Другие налоги

Погашение (взыскание) налогового долга

Законом о СЭЗ определены особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины и урегулированы другие аспекты правовых отношений между физическими и юридическими лицами, находящимися на временно оккупированной территории или за ее пределами.

Значительная часть законодательных положений вышеуказанного Закона посвящена урегулированию вопросов, связанных с налоговыми правоотношениями, возникавшими между налогоплательщиками, которые находятся на территории свободной экономической зоны «Крым» (далее — СЭЗ «Крым»), с одной стороны, и органами государственной фискальной службы (другими названиями этих органов, применявшимися в законодательстве Украины, являются: налоговые органы, органы доходов и сборов, контролирующие органы), которые от имени государства защищают интересы государственной казны, — с другой стороны.

В частности, Законом о СЭЗ определены особенности применения отдельных вопросов, касающихся:

  • невзимания платежей, в частности, 17 общегосударственных налогов и сборов, перечень которых определен ст. 9 Налогового кодекса; сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, установленного Законом № 400; единого взноса, предусмотренного Законом № 2464 (кроме добровольной уплаты единого взноса в соответствии с Законом), с доходов, полученных юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на временно оккупированной территории, операций и/или с других объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории (п. 5.1 ст. 5 раздела  первого, пп. 1 п. 12.3 ст. 12 раздела второго «Переходные положения»);
  • уплаты (списания, продажи) ранее гарантированного государством долга АР Крым и г. Севастополя или лиц, находящихся на этой территории, в части, остающейся непогашенной по состоянию на дату вступления в силу Закона о СЭЗ (27.09.2014 г.), а также предусмотрена разработка порядка уплаты задолженности по займам под гарантию правительства, утверждаемого актом Кабинета Министров Украины (п. 8.2 ст. 8);
  • освобождения лиц, состоявших на учете в контролирующих органах или имевших местонахождение (место жительства) на территории АР Крым или г. Севастополя на начало временной оккупации, от обязанности представления в контролирующие органы отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, в тенчение срока такой временной оккупации и после ее завершения (пп. 1 п. 12.3 ст. 12 раздела второго «Переходные положения»);
  • признания аннулированной с 01.06.2014 г. налоговой регистрации лиц, которые по состоянию на 31.05.2014 г. имели местонахождение (место жительства) и состояли на учете в контролирующих органах на территории АР Крым или г. Севастополя и ее возобновление после эвакуации лица на другую территорию Украины согласно порядку, установленному центральным органом исполнительной власти по вопросам налогообложения, или вследствие завершения срока временной оккупации (пп. 3 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения», ст. 15);
  • неприменения зачета сумм налогов — взысканные на территории СЭЗ «Крым» налоги, сборы (обязательные платежи) не изменяют размер налоговых обязательств по налогам, сборам (обязательным платежам), которые начислены (подлежат взысканию) на другой территории Украины (пп. 6 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения»);
  • неприменения с 01.03.2014 г. (начиная с первого числа месяца, в котором вступила в силу Резолюция № 68/262) к налогоплательщикам, которые по состоянию на начало временной оккупации имели местонахождение на территории АР Крым и г. Севастополя, финансовой ответственности в виде финансовых и штрафных санкций за нарушение требований порядка представления, исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов (пп. 11 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения»);
  • приостановления применения к налогоплательщикам с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» норм статей 124, 126 и 129 Налогового кодекса, в частности штрафа за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; штрафа за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов, начисления пени (пп. 12 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения»);
  • освобождения от ответственности в случае эвакуации бизнеса, который предусматривает списание любому юридическому лицу — резиденту Украины, сменяющему (сменившему) свое местонахождение с временно оккупированной территории на другую территорию Украины, налогового долга, сумм рассроченных (отсроченных) денежных обязательств по любым налогам (сборам, обязательным платежам), возникшим с момента временной оккупации; неприменение к налогоплательщикам, имевшим по состоянию на начало временной оккупации местонахождение на территории АР Крым и г. Севастополя, начиная с 1 числа месяца, на который приходится начало временной оккупации, финансовых санкций, штрафных санкций и пени за нарушения порядка представления, исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций и полноты уплаты сумм налогов и сборов, допущенные при осуществлении хозяйственной деятельности на территории АР Крым и г. Севастополя (пп. «а» п. 15.1 ст. 15 раздела ІІ «Переходные положения»);
  • приостановления применения мер, направленных на погашение налогового долга, предусмотренных статьями 59, 60, 87 — 101 Налогового кодекса (пп. 12 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения»);
  • и т. п.

