Статьи

Изменения в образовании — инвестиции в будущее

Образование — одна из сфер, где реформы являются первоочередной задачей. Без него сегодня не ступить и шагу. Только в современных и качественных учебных заведениях можно воспитать новое поколение молодых специалистов, которые в будущем будут решать судьбу государства.


Первый шаг к изменениям уже сделан: Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины «О высшем образовании». Но останавливаться на этом не следует, ведь кардинальные изменения нужны во всей образовательной системе.

Правительство хорошо это понимает, поэтому подготовило проект Концепции развития образования Украины на период 2015 — 2025 гг., к разработке которого приобщились эксперты и представители общественных организаций.

Реформы призваны обеспечить соответствие системы образования современным требованиям. Прежде всего она должна быть доступна всем слоям населения, а зарплата учителей и преподавателей такой, которая бы обеспечила им достойный уровень жизни. Изменения следует начинать с дошкольного уровня. Концепция предлагает увеличить количество детских садов, которые бы до 2020 г. смогли принять 95% детей в возрасте до четырех лет. Кроме того, необходимо легализировать домашние дошкольные учреждения.

Среднюю школу планируется вернуть к 12-летнему обучению. Это, в частности, уменьшит и нагрузку на учеников. Образование будет трехступенчатым: начальное, базовое и старшее. Интересно, что начальную школу предлагают сделать шестилетней. Народный депутат председатель Комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки Лилия Гриневич объясняет, что таким образом младшим ученикам не придется привыкать к большому количеству учителей, что уменьшит уровень детского стресса. Кроме того, это решение сохранит от закрытия сельские школы, в которых не хватает кадров. Тем более что концепция предусматривает существование начальных «шестилеток» с любым количеством учеников, тогда как, например, в старшей школе их количество должно быть не менее 200.

Доработают и учебные программы. В частности, больше внимания будут обращать на изучение иностранных языков и ІТ-дисциплин, ведь образование должно развиваться и двигаться вперед вместе с обществом. При изучении естественных наук восстановят лабораторную и практическую часть. Школы получат большую автономию — сами смогут выбирать учебники и учебные пособия. Новое законодательство позволит обучаться по индивидуальной системе и создаст лучшие условия для учеников с особыми потребностями. Двухуровневым станет также профессионально-техническое образование, где обучаться можно будет непосредственно на рабочем месте.

Что касается высших учебных заведений, бакалаврат планируют сделать трехлетним, магистратуру — двухлетней. Госзаказ будет реформирован, чтобы больше соответствовать общественным требованиям. Концепция также предусматривает выделение грантов на научные исследования в таких заведениях и создание докторских школ, которые будут объединять несколько вузов.

Важная часть реформ — обеспечение надлежащего уровня жизни работников просвещения. Их годовая заработная плата должна быть не меньше доли ВВП на душу населения. От по-урочной оплаты труда следует отказаться, но и нагрузка на учителей возрастет (она сейчас ниже, чем во многих европейских странах). Для работников этой сферы государство должно создать систему льготного кредитования. Однако и подход к отбору кадров должен быть более строгим. Планируется также перераспределение бюджетных средств: 65% финансирования направят на средние школы, тогда как в настоящее время больше финансируются высшие учебные заведения.

Министр образования и науки Украины Сергей Квит отмечает, что сейчас члены правительства работают над новым основоположным законом «Об образовании», а также законами «О профессиональном образовании» и «О науке и научно-технической деятельности».

«К сожалению, образование в Украине продолжают воспринимать как источник проблем, требующий бюджетных средств, — подчеркнул Сергей Квит. — Необходимо коренным образом изменить не только подходы, но и взгляды, видение этой темы. В советское время образование было носителем определенных идеологических направлений государства, поэтому финансировалось из госбюджета. В 1990-х годах эта идеология рухнула. С тех пор, какие бы этапы и перестройки образование не претерпевало, к сожалению, так и не был  создан новый взгляд на его задачи. Наше государство и общество уже не смотрят на образование с надеждой, что оно создаст условия для всестороннего инновационного развития».

Первым настоящим достижением, по мнению Министра, является университетская автономия, обеспеченная Законом Украины «О высшем образовании». Именно это сегодня позволило университетам держать денежные средства в банках, а не на казначейских счетах.

