Юридическая практика

Ответственность за нарушения в сфере ВЭД

Суть дела. По мнению налогоплательщика, к нему не может быть применена ответственность за нарушение, допущенное в сфере ВЭД, за которое он уже был привлечен.

Судебное решение. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию органа доходов и сборов при рассмотрении дела № К/9991/2206/11 по иску производственно-коммерческой фирмы «В» (далее — ПКФ «В») об отмене решения о применении штрафных санкций, отмечает следующее.

Судами предыдущих инстанций при рассмотрении указанного дела установлено, что основанием для определения органом доходов и сборов ПКФ «В» по оспариваемому решению штрафных (финансовых) санкций в виде пени служили выводы, изложенные в акте проверки, о нарушении субъектом хозяйствования требований Закона № 185.

Валютная выручка за поставленный ПКФ «В» товар не поступила на валютные счета ПКФ «В» в уполномоченных банках в определенный ст. 1 Закона № 185 предельный срок.

Факт совершения правонарушения требований вышеуказанной статьи ПКФ «В» не оспаривает, однако считает противоправным применение к нему санкций, предусмотренных ст. 4 этого Закона, поскольку приказом Минэкономики Украины к нему уже применена начиная с 23.12.2008 г. специальная санкция, предусмотренная ст. 37 Закона № 959, — временное приостановление внешнеэкономической деятельности, и считает, что он привлечен к ответственности одного вида за одно и то же правонарушение, что запрещено ст. 61 Конституции.

Судом первой и апелляционной инстанций по результатам рассмотрения жалобы ПКФ «В» принято решение, которым она оставлена без удовлетворения, а обжалованное решение — без изменений.

Пересматривая указанные решения суда первой и апелляционной инстанций, ВАСУ сделало вывод о правильности применения органом доходов и сборов к ПКФ «В» административно-хозяйственных санкций, предусмотренных ст. 4 Закона № 185, поскольку согласно ст. 238 Хозяйственного кодекса за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, то есть меры организационно-правового либо имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий. Виды административно-хозяйственных санкций, условия и порядок их применения определяются этим Кодексом, другими законодательными актами. Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами.

 Таким образом, административно-хозяйственными санкциями являются меры организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий. Одним из свойств административно-хозяйственных санкций является то, что они предусматривают не только принятие мер имущественного, но и организационно-правового характера, суть которых заключается в принудительном осуществлении определенных действий или запрете совершать эти действия.

Статьей 4 Закона № 185 предусмотрено принятие такой меры имущественного характера, направленной на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий, как пеня за каждый день просрочки в размере 0,3%  суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, перечисленной в денежную единицу Украины по валютному курсу Нацбанка Украины на день возникновения задолженности, а абзацем пятым ст. 37 Закона № 959такой меры организационно-правового характера, как временное приостановление внешнеэкономической деятельности в случае нарушения этого Закона или связанных с ним законов Украины.

Предусмотренные этими нормами законов ответственности не являются ответственностями одного вида, а применение ответственностей разного вида, одна из которых предусматривает принятие мер имущественного, а другаяорганизационно-правового характера, не противоречит положениям Хозяйственного кодекса.

Учитывая указанное, ВАСУ по результатам пересмотра в кассационном порядке жалобы ПКФ «В» оставил ее без удовлетворения, а решение судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска — без изменений.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00