Юридическая практика

Освобождение от обложения пошлиной товаров, которые ввозятся как иностранные инвестиции

Особенности режима иностранного инвестирования на территории Украины установлены Законом о режиме иностранного инвестирования, которым, в частности, определены виды и формы осуществления иностранных инвестиций, объекты иностранного инвестирования, государственные гарантии защиты иностранных инвестиций и т. п.

До вступления в силу Таможенного кодекса Законом о режиме иностранного инвестирования также регулировались вопросы обложения пошлиной товаров, которые ввозились в Украину как иностранные инвестиции.

В частности, ст. 18 этого Закона устанавливался следующий порядок освобождения от уплаты пошлины. Имущество, которое ввозится в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождалось от обложения пошлиной. При этом таможенные органы осуществляли пропуск такого имущества на территорию Украины на основании выданного предприятием простого векселя на сумму пошлины с отсрочкой платежа не более чем на 30 календарных дней со дня оформления ввозной грузовой таможенной декларации. Вексель погашался и ввозная пошлина не взималась, если в период, на который предоставлялась отсрочка платежа, указанное имущество зачислялось на баланс предприятия и налоговой инспекцией по местонахождению предприятия была сделана отметка об этом на экземпляре векселя. Если в течение трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестициями имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, отчуждалось, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за рубеж), предприятие с иностранными инвестициями должно было уплатить ввозную пошлину, которая исчислялась исходя из таможенной стоимости этого имущества, перечисленной в валюту Украины по официальному курсу валюты Украины, определенному Нацбанком Украины на день осуществления отчуждения имущества.

Со вступлением в силу Таможенного кодекса указанный порядок был упрощен, а ст. 18 Закона о режиме иностранного инвестирования изложена в новой редакции, согласно которой обложение пошлиной имущества, которое ввозится в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или использования с целью, непосредственно не связанной с проведением предпринимательской деятельности), осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом.

Статьей 287 этого Кодекса определено, что товары (кроме товаров для реализации или использования с целью, непосредственно не связанной с проведением предпринимательской деятельности), которые ввозятся на таможенную территорию Украины на срок не менее трех лет иностранными инвесторами согласно Закону о режиме иностранного инвестирования с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов) или как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты ввозной пошлины. При отчуждении таких товаров ранее трех лет со времени зачисления их на баланс ввозная пошлина уплачивается на общих основаниях.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что обязательными условиями, с соблюдением которых связано право на получение льготы в обложении пошлиной товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины как иностранная инвестиция, являются ввоз таких товаров иностранными инвесторами и неотчуждение их в течение срока не менее трех лет.

Под иностранными инвесторами в Законе о режиме иностранного инвестирования понимают следующие категории лиц:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иным, нежели законодательство Украины;
  • физические лица — иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины и не ограниченные в дееспособности;
  • иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации;
  • другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, которые признаются таковыми в соответствии с законодательством Украины.

Ввоз товаров на таможенную территорию Украины лицами, которые не входят в указанный перечень, не дает права на получение освобождения от уплаты пошлины, а неправомерное получение такого освобождения влечет за собой обязанность уплатить соответствующую сумму пошлины и штрафные санкции.

Например, на таможенную территорию Украины физическим лицом — гражданином Германии были ввезены как взнос этого лица в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями транспортные средства с получением льготы в обложении ввозной пошлиной.

Однако в дальнейшем, после завершения таможенного оформления, проверкой, проведенной таможней, было установлено, что указанный гражданин Германии одновременно является гражданином Украины. В связи с этим таможней был сделан вывод о противоправном получении освобождения от уплаты ввозной пошлины, поскольку вследствие наличия гражданства Украины указанное физическое лицо не может считаться иностранным инвестором в понимании Закона о режиме иностранного инвестирования. На основании соответствующего акта проверки предприятию, в уставный капитал которого были ввезены транспортные средства, выставлены налоговые увеломления-решения о доначислении неуплаченных налоговых обязательств и соответствующих штрафных санкций.

Пересматривая указанное дело в кассационном порядке, Высший административный суд Украины в определении от 18.10.2012 г. согласился с выводами таможни, учитывая следующее.

В соответствии со  ст. 1 Закона о режиме иностранного инвестирования иностранные инвесторы — это субъекты, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Украины, в частности, физические лица — иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины и не ограниченные в дееспособности.