Согласно п. 2 части пятой раздела III «Заключительные положения» Закона о СЭЗ внесены изменения в подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, который дополнен п. 26 следующего содержания:

«На период действия Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» настоящий Кодекс применяется с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».

Частью третьей раздела III «Заключительные положения» Закона о СЭЗ предусмотрено, что другие законы Украины действуют с учетом особенностей, установленных этим Законом.

Исходя из требований этого Закона, начиная с 27.09.2014 г. и до 27.09.2024 г. территория АР Крым является свободной экономической зоной со всеми предусмотренными законодательством последствиями.

Несмотря на наличие правовой регламентации задекларированных в Законе о СЭЗ положений относительно особого режима взимания налогов и единого взноса, направленных на избежание последствий невыполнения плательщиками обязанности относительно представления отчетности и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), взносов, а также неприменения ответственности за невыполнение таких обязанностей, негативным конечным результатом в такой цепи может быть возникновение налогового долга.

Согласно ст. 1 Налогового кодекса налоговый долгэто сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Пунктом 41.2 ст. 41 этого Кодекса предусмотрено, что органами взыскания являются исключительно контролирующие органы, уполномоченные осуществлять меры по обеспечению погашения налогового долга и недоимки по уплате единого взноса в рамках полномочий, а также государственные исполнители в рамках своих полномочий.

Частью второй постановления № 311 предусмотрена реорганизация территориальных органов Миндоходов путем их присоединения к соответствующим территориальным органам Государственной фискальной службы и утверждено приложение 2, которым определен перечень реорганизуемых территориальных органов Миндоходов.

Согласно такому перечню Главное управление Миндоходов в АР Крым и Главное управление Миндоходов в г. Севастополе реорганизуются путем присоединения к Главному управлению ГФС в Херсонской области, а к Генической объединенной государственной налоговой инспекции Главного управления ГФС присоединяются в процедуре реорганизации 15 территориальных органов Миндоходов.

Следовательно, после завершения реорганизационных процедур выполнение полномочий 17 органов доходов и сборов АР Крым будет возложено на два органа государственной фискальной службы, в частности Главное управление ГФС в Херсонской области и Геническую объединенную государственную налоговую инспекцию Главного управления ГФС.

Приостановление мер погашения (взыскания) налогового долга

Подпунктом 12 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения» Закона о СЭЗ определено, что в отношении налогоплательщиков с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» приостанавливается применение норм статей 59, 60, 87 — 101 Налогового кодекса.

Указанными статьями регулируются общие положения, направленные на погашение контролирующими органами налогового долга налогоплательщика, в случае возникновения такого долга.

В частности, к таким мерам относятся:

  • направление и отзыв налоговых требований;
  • принятие решения об использовании имущества как источника погашения налогового долга;
  • применение, регистрация и прекращение налогового залога;
  • согласование операций с залоговым имуществом;
  • продажа имущества, находящегося в налоговом залоге;
  • особый порядок погашения налогового долга:  государственных предприятий, не подлежащих приватизации, и коммунальных предприятий — в случае ликвидации налогоплательщика, не связанной с банкротством,  в случае реорганизации налогоплательщика или передачи целостного имущественного комплекса государственного либо коммунального предприятия в аренду или концессию;  физического лица (в том числе физического лица — предпринимателя, физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность) — в случае его смерти или признания без вести отсутствующим или недееспособным, а также малолетнего или несовершеннолетнего лица;
  • рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга;
  • списание безнадежного налогового долга;
  • применение административного ареста имущества.

