Єдиный налог

Плата за землю, ФСН, единый налог с юридических лиц, местные сборы

Закон о СЭЗ является специальным законом, определяющим особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины.

На территории СЭЗ «Крым» действует особый правовой режим экономической деятельности физических и юридических лиц, в том числе особый порядок применения норм регуляторного, налогового и таможенного законодательства Украины (п. 3.1 ст. 3 Закона о СЭЗ).

В частности, этим Законом внесены изменения в Налоговый кодекс, а именно: подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» дополнен п. 26, согласно которому на период действия Закона № 1207 этот Кодекс применяется с учетом особенностей, определенных Законом о СЭЗ.

Следует обратить внимание на некоторые особенности положений Закона. В частности, на то, что создание СЭЗ и временная оккупация связаны между собой только общей территорией. То есть прекращение временной оккупации территории АР Крым не означает прекращение СЭЗ, созданной на 10 лет. Это нужно учитывать при применении статей Закона, а именно: о каком периоде их действия идет речь.

Например, ст. 5 Закона определен порядок взимания налогов на территории СЭЗ. Это означает, что условия, установленные этой статьей, применяются на весь период действия СЭЗ — на 10 лет.

Другой пример. Статья 12 Закона определяет особенности функционирования СЭЗ в период временной оккупации ее территории. Таким образом, действие условий этой статьи прекратится с завершением оккупации.

Также установлено, что в пределах СЭЗ «Крым» создается свободная таможенная зона, которая по своему функциональному типу является одновременно свободной таможенной зоной коммерческого, сервисного и промышленного типа согласно ст. 430 Таможенного кодекса.

Так, этой статьей определено, что свободная таможенная зона — это соответствующим образом оборудованная территория или склад, которые предназначены для хранения товаров под таможенным контролем, их переработки и/или производства новых товаров.

Свободные таможенные зоны могут быть коммерческого, сервисного и промышленного типов и создаются:

  • коммерческого типа — с целью обеспечения свободного хранения товаров без ограничения сроков;
  • сервисного типа — с целью обеспечения свободной деятельности предприятий по ремонту, модернизации, строительству воздушных, морских и речных судов, других плавательных средств, их составных частей;
  • промышленного типа — для целей переработки (производства) товаров на территориях соответствующих типов специальных (свободных) экономических зон.

Свободные таможенные зоны могут создаваться в пунктах пропуска через государственную границу Украины, на территориях морских и речных портов, аэропортов, на железнодорожных станциях и на территориях предприятий, а также в других местах, в которых возможно обеспечить режим свободной таможенной зоны в соответствии с Таможенным кодексом.

Открытие свободных таможенных зон коммерческого и сервисного типов осуществляется согласно положениям раздела XV Таможенного кодекса, а промышленного типа — в соответствии с отдельными законами Украины.

С введением в действие Закона о СЭЗ физическое лицо, имеющее налоговый адрес (местожительство), и юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравниваются в целях налогообложения к нерезидентам (ст. 5 Закона о СЭЗ).

Физическое лицо, имеющее налоговый адрес (местожительство), и юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на другой территории Украины, приравниваются в целях налогообложения к резидентам.

Отныне крымские предприниматели и предприятия являются для материковой части Украины нерезидентами.

Вопросы учета и обслуживания нерезидентов, то есть плательщиков, намеревающихся быть под юрисдикцией Украины и выполнять требования Налогового кодекса, урегулированы приказом № 100.

Так, согласно этому приказу выполнение функциональных обязанностей по обработке сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лицпредпринимателей, постановке на учет, внесению изменений, снятию с учета юридических лиц и физических лицпредпринимателей, местом нахождения (жительства) которых является АР Крым и г. Севастополь, возложено на Геническую объединенную ГНИ Главного управления Миндоходов в Херсонской области.

В связи со вступлением в силу Закона о СЭЗ и, учитывая требования приказа № 100, будут внесены соответствующие изменения в Порядок № 1588, а также обеспечено изменение основного места учета и перевода на учет налогоплательщиков в Геническую ОГНИ, кроме плательщиков, состоящих на учете в контролирующих органах, которые осуществляют сопровождение крупных налогоплательщиков, и обособленных подразделений юридических лиц, имеющих местонахождение на другой территории Украины.

