Интервью

Наша цель — не только разоблачать, но прежде всего предотвращать факты незаконного использования государственных средств

Несмотря на постоянные упреки в сторону налоговой милиции относительно неэффективности деятельности и нецелесообразности дальнейшего существования, ее работники продолжают добросовестно выполнять задачи по наполнению бюджета и контролю за его расходной частью. Только в прошлом году при непосредственном участии подразделений налоговой милиции Кировоградской области в сводный бюджет поступило 54,7 млн. грн. В частности, в сфере государственных закупок в 2011 г. было возбуждено 13 уголовных дел и установлены потери государства на 15,5 млн. грн.


Фото: «Перший заступник голови ДПС у Кіровоградській області — начальник управління податкової міліції Анатолій КУРУП»

— Анатолий Николаевич, на последней коллегии ГУНМ ГНС Украины одной из основных задач налоговой милиции определен контроль расходов государственного бюджета, в частности по полученным субвенциям и тендерным процедурам. Насколько актуальны для Кировоградской области вопросы злоупотреблений в бюджетной сфере?

— Бюджетные средства всегда были и есть лакомым кусочком для мошенников разных уровней, от мелких служащих до высших чиновников. Кировоградская область — не исключение. Заманчивый легкий заработок и желание пополнить собственный бюджет за счет государственного толкает нечестных должностных лиц на служебное преступление. Какие только схемы не придумывают: от простейших — маскировки полученных бюджетных средств через фиктивные фирмы и конвертационные центры — до более сложных — привлечения к афере большого количества субподрядчиков. За счет таких «фирмочек», которые якобы предоставляют различные услуги, мошенники обеспечивают увеличение валовых расходов, хотя фактически цены на услуги или товар намного ниже. Таким образом, увеличивая расходы, они на разнице между реальной платой за услуги и задекларированной в договорах обеспечивают себе немалую прибыль. Наиболее же преступными и привлекательными для аферистов являются процедуры проведения государственных закупок. Часто процедура проводится лишь формально, на бумаге, а если в реальности, — то допускаются многочисленные нарушения требований Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Случаются вообще факты, когда проведение самой процедуры игнорируется — деньги просто перечисляются на счета «нужных» субъектов хозяйствования.

— Насколько успешно Вашим подчиненным удается бороться с такими злоупотреблениями? Вероятно, имеются примеры возбужденных налоговой милицией уголовных дел?

— Налоговой милицией в Кировоградской области только в нынешнем году уже возбуждено пять уголовных дел по фактам злоупотреблений в сфере использования государственных средств. В частности, одним из коммунальных заведений Кировоградской области был проведен тендер на приобретение топлива. Согласно протоколу заседания тендерного комитета указанного заведения, победителем этих торгов признано одно из частных предприятий. В соответствии с договором купли-продажи предприятие-победитель обязалось поставить топлива жидкого печного 160 тонн на общую сумму 640 тыс. грн. Всю сумму денежных средств коммунальное заведение перечислило с назначением платежа «оплата за фактически полученное печное топливо в соответствии с договором». В дальнейшем указанную сумму предприятие-победитель перечислило на расчетный счет совсем другого частного предприятия, потом, как по цепочке, — третьего, а дальше — деньги были сняты наличными.

Как было установлено, ни одно из трех частных предприятий, которые получали на свои счета государственные средства, не осуществляло финансово-хозяйственной деятельности, не продавало заказчикам товар, не предоставляло услуги, в частности не поставляло коммунальному заведению топливо. А дальше, как в приключенческом сериале, в соответствии с протоколами о предъявлении фотоснимков для опознания глава тендерного комитета коммунального предприятия и его члены даже не узнали директора частного предприятия, с которым они подписали договор на поставку топлива, а также других двух граждан, которые якобы присутствовали при раскрытии тендерных предложений. По материалам работников главного отдела налоговой милиции Кировоградской ОГНИ прокуратурой Кировоградского района возбуждено уголовное дело.

Однако, наверное, самым ярким примером циничного присвоения бюджетных средств являются махинации в одном из лесничеств области. Должностные лица этого предприятия вообще проигнорировали требования действующего законодательства относительно проведения процедуры тендера. Они просто осуществили выплату 936 535 грн. физическому лицу — предпринимателю вроде бы за предоставление услуг по выполнению работ в лесу. По результатам проверки установлено, что исполнителем услуг была жена одного из лесничих, которая зарегистрировалась физическим лицом — предпринимателем накануне, а после получения денежных средств подала заявление в местную налоговую инспекцию о прекращении статуса субъекта хозяйствования. Кроме того, опрошенные работники лесничества сообщили, что в указанный период времени именно они выполняли все работы в лесу, получали за это заработную плату в кассе, а также утверждали, что ни предпринимательницу, ни каких-либо других рабочих, не трудоустроенных в хозяйстве, никогда не видели.