Статьей 1 Закона о гражданстве определено, что иностранец — это лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданым) другого государства или государств. Статьей 2 этого Закона установлено, что в случае получения гражданином Украины гражданства (подданства) другого государства или государств в правоотношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

Принимая во внимание изложенное, коллегия судей Высшего административного суда Украины согласилась с выводами суда апелляционной инстанции относительно доказанности со стороны таможенного органа необоснованности применения предприятием льготы по уплате ввозной пошлины при ввозе на таможенную территорию Украины транспортных средств и, соответственно, правомерности обжалованных налоговых уведомлений-решений.

Именно такую правовую позицию Высший административный суд Украины выразил и в постановлении от 27.06.2013 г. по аналогичному делу.

Что касается отчуждения товаров, ввезенных как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, следует отметить, что чаще всего судебные споры возникают между налогоплательщиками и контролирующими органами по поводу отчуждения таких инвестиций, как транспортные средства.

Рассматривая дело по иску предприятия к таможне относительно отчуждения транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Украины как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, Верховный Суд Украины в постановлении от 18.02.2014 г. выразил следующую правовую позицию.

В 2000 г. Верховной Радой Украины был принят Закон об устранении дискриминации, который направлен на защиту конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности, созданными без привлечения денежных средств или имущества (имущественных или неимущественных прав) иностранного происхождения, и субъектами предпринимательской деятельности, созданными при участии иностранного капитала, обеспечение государственной защиты отечественного производителя и конституционных прав и свобод граждан Украины.

Согласно предоставленному Конституционным Судом Украины в решении от 29.01.2002 г. официальному толкованию положений части первой ст. 5 Закона об устранении дискриминации (относительно сферы его действия) и части первой ст. 19 Закона об инвестиционной деятельности (относительно защиты инвестиций):

со дня вступления в силу части первой ст. 5 Закона об устранении дискриминации специальное законодательство и государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, действовавшие на момент регистрации инвестиций и подлежавшие применению по требованию иностранного инвестора на основании гарантий от изменения законодательства, применяются в пределах, предусмотренных ст. 19 Закона об инвестиционной деятельности и ст. 3 этого Закона, согласно которой указанные специальное законодательство и государственные гарантии не регулируют вопроса валютного, таможенного и налогового законодательства, действующего на территории Украины;

положения части первой ст. 5 Закона об устранении дискриминации во взаимосвязи с другими положениями этого Закона являются основанием как для отказа в предоставлении, так и для прекращения ранее предоставленных льгот в сфере валютного и таможенного регулирования и взимания налогов, сборов (обязательных платежей) предприятиям с иностранными инвестициями, их дочерним предприятиям, а также филиалам, отделениям, другим обособленным подразделениям, включая постоянные представительства нерезидентов, независимо от времени внесения иностранных инвестиций и их регистрации.

Таким образом, как отмечает Верховный Суд Украины, Закон об устранении дискриминации, который принят позже, чем Закон о режиме иностранного инвестирования, прекратил льготы для предприятий с иностранными инвестициями.

Вместе с тем согласно положению п. 2 раздела ІІ Заключительных положений Закона о регулировании рынка автомобилей автомобиль, который был предварительно ввезен в Украину без уплаты (полной или частичной) преду-смотренных законодательством налогов и сборов, на основании льгот, предоставленных законодательством, может быть отчужден или передан в собственность, или (и) в пользование, или (и) в распоряжение только после уплаты в полном объеме всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством Украины на день ввоза автомобиля на таможенную территорию Украины.

Целью указанного Закона являются стимулирование производства автомобилей в Украине и недопущение случаев уклонения от налогообложения при их ввозе или продаже. Закон о регулировании рынка автомобилей и Закон об устранении дискриминации взаимосвязаны относительно прекращения налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями, в частности при ввозе Украину автомобилей.

Системный анализ приведенных норм права дал основания Верховному Суду Украины сделать вывод, что предприятия с иностранными инвестициями не освобождены от обязанности уплаты налогов и сборов при отчуждении автомобилей, предварительно ввезенных в Украину без уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов, контроль за уплатой которых осуществляют таможенные органы.

Дополнительно к изложенному Верховным Судом Украины следует обратить внимание, что Законом о регулировании рынка автомобилей установлено условие относительно уплаты налогов не только при отчуждении беспошлинно ввезенных автомобилей, но и при передаче их в пользование или в распоряжение.