Частью третьей п. 12.3 ст. 12 Закона о СЭЗ определено, что с 1 июня 2014 г. считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 г. имели место нахождения (жительства) и состояли на учете в контролирующих органах на территории АР Крым или г. Севастополя.

Такая налоговая регистрация может быть возобновлена после эвакуации лица на другую территорию Украины согласно ст. 15 Закона о СЭЗ в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам налогообложения, или вследствие истечения срока временной оккупации.

Просим обратить внимание на то, что понятие налоговой регистрации и налогового учета не являются тождественными. Согласно требованиям Налогового кодекса налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах. Поэтому аннулирование налоговой регистрации может касаться плательщиков, по которым ведется отдельный реестр согласно определенному порядку, то есть плательщиков, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость (статьи 181 — 184 Налогового кодекса) или плательщиков единого налога (ст. 299 этого Кодекса).

Плата за землю, фиксированный сельскохозяйственный налог

В соответствии со ст. 5 Закона  о СЭЗ на территории СЭЗ «Крым» не взимаются общегосударственные налоги и сборы, определенные ст. 9 Налогового кодекса.

Поскольку плата за землю и ФСН являются общегосударственными налогами, то они подпадают под действие ст. 5 Закона о СЭЗ, то есть не взимаются на территории СЭЗ «Крым».

Вместе с тем в ст. 12 этого Закона установлены особенности взимания налогов и сборов в период временной оккупации.

Следует отметить, что согласно пунктам 12.1, 12.2 этой статьи началом временной оккупации территории АР Крым и г. Севастополя считается дата вступления в силу Резолюции № 68/262 о поддержке территориальной целостности Украины, а завершением — дата, с которой утрачивает силу указанная Резолюция, или дата вступления в силу закона Украины, прекращающего действие Закона № 1207.

Частью первой п. 12.3 ст. 12 Закона  о СЭЗ определено, что общегосударственные налоги и сборы не взимаются с объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории.

Наряду с этим согласно статьям 270 и 302 Налогового кодекса объектом обложения платой за землю являются земельные участки, доли (паи), а объектом обложения ФСН — площадь сельскохозяйственных угодий.

Таким образом, для субъектов хозяйствования, зарегистрированных на материковой части Украины, однако имеющих объекты налогообложения и на материковой части, и на временно оккупированной территории, взимание платы за землю и ФСН имеет определенные особенности. Такие плательщики по земельным участкам, расположенным на временно оккупированной территории, не уплачивают плату за землю и ФСН.

Кроме того, для плательщиков ФСН изменяется порядок расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства (далее — расчет).

Также следует отметить, что если у субъекта хозяйствования в расчете учитывались объемы производства сельскохозяйственной продукции, произведенной на земельных участках, расположенных на временно оккупированной территории, то это не означает, что при последующих расчетах плательщик налога обязательно не выполнит требование относительно 75-процентного критерия и утратит право находиться на специальном режиме обложения ФСН.

Приведем примеры.

Пример 1

Критерии

АР Крым

Материковая часть

Итого

Доля земельного участка 

20 га

40 га

60 га

Вид деятельности

Растениеводство

Растениеводство

 

Объем сельскохозяйственного товаропроизводства

100 тыс. грн.

200 тыс. грн.

300 тыс. грн.

Общий объем товаропроизводства

100 тыс. грн.

200 тыс. грн.

300 тыс. грн.

Удельный вес сельскохозяйственного товаропроизводства

100%

100%

100%

Как видим, исключение из расчета объемов товаропроизводства по АР Крым в приведенном примере не влияет на общий итог расчета — 100%.

 

Пример 2

Критерии

АР Крым

Материковая часть

Итого

Доля земельного участка 

20 га

40 га

60 га

Вид деятельности

Животноводство

Растениеводство

 

Объем сельскохозяйственного товаропроизводства

300 тыс. грн.

