НДФЛ

Налогообложение среднего заработка мобилизованных

За гражданами Украины, проходящими военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и форм собственности (часть вторая ст. 39 Закона № 2232).

Аналогичная норма предусмотрена абзацем третьим ст. 119 КЗоТ. Кроме того, этим абзацем установлено, что таким работникам компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка проводится за счет средств Госбюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

В настоящее время предприятия (учреждения, организации), осуществляющие начисление (выплаты) среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не получают возмещение компенсационных выплат из бюджета, поскольку выплаты таких компенсаций в пределах среднего заработка проводятся за счет средств Госбюджета Украины (Законом № 719 такие компенсационные выплаты не предусмотрены) в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, который сейчас отсутствует.

Рассмотрим, облагается ли налогом на доходы физических лиц и военным сбором сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, и начисляется ли на такую сумму единый взнос.


Налог на доходы физических лиц

Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом IV Налогового кодекса, согласно пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 которого в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта), и облагаются налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса, то есть 15/17%.

 При начислении доходов в виде заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 ст. 164 указанного Кодекса).

Заработная плата для целей раздела IV Налогового кодекса — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса).

Статьей 2 Закона об оплате труда определена структура заработной платы, которая включает, в частности, дополнительную заработную плату.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей установлены ст. 119 КЗоТ, согласно абзацу первому которой на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Исчисление средней заработной платы установлено Порядком № 100, применяемым, в частности, в случае выполнения работниками государственных и общественных обязанностей в рабочее время.

 Согласно пп. «и» пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются сумма денежной помощи (в том числе в натуральной форме), предоставляемой физическим лицам или членам их семей (дети, жена, родители), военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, в соответствии с Законом № 2011, и/или компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Единый взнос

Правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос), условия и порядок его начисления и уплаты, а также полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета, определяет Закон о ЕСВ.

Пунктом 1 части первой ст. 7 этого Закона предусмотрено, что базой начисления единого взноса для работодателей и наемных работников является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда.

Частью седьмой вышеуказанной статьи установлено, что не начисляется на выплаты и не удерживается единый взнос из выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Военный сбор

Законом № 1621 подраздел 10 раздела ХХ Налогового кодекса дополнен п. 161, которым предусмотрено, что временно, до 01.01.2015 г., введен военный сбор.

 Согласно пп. 1.1 п. 161 этого подраздела  плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 указанного Кодекса.

Объектом обложения военным сбором являются, в частности, доходы в виде заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам (пп. 1.2 вышеуказанного пункта).

Таким образом, начисление среднего заработка работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей является гарантийной выплатой, входящей в состав дополнительной заработной платы. Поскольку отсутствует порядок возмещения компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, сумма среднего заработка таких работников является базой начисления налога на доходы физических лиц и единого взноса. Кроме того, сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, является объектом обложения военным сбором. При этом налоговый агент должен выполнить все установленные Налоговым кодексом и Законом о ЕСВ функции.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42