Мы можем утверждать, что при наличии материально-технической базы и достаточных трудовых ресурсов лесное хозяйство выполнило работы собственными силами, а 936 535 грн. за якобы предоставленные услуги поступили на расчетный счет «предпринимательницы». При проведении внеплановой проверки установлено, что у указанного физического лица отсутствуют документы, подтверждающие доходы и расходы на период хозяйственной деятельности, в том числе по взаимоотношениям с лесным хозяйством. По материалам работников отдела налоговой милиции Александрийской ОГНИ в отношении должностных лиц государственного предприятия прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью пятой ст. 191 Уголовного кодекса Украины.

— Какие шаги, по Вашему мнению, нужно осуществить, чтобы коренным образом изменить к лучшему ситуацию в сфере использования государственных средств, в частности при проведении тендерных закупок?

— Учитывая наш опыт в изобличении преступлений, связанных с использованием государственных средств, должен отметить, что прежде всего необходимо стопроцентно искоренить и обезвредить все конвертационные центры, которые обслуживают субъекты хозяйствования реального сектора экономики и дельцов от чиновничества. В частности, наши результаты в этом направлении весомы: в прошлом году было разоблачено четыре конвертационных центра, соответственно возбуждены уголовные дела. Сейчас для предупреждения фактов злоупотреблений при проведении государственных закупок необходимо обеспечить более строгий контроль за системой выдачи справок об отсутствии задолженности у субъектов хозяйствования, желающих принимать участие в этой процедуре. Кроме того, нужно ввести более жесткую процедуру проверки субъектов хозяйствования относительно их способности обеспечить выполнение всех условий, определенных в том или ином тендере, чтобы не допустить фактов, когда тендер, например, на выполнение строительных работ выигрывала фирма, в штате которой были лишь директор и бухгалтер, или закупку пищевых продуктов для детских садов обеспечивала фирма, которая не занималась производством этих продуктов, а только закупала их у населения, и у которой к тому же не было всех необходимых документов, в том числе сертификатов соответствия того или иного товара. Когда же дело дошло до проверки мест хранения этой продукции, то оказалось, что бизнесмен хранил ее в местах, где не было необходимого оборудования  — холодильных камер, кондиционеров и пр., о специально оборудованных складских помещениях нечего и говорить.

Не менее значимым фактором в проведении процедуры государственных закупок является также качественный состав тендерных комитетов. Часто члены этих комитетов не всегда настолько компетентны в тех или иных областях экономики, чтобы принимать правильные решения. Неоднократно были установлены случаи формального выполнения своих обязанностей, которое сводилось лишь к подписанию всех необходимых документов.

— Контролем за расходной частью бюджета занимаются и СБУ, и МВД, и прокуратура. Целесообразно ли еще и налоговой милиции акцентировать внимание на этих вопросах?

— Только налоговая милиция, которая имеет техническую возможность видеть и анализировать налоговую отчетность всех субъектов хозяйствования, движение денежных средств, все операции по приобретению и реализации товарно-материальных ценностей, может успешно противодействовать преступности как в сфере государственных закупок, так и в других вопросах экономики, чего нельзя сказать о других правоохранительных органах. Сейчас налоговая милиция может не только разоблачать такие преступления, но даже предотвращать незаконное использование государственных средств. В качестве примера в прошлом году только в одном случае нами было предотвращено незаконное использование 9,5 млн. грн. государственных средств. Налоговые милиционеры установили, что при проведении тендера на закупку пищевых продуктов за счет местного бюджета представители исполнительной власти допустили серьезные нарушения. Предприятие, выигравшее тендер, не имело не только опыта выполнения соответствующих договоров, но даже финансовых возможностей для выполнения условий договора, заключенного с органами местной власти. По нашим материалам прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью второй ст. 364 Уголовного кодекса Украины, в отношении должностных лиц органа исполнительной власти, которые, злоупотребляя служебным положением, в интересах третьих лиц утвердили незаконное решение. В завершение хочу поблагодарить своих коллег, которые, не считаясь с личным временем, круглосуточно несут нелегкую службу. Результаты, достигнутые в противодействии мошенникам, стали возможными лишь благодаря слаженной и результативной работе всего нашего коллектива.


Беседовала Анжела ДЗИНЗЮРА,
пресс-офицер УНМ ГНС в Кировоградской области

«Горячии линии»

Дата: 8 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00