200 тыс. грн.

500 тыс. грн.

Общий объем товаропроизводства

300 тыс. грн.

350 тыс. грн.

650 тыс. грн.

Удельный вес сельскохозяйственного товаропроизводства

100%

57,1%

76,9%

Исключение из расчета объемов товаропроизводства по АР Крым в данном случае влияет на общий итог расчета — удельный вес продукции, произведенной на материковой части Украины, уменьшится с 76,9 до 57,1%.

 

Пример 3

Критерии

АР Крым

Материковая часть

Итого

Доля земельного участка 

60 га

20 га

80 га

Вид деятельности

Животноводство

Животноводство

 

Объем сельскохозяйственного товаропроизводства

600 тыс. грн.

350 тыс. грн.

950 тыс. грн.

Общий объем товаропроизводства

850 тыс. грн.

400 тыс. грн.

1250 тыс. грн.

Удельный вес сельскохозяйственного товаропроизводства

70,6%

85,7%

76%

Исключение из расчета объемов товаропроизводства по АР Крым хотя и влияет на общий итог расчета (вместо 85,7% удельный вес сельскохозяйственной продукции составляет 76%), на статус плательщика ФСН это не повлияет.

 

Пример 4

Критерии

АР Крым

Материковая часть

Итого

Доля земельного участка 

2 га

20 га

22 га

Вид деятельности 

Производство строительных материалов

Животноводство

 

Объем сельскохозяйственного товаропроизводства 

15 млн. грн.

350 тыс. грн.

350 тыс. грн.

Общий объем товаропроизводства

15 млн. грн.

400 тыс. грн.

15,4 млн. грн.

Удельный вес сельскохозяйственного товаропроизводства

0%

85,7%

2,3%

Исключение из расчета объемов товаропроизводства по АР Крым приведет к возникновению возможности у субъекта хозяйствования находиться на специальном режиме обложения ФСН.

 

Пример 5

Критерии

АР Крым

Материковая часть

Итого

Доля земельного участка 

60 га

-

60 га

Вид деятельности 

Животноводство

-

 

Объем сельскохозяйственного товаропроизводства

600 тыс. грн.

-

600 тыс. грн.

Общий объем товаропроизводства 

650 тыс. грн.

-

650 тыс. грн.

Удельный вес сельскохозяйственного товаропроизводства

92,3%

-

92,3%

 

Исключение из расчета объемов товаропроизводства по АР Крым в этом случае приведет к отмене у субъекта хозяйствования права находиться на специальном режиме обложения ФСН.

Законом  о СЭЗ также предусмотрено, что лица, состоящие на учете в контролирующих органах или имевшие место нахождения (жительства) на территории АР Крым или г. Севастополя на начало временной оккупации, освобождаются от обязанности представления в контролирующие органы деклараций (кроме таможенных деклараций), отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, определенных ст. 9 Налогового кодекса, в течение срока такой временной оккупации и после ее завершения (часть первая п. 12.3 ст. 12 Закона о СЭЗ).

К налогоплательщикам, которые по состоянию на начало временной оккупации имели местонахождение на территории АР Крым и г. Севастополя, не применяются начиная с первого числа месяца, в котором вступила в силу Резолюция № 68/262, финансовые и штрафные санкции за нарушение требований порядка представления, исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов (п. 12.3 ст. 12 Закона о СЭЗ).

Местные налоги и сборы (единый налог с юридических лиц, сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор)

Согласно п. 5.9 ст. 5 Закона  о СЭЗ на территории СЭЗ «Крым» с учетом норм этой статьи могут взиматься местные налоги и сборы, определенные ст. 10 Налогового кодекса, то есть освобождение от уплаты местных налогов и сборов Законом  о СЭЗ не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии с п. 12.3 ст. 12 Закона  о СЭЗ любые налоги, сборы (обязательные платежи), взысканные на территории СЭЗ «Крым», не изменяют размер налоговых обязательств по налогам, сборам (обязательным платежам), начисленным (подлежащим взысканию) на другой территории Украины.

