблоневых садов в Украине, по данным специалистов отрасли, в течение последних семи лет удвоилась, что дало импульс внутреннему производству яблок. Стимулируют отечественного фермера и патриотические настроения украинского потребителя, который как никогда раньше остается верным принципу «свой к своему за своим». Украинцы в основном предпочитают отечественные яблоки, которые постепенно вытесняют импортные, о чем свидетельствует сокращение объемов их закупки на внешних рынках. Например, в прошлом году Украина импортировала минимальные объемы яблок за последние пять лет. Впрочем, выбор в пользу отечественного продукта и уменьшение яблочного импорта еще не означает рост экспорта. Пока перспективы продажи украинских яблок на зарубежных продовольственных рынках, в частности на рынке ЕС, остаются призрачными.


Политический привкус фруктов

Европейские инвесторы характеризуют украинский климат и почвы, особенно Подолья, как крайне благоприятные для ведения этого бизнеса, отмечая при этом умение украинских аграриев выращивать качественную и безопасную продукцию, даже согласны вкладывать денежные средства в развитие отрасли. Однако вырастить яблоки — только полдела. Сложнее создать комфортные условия для их хранения и определить, кто еще, кроме отечественного потребителя, может стать потенциальным покупателем полезного продукта.

Конкурировать на рынках Европы и учиться продавать продукцию становится все сложнее при неблагоприятной политической ситуации. Даже при условии продления срока действия торговых преференций для украинских экспортеров до конца 2015 г. едва ли не самой большой проблемой остается сбыт плодоовощной продукции.

«В условиях эмбарго со стороны России в отношении пищевых продуктов Евросоюза украинским фермерам будет непросто выйти на рынок ЕС», — убежден европейский эксперт по вопросам аграрной логистики и оптовых рынков Яцек Аустен. Но вопреки перенасыщенности европейского рынка плодоовощной продукцией и трудностям, связанным с поисками украинскими фермерами собственных ниш, аналитик убежден, что именно эти рынки могут обогатить их неоценимым опытом, без которого нельзя воплотить огромный потенциал отрасли.

Эксперты плодоовощного сектора советуют украинским садоводам активнее искать рынки сбыта и не зацикливаться на каком-то одном, имея в виду российский. Хотя именно в России аналитики предрекали определенные перспективы для украинских фермеров-яблочников при отсутствии конкуренции с польскими и молдовскими фермерами, которым РФ еще в августе запретила ввозить их плодоовощную продукцию. Например, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман предполагала, что благодаря этим обстоятельствам украинские фермеры получат «замечательную возможность увеличить экспорт яблок минимум в пять раз».

Из опыта конфронтаций

Однако о таких перспективах уже не может быть и речи. Первый тревожный звонок прозвенел, когда Россельхознадзор обратился в Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу Украины с просьбой до 21 октября 2014 г. предоставить информацию, подтверждающую происхождение экспортируемой из Украины в РФ растительной продукции. Для этого в Россельхознадзоре хотели получить информацию об объемах выращенной в Украине растительной продукции и площадях, занятых под отдельные культуры в каждой области Украины, а также другие убедительные гарантии украинского происхождения растительной продукции, которую Украина поставляет в Россию.

Официально такие придирчивые требования российские чиновники объяснили стремлением обезопасить российский рынок от попадания продукции из третьих стран (речь идет прежде всего о Польше). Но наученный опытом «сырных» и «молочных» баталий украинский производитель в таких претензиях небезосновательно усматривал для себя признаки экономической конфронтации. Уже 22 октября текущего года Россия ввела запрет на ввоз овощей и фруктов из Украины. В Россельхознадзоре официально мотивируют ограничения возможным неукраинским происхождением продукции. А также заявляют, что в украинской продукции, мол, обнаружили яблочную плодожорку и калифорнийский трипс. К подобным пассажам отечественному производителю не привыкать. А противопоставить этому можно разве что поиски новых ниш сбыта.

От Казахстана до Балтии

По мнению представителя компании «Західний рітейл» Федора Рыбака, нужно искать альтернативные варианты рынков сбыта украинских яблок.

«Как альтернативу мы уже сегодня можем рассматривать рынок Казахстана, где украинское яблоко может успешно конкурировать по качеству и цене как с местной, так и с импортной продукцией», — советует специалист. Опыт Польши, которая была самым крупным поставщиком яблок в соседнюю Россию, свидетельствует о том, что замыкаться на одном покупателе довольно рискованно. Так, по информации Польской федерации производителей пищевых продуктов, потери от российского запрета на поставки пищевых продуктов в РФ достигнут 800 млн. евро, что очень чувствительно для небольшой экономики страны. Однако польские предприниматели надеются на компенсации от ЕС, новые рынки сбыта яблок и убеждены, что ситуация за полгода стабилизируется. Из новых рынков Польша называет пока что белорусский, но это, убеждены аналитики, только «попытка зайти на российский рынок в обход санкций». Не менее сложно Польше продвигать яблоки и на рынок США, где в целом запрещают импорт овощей и фруктов из стран Евросоюза. Исключением является разве что экспорт Польшей сладкого перца и брокколи, Италией — яблок и груш. Официально США мотивируют это особенностями фитосанитарных стандартов. Однако по предположениям польского информагентства США таким образом защищает собственного товаропроизводителя.

Поэтому выход на новые рынки сбыта для украинских фермеров должен стать стратегическим приоритетом. Дело это непростое и длительное. Аналитики рынка советуют обратить внимание на Ближний Восток как на покупателя яблок, тщательно изучив все риски, связанные с освоением этого рынка. По мнению специалистов, самый большой из них — недостаток опыта в логистике, длительные сроки транспортировки и отличия в культуре потребления яблок в Украине и на Ближнем Востоке.

Перспективными для украинских фермеров являются также рынки стран Балтии, которые нуждаются в нашей продукции и заключают предварительные контракты. В поддержку Украины они даже лоббируют украинскую продукцию на других рынках.

Украинский эксклюзив

Отечественным фермерам придется приложить немало усилий, чтобы украинские яблоки нашли своих приверженцев в мире, введя сначала систему сертификации производства плодоовощной продукции по международным стандартам. Для этого нужны значительные денежные средства, которых отечественным предпринимателям катастрофически не хватает, учитывая обесценивание гривни и кабальные ставки кредитования. Однако, как говорил известный философ, то, что не убивает нас, делает нас сильнее. Вот и стремительная девальвация украинской валюты определенным образом усиливает позиции садоводов на внешних рынках. Более низкая стоимость украинского яблока по сравнению с аналогичной продукцией на международном рынке прибавляет украинским фермерам шансов на успех. Иностранный потребитель тем временем имеет возможность насладиться новыми яблочными вкусами. Специалисты отрасли отмечают, что в Украине, например, осталось много садов, где выращивают кислое яблоко, чего нет в Европе. Отыскивать подобный эксклюзив, продвигая яблочную продукцию, — дело маркетологов. И хоть европейские фермеры не заинтересованы уступать свои рыночные ниши, качественная украинская продукция пользуется спросом, разнообразит вкусы и расширяет фруктовый ассортимент.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00