В соответствии с изложенным Высший административный суд Украины, применяя п. 2 раздела ІІ Заключительных положений Закона о регулировании рынка автомобилей, определением от 16.04.2014 г. оставил в силе постановление Окружного административного суда, которым отказано в удовлетворении иска налогоплательщика к таможне об отмене налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки, в ходе которой выявлена передача налогоплательщиком третьему лицу в пользование по договору найма автомобилей, предварительно ввезенных из-за рубежа как иностранная инвестиция.

Отдельно необходимо остановиться на позиции Высшего административного суда Украины относительно путей отчуждения иностранной инвестиции, выраженной им в определении от 18.01.2012 г. в административном споре между налогоплательщиком и таможней.

Основанием для возникновения указанного спора стало установление в ходе проведенной таможней проверки следующих обстоятельств.

Налогоплательщиком-предприятием было ввезено на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения имущество как взнос иностранного инвестора в уставный капитал этого предприятия.

В дальнейшем, до окончания трехлетнего срока, между иностранным инвестором и предприятием был заключен договор о возврате иностранной инвестиции, согласно которому предприятие обязалось возвратить, а иностранный инвестор — принять денежный эквивалент части иностранной инвестиции. Что касается другой части иностранной инвестиции, между иностранным инвестором и физическим лицом — участником предприятия был заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале предприятия, согласно которому доля в размере 9% отступается в пользу физического лица.

При указанных обстоятельствах таможня сделала вывод о том, что с момента возврата иностранному инвестору денежного эквивалента иностранной инвестиции и продажи им доли в уставном капитале предприятия имущество, которое было ввезено в Украину, по своей правовой природе не может считаться иностранной инвестицией.

В связи с этим были направлены налоговые уведомления-решения об определении сумм налоговых обязательств и штрафных санкций по налогам, которые не были уплачены при ввозе указанного имущества.

Высший административный суд Украины согласился с правомерностью вывода таможни учитывая следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о режиме иностранного инвестирования иностранными инвестициями являются ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности согласно законодательству Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Согласно пп. 1.28.2 п. 1.28 ст. 1 Закона о прибыли (в редакции, действующей на время возникновения спорных правоотношений) прямая инвестиция — это хозяйственная операция, предусматривающая внесение денежных средств или имущества в уставный фонд юридического лица в обмен на корпоративные права, эмитированные таким юридическим лицом. Аналогичная норма содержится и в ст. 14 действующего Налогового кодекса.

Частью первой ст. 167 Хозяйственного кодекса корпоративные права определены как права лица, доля которого определяется в уставном фонде (имуществе) хозяйственной организации, включающие правомочия на участие этого лица в управлении хозяйственной организацией, получение определенной части прибыли (дивидендов) данной организации и активов в случае ликвидации последней согласно закону, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами.

Исходя из анализа указанных норм материального права усматривается, что иностранное инвестирование предусматривает передачу своего имущества в уставный фонд предприятия в обмен на корпоративные права, эмитированные таким лицом, без последующей прямой компенсации стоимости такого имущества в течение трех лет. Следовательно, внесенное имущество становится собственностью такого предприятия, а иностранный инвестор владеет своим внесенным имуществом через предоставленные ему корпоративные права и имеет право на управление и получение соответствующей доли прибыли такого юридического лица.

При этом деловой целью вложения иностранной инвестиции является получение прибыли или достижение социального эффекта.

Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм законодательства и ст. 18 Закона о режиме иностранного инвестирования (в редакции, действующей на момент существования спорных правоотношений), коллегия судей Высшего административного суда Украины сделала вывод, что законодательно прямо предусматривается постоянная связь иностранного инвестора с внесенным им имуществом в предприятие через корпоративные права в течение трех лет со времени зачисления такой иностранной инвестиции на баланс предприятия без прямой компенсации стоимости внесенного имущества и только с целью получения соответствующей доли прибыли или достижения социального эффекта.

Предприятие и его контрагент (иностранный инвестор), заключив договоры на поставку товаров как взнос в уставный фонд, не имели целью осуществить иностранную инвестицию в предприятие для получения прибыли или достижения социального эффекта, а были намерены продать соответствующий товар, оформив его как взнос иностранного инвестора в уставный фонд и безосновательно избежать уплаты налогов на импорт в государственный бюджет. То есть между сторонами фактически произошла купля-продажа имущества, ввезенного как иностранная инвестиция, до окончания трехлетнего срока со времени зачисления иностранной инвестиции.

В связи с этим суд не нашел оснований для удовлетворения иска и отмены обжалованных предприятием налоговых уведомлений-решений.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00