Следовательно, к налогоплательщикам-должникам с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» начиная с даты вступления в силу Закона о СЭЗ приостанавливается применение органами доходов и сборов АР Крым полномочий органа взыскания, возложенных согласно статьям 59, 60, 87101 Налогового кодекса.

Однако с целью проведения юридически значимых действий и при и необходимости налогоплательщики, имеющие налоговый долг и состоящие на налоговом учете в контролирующих органах АР Крым, могут обращаться в Геническую объединенную государственную налоговую инспекцию Главного управления ГФС.

Сохранение налоговой информации о должниках

Согласно пп. 12 п. 12.3 ст. 12 раздела ІІ «Переходные положения» Закона о СЭЗ налоговая информация о суммах налогового долга налогоплательщиков с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» хранится и обрабатывается в информационных базах контролирующих органов в отдельном (забалансовом) порядке.

Также п. 8 части пятой раздела ІІІ «Заключительные положения» этого Закона Закон № 2464 дополнен положениями, предусматривающими хранение и обработку налоговой информации о суммах недоимки плательщиков единого взноса с местонахождением (местом жительства) на временно оккупированной территории Украины в отдельном (забалансовом) порядке.

Принципы информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующих органов регламентируются главой 7 Налогового кодекса, которые определяются как комплекс мероприятий по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций.

Исходя из требований этой главы собранная налоговая информация может храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов, а результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач.

Следовательно, суммы налогового долга и недоимки по уплате единого взноса, учитывавшиеся в информационных системах контролирующих органов за плательщиками, которые на начало временной оккупации состояли на налоговом учете в органах доходов и сборов АР Крым и г. Севастополе и имели местонахождение (место жительства) на временно оккупированной территории полуострова Крым, продолжают поддерживаться в актуальном состоянии в информационных базах в особом порядке, что не лишает возможности обработки имеющейся информации (при необходимости), но предоставляет такой информации неактивный статус в выполнении функциональных полномочий, возложенных на органы взыскания.

Уплата займов под гарантию правительства

Пунктом 8.2 ст. 8 Закона о СЭЗ предусмотрено, что государственные гарантии по внутренним и внешним местным заимствованиям (займам) АР Крым и г. Севастополя, а также лиц, имеющих местонахождение (жительство, нахождение) на этой территории, не предоставляются. Порядок уплаты (списания, продажи) ранее гарантированного государством долга АР Крым и г. Севастополя или лиц, находящихся на этой территории, в части, остающейся непогашенной по состоянию на дату вступления в силу Закона о СЭЗ, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с частью девятой ст. 17 Бюджетного кодекса просроченная задолженность субъекта хозяйствования перед государством (АР Крым либо территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченному государством (АР Крым либо территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая плату за пользование такими кредитами (займами) и пеню) взыскивается с такого субъекта хозяйствования контролирующими органами, являющимися органами взыскания такой задолженности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом или другим законом, включая погашение такой задолженности за счет имущества этого субъекта хозяйствования. Исковая давность на требования о погашении такой задолженности субъекта хозяйствования перед государством (АР Крым или территориальной общиной города) не распространяется.

Согласно части первой подраздела 10 «Другие переходные положения» Налогового кодекса погашение просроченной задолженности субъекта хозяйствования перед государством (АР Крым или территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченному государством (АР Крым либо территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая плату за пользование такими кредитами (займами) и пеню), осуществляется в порядке, определенном главой девятой  раздела  II этого Кодекса.

Особенности вопросов учета задолженности, в том числе просроченной, по кредитам, бюджетным займам/финансовой помощи, начисления пени, взыскания задолженности, учета и списания безнадежной задолженности предусмотрены постановлением № 174.