Как следствие, при условии одновременного выполнения субъектом хозяйствования, который имеет местонахождение на территории СЭЗ «Крым», требований налогового законодательства другого государства (в данном случаеРоссийской Федерации) и Украины возникает вероятность двойного налогообложения.

Вместе с тем в п. 12.3 ст. 12 Закона  о СЭЗ указано, что к налогоплательщикам, которые по состоянию на начало временной оккупации имели местонахождение на территории АР Крым и г. Севастополя, не применяются начиная с первого числа месяца, в котором вступила в силу Резолюция № 68/262, финансовые и штрафные санкции за нарушение требований порядка представления, исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов.

Также Законом  о СЭЗ приостановлено применение к налогоплательщикам с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» норм статей 59, 60, 87 — 101, 124, 126 и 129 Налогового кодекса. В частности, статьи 87 — 101 этого Кодекса касаются погашения налогового долга налогоплательщиков.

Налоговая информация о суммах налогового долга налогоплательщиков с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» будет храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов в отдельном (забалансовом) порядке.

Возвращаясь к нормам ст. 5 Закона о СЭЗ, следует отметить, что в соответствии с п. 5.7 любые доходы с источником их происхождения из территории СЭЗ «Крым», полученные лицом, приравненным к резиденту, подлежат налогообложению как иностранные доходы по общим правилам, установленным Налоговым кодексом.

Вместе с тем п. 12.3 ст. 12 Закона  о СЭЗ предусмотрено, что в период временной оккупации нормы взимания налогов и сборов относительно территории СЭЗ «Крым» действуют с учетом того, что любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ «Крым», полученные физическим, юридическим лицами, приравненными к резидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для иностранных доходов.

Указанные особенности могут определенным образом касаться, в частности, плательщиков единого налога, приравненных к резидентам и имеющих источники происхождения с территории СЭЗ «Крым».

Так, для плательщиков единого налога — юридических лиц доходом (базой налогообложения) является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме, материальной или нематериальной форме (часть вторая п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса). Доход, полученный на территории СЭЗ «Крым» и выраженный в иностранной валюте, будет пересчитываться в гривнях по официальному курсу Нацбанка Украины на дату получения дохода (п. 292.5 ст. 292 Налогового кодекса).

Необходимо отметить, что Законом  о СЭЗ внесены изменения не только в Налоговый, но и в Бюджетный кодекс.

Так, раздел VI Бюджетного кодекса дополнен п. 16, согласно которому установлено, что на период действия Закона № 1207 нормы Бюджетного кодекса, распространяющиеся на АР Крым и г. Севастополь, применяются в особом порядке.

Также предусмотрены особенности взаимоотношений государственного бюджета с бюджетами АР Крым и г. Севастополя. Эти особенности определены ст. 611, которой Бюджетный кодекс был дополнен Законом № 1210.

В частности, доходы, которые определены частями второй и третьей ст. 29, абзацем четвертым пп. 1 п. 51 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса и уплачиваются (перечисляются) на территории АР Крым и г. Севастополя, и платежи, определенные п. 22 части второй ст. 29 этого Кодекса, а также сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, который уплачивается (перечисляется) на территории АР Крым и г. Севастополя, зачисляются в полном объеме в бюджет АР Крым.

Доходы, определенные статьями 64 — 66, 69 и 71 Бюджетного кодекса и уплачиваемые (перечисляемые) на территории АР Крым и г. Севастополя, зачисляются в местные бюджеты АР Крым.

При этом возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогам и сборам (обязательным платежам) и бюджетное возмещение НДС налогоплательщикам, которые зарегистрированы на территории АР Крым и г. Севастополя, осуществляется из бюджета АР Крым.

Вместе с тем вопрос уплаты налогов на территории СЭЗ «Крым» несколько неоднозначен, поскольку, по информации Нацбанка Украины, осуществление платежей на счета получателя — Главного управления Государственной казначейской службы Украины в АР Крым, открытые в Публичном акционерном обществе «Чорноморський банк розвитку та реконструкції», запрещено (письма № 25-205/11846 и № 25-110/121).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42