Заслуженный учитель Украины вице-президент Ассоциации директоров возрожденных гимназий Виктор Громовой убежден, что больше независимости и свободы выбора необходимо дать не только институтам и школам, но и тем, кто получает образование, — студентам и школьникам, ведь сейчас они слишком управляемы.

Заместитель Министра образования и науки Инна Сосун считает, что в нашем государстве в течение продолжительного времени реформы затягивались, в результате на протяжении более 20 лет почти ничего не было сделано. И это не нормально, ведь изменения в сфере образования должны происходить параллельно с развитием общества. Причем осуществлять их должны не только члены правительства своими подзаконными актами — следует организовывать тренинги и общественное обсуждение.

«Очень важно инициировать дискуссию, направленную с взглядом в будущее, — отметила Инна Сосун. — Довольно часто главным врагом реформ становится повседневная рутина, из-за которой теряется видение того образования, которое должно быть через пять или десять лет».

Отступать некуда — бездеятельность власти в образовательной сфере продолжалась очень долго. По мнению Лилии Гриневич, процесс изменений будет болезненным и тяжелым, а важными факторами при осуществлении реформ являются требования Соглашения об ассоциации с ЕС и боевые действия на востоке страны. Но вопреки всему следует избегать ошибок и двигаться вперед. Ведь без современной образовательной системы мы не сможем построить цивилизованное общество.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Заместитель Министра образования и науки Украины Павел ПОЛЯНСКИЙ:

«Ключевое слово в этой Концепциипроект. Надеемся на активную общественную дискуссию. Мы сейчасна полпути к решению проблем школьного и дошкольного образования и четко знаем, чего мы не хотим: очередей в детские сады, чтобы детсад превращался в подготовительное отделение к школе, злоупотреблений при поступлении ребенка в учебное заведение. Ребенок должен оставаться ребенком. Мы не хотим перегруженных учебных программ, сложных учебников для учеников и невероятных нагрузок, которые ложатся также на плечи учителя в виде составления планов, подготовки развернутых тем (к каждому урокуновых). Вместе с тем в Концепции планируем параллельно развитие классно-урочной системы, поэтому закладываем в проект другие способы получения образования, за пределами школы.

 Для воплощения замыслов нужны три составляющие. Во-первых, это политическая воля, которой нам раньше не хватало. Сегодня она есть и у руководства правительства, и министерства. Во-вторых, должен быть общественный спрос. Он есть, хотя и не стопроцентный. Потому что если бы мы утверждали, что все без исключения в обществе хотят прозрачного, честного, качественного образования, это было бы неправдой. Кое-кого удовлетворяет ситуация, когда документ об образовании приобретается без сверхусилий или при других обстоятельствах. Третья составляющаяэто ресурсы. Без сомнения, есть большой риск, что без финансовых, интеллектуальных и других инвестиций в образование любой документ останется литературным произведением. Это же касается и оплаты труда учителя. Конечно, мы можем моделировать и в своих планах заходить очень далеко, но успех реформы в образовании прежде всего в большей мере зависит от педагога, его стремления сделать урок интересным, насыщенным, содержательным. И как не контролируй его работу, все зависит от творческого настроя учителя, его умения работать с аудиторией, владеть ею, в конце концов, от его порядочности, добросовестного отношения к работе. Потому что, как бы ни было, а зайдя в класс, учитель действует по собственному усмотрению. Поэтому необходимо стимулировать его действия.

Мы сегодня, не ожидая разработки рамочного закона, стараемся максимально «освободить» учителя от несвойственных задач, которые он должен выполнять.

В концепции есть вещи, о которых следует дискутировать. Некоторые из них в положительном смысле провокационные, потому что мы хотим, чтобы общество на них откликнулось. Например, при нынешних обстоятельствах с появлением переселенцев с востока страны возникают другие формы детских садов (надомные), и подходить к ним шаблонно нельзя. Мы пытаемся «одеть» в правовые нормы то, что есть в жизни, пользуется спросом и оправдывает существование.

В работе придерживаемся принципа: сначала сделаем, люди это оценят, а потом будем говорить об этом. Сейчас рабочие группы завершают работу по разгрузке программ для начальной школы, которые очень перегружены. И это признают все. Необходимо решить, как говорится, всем миром, нужно ли начальной школе столько учебных дисциплин.

Хотелось бы, чтобы все, кто небезразличен, приобщились к обсуждению относительно того, как жить дальше и получать образование младшему поколению, стали активными участниками процесса, а не посторонними наблюдателями»

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00