Следовательно, с целью уплаты, в частности, путем списания или продажи просроченной задолженности субъекта хозяйствования по займам под гарантию правительства, остающейся непогашенной по состоянию на 27.09.2014 г., Законом о СЭЗ предусмотрена разработка порядка, который определен подзаконным актом, изданным правительством.

Прощение долгов в случае эвакуации бизнеса

Согласно пп. а п. 15.1 ст. 15 раздела ІІ «Переходные положения» Закона о СЭЗ любому юридическому лицурезиденту Украины, сменяющему (сменившему) свое местонахождение с временно оккупированной территории на другую территорию Украины, списываются налоговый долг, суммы рассроченных (отсроченных) денежных обязательств по любым налогам (сборам, обязательным платежам), возникшим с момента временной оккупации.

Согласно п. 15.1 ст. 15 Налогового кодекса налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом обложения согласно этому Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов в соответствии с этим Кодексом.

Исходя из определений терминов, приведенных в п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, лица делятся по статусу резидентства на резидентов, которыми могут быть:  юридические лица и их обособленные лица, созданные и осуществляющие свою деятельность согласно законодательству Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами, дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Украины за рубежом, имеющие дипломатические привилегии и иммунитет, физическое лицо — резидент, то есть лицо, имеющее место жительства в Украине, и нерезиденты.

Общие положения о юридическом лице определены главой седьмой подраздела 2 раздела II Гражданского кодекса, согласно которым, в частности, юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке, а местонахождение юридического лица определяется как фактическое место осуществления деятельности или расположения офиса, с которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится  руководство) и осуществление управления и учета.

Согласно ст. 12 Закона о СЭЗ временная оккупация территории АР Крым и г. Севастополя имеет:

  • начало, которым считается дата вступления в силу Резолюции № 68/262 или дата вступления в силу Закона № 1207 (в отдельных случаях, прямо определенных Законом о СЭЗ),
  • завершение, которым считается дата, с которой утрачивает силу Резолюция № 68/262 или п. 6 указанной Резолюции, призывающий  все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать никакое изменение статуса АР Крым или г. Севастополя, или дата вступления в силу закона Украины, прекращающая действие Закона № 1207. Вместе с тем следует отметить, что срок действия Закона о СЭЗ составляет 10 лет, который заканчивается 29.09.2024 г., в случае если другим законом такой срок не будет продлен  или сокращен.

Общие принципы государственной регистрации юридических лиц предусмотрены Законом № 755.

Разъяснения по вопросам государственной регистрации юридических лиц можно пересмотреть на сайте Государственной регистрационной службы Украины по адресу: http://www.drsu.gov.ua, где, в частности, размещена информация для юридических лиц АР Крым и г. Севастополя, которые желают внести изменения в Единый реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей относительно своего местонахождения.

01.08.2014 г. вступил в силу приказ № 1197, которым предусмотрено, что проведение регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, местонахождением/местом жительства которых являются АР Крым и г. Севастополь, осуществляется государственными регистраторами юридических лиц и физических лиц — предпринимателей регистрационных служб территориальных органов Минюста Украины согласно Перечню, утвержденному приложением к этому приказу.

В соответствии с приказом № 1197 осуществление регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лицпредпринимателей, местонахождением/местом жительства которых являются АР Крым и г. Севастополь, которое обеспечивалось органами регистрационной службы АР Крым и г. Севастополя, возложено на органы регистрационной службы Запорожской, Николаевской и Херсонской областей.

Кроме того, этим приказом предусмотрено, что с целью проведенияи регистрационных действий таким государственным регистраторам предоставлен доступ к регистрационным делам юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в АР Крым и г. Севастополе в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а также временно прекращен доступ государственных регистраторов к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц — предпринимателей по проведению регистрационных действий относительно изменения местонахождения/места жительства юридических лиц и физических лиц — предпринимателей из других областей Украины и г. Киева на территорию АР Крым и г. Севастополя.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00