Статьи

Будет ли свет в туннеле отечественного рынка нефтепродуктов

Цены на стелах АЗС, которые в последнее время существенно возросли из-за девальвации гривни, заставляют многих потребителей переводить свои авто из категории «средство передвижения» в категорию «роскошь». Между тем представители нефтебизнеса констатируют: их нормальной работе мешают не столько падение объемов реализации бензинов, столько действия теневиков и контрабандистов, которые демпингуют на рынке, заливая его некачественным продуктом и «экономя» на уплате налогов.


Без России «с любовью»

Ключевых событий, которые пережил рынок нефтепродуктов за последний год, — несколько. Одно из них — отход от дел Восточно-европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК), которая перевернула рынок с ног на голову и контролировала на нем 30% поставок. Около 1 млн. т бензинов в 2013 г.   пришло в Украину через Феодосию и южные порты, тогда как раньше там в лучшем случае переваливалось 200 — 300 тыс. т в год. По дизтопливу ситуация аналогичная.

Недавнее объявление о продаже группе иностранных инвесторов сети АЗС «Лукойл-Украина» также всколыхнуло рынок, ведь прошлый год был для компании мегауспешным, наиболее успешным с 1999 г., с которого она работает в нашем государстве. По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, здесь, очевидно, сработал фактор саботажа со стороны потребителей, превративший операторов рынка, сориентированных на Россию, из триумфаторов в лузеров. Учитывая это, не удивляет и тот факт, что планы «Роснефти» запустить весной 2014 г. Лисичанский НПЗ не были реализованы.

Из негатива — взрыв комплекса БРСМ, который произошел 22 апреля текущего года и забрал жизни шести человек. «Из-за коварной утечки газа усилия всех других брендов по формированию у автовладельцев представления об АЗС как безопасном и надежном месте, где их всегда обслужат на высшем уровне, напоят кофе и т. п., были перечеркнуты. Теперь очень долго придется отмываться», — заметил Сергей Куюн.

Экономия на литрах

Что касается потребления моторных топлив, то за три квартала оно сократилось на 14% и есть все основания прогнозировать, что по итогам года этот показатель увеличится, поскольку новый виток девальвации, вероятно, спровоцирует очередной рост цен на бензин и дизтопливо.

Наибольшее снижение объемов реализации приходится на бензины — 25% за последние несколько месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Интересно, что на 360 тыс. т сократилось промышленное потребление топлива, а на 460 тыс. т — потребление в розничной торговле, то есть за счет прямой экономии людей на топливных расходах. Также нужно отнять от потенциального объема продаж около 100 тыс. т в зоне АТО и 500 тыс. т годового потребления в Крыму.

Зато набирает обороты реализация сжиженного газа, заменившего собой приблизительно 140 тыс. т бензина. Руководитель «А-95» сознается, что и сам перешел на сжиженный газ, потому что не желает платить 17 грн. за литр бензина, которые уже в скором времени могут показаться за счастье.

«Свет» vs «тень»

Впрочем, некоторым компаниям удается даже наращивать объемы продаж нефтепродуктов. Как правило, тем сетям, к которым возникают вопросы о поставках топлива. Конкурировать с такими дельцами вчерашним лидерам продаж, у которых в структуре стоимости бензина налоги занимают 33%, просто невозможно, потому что они оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

В частности, в прошлом году в нашем государстве потребили 4 млн. т нефтепродуктов, а по данным Госстата Украины, их было импортировано
2,4 млн. т. То есть 1,6 млн. т «провисает». Из них, как считают аналитики, 600 тыс. т — нелегальное производство внутри страны, остальное — то, на что закрывали глаза таможенники. Есть примеры, когда поставка на нефтебазу вдвое меньше, чем дальнейшая продажа на АЗС, а следовательно, топливо берется неизвестно откуда.

Злоупотребляют большей частью с бензинами, ставка акцизного налога на которые равна 198 евро/т. Дизтопливом до сих пор теневикам заниматься было не выгодно, поскольку ставка акцизного налога на него составляла 45 евро/т. Показательной же будет динамика объемов его завоза и потребления уже по результатам года, поскольку с 01.04.2014 г. Налоговый кодекс Украины в который раз претерпел изменения, согласно которым ставка на «дизель» была повышена до 98 евро/т.

Беспокоит операторов рынка не столько наличие теневого рынка нефтепродуктов, сколько его стабилизация. Теряют все, в том числе государство, которое только в 2013 г. вследствие действия разных схем недополучило 8,3 млрд. грн., а за 9 месяцев текущего года — 4,5 млрд. грн. Этих денег с лихвой хватило бы на надлежащее обеспечение армии обмундированием.

Противодействие схемам: оно работает

«Мы с первого дня работы обратили внимание прежде всего на крупные и средние схемы на рынке нефтепродуктов и многие из них ликвидировали», — проинформировал участников международной конференции «Petroleum Ukraine 2014» Председатель ГФС Украины Игорь Билоус. Речь идет, в частности, о так называемой схеме Курченко, когда на Одесский НПЗ с начала его запуска в сентябре 2013 г. и по январь 2014 г. было завезено 480 тыс. т нефти как давальческое сырье, что предусматривает освобождение от уплаты НДС при условии вывоза готовой продукции из Украины. Но игра была «в одни ворота»: продукция со временем растворилась по территории нашего государства.

Руководитель ведомства констатирует: от перекрытых его подчиненными схем за 10 месяцев текущего года в бюджет поступило около 8 млрд. грн. дополнительных таможенных платежей. Но цель пока не достигнута. «К сожалению, мы не на том этапе, когда  условия равны для всех — отметил Игорь Билоус. — До сих пор работают «товарищи», которые играют с биотопливом, разными добавками, фактически разрушают рынок количественно и качественно. Таким «бизнесом»  занимаются целые сети, продолжающие заправлять автовладельцев некачественным топливом. Потому это проблема не только фискальная, но и потребительская».

Законодательное регулирование рынка нефтепродуктов  несовершенно и требует улучшения, убеждены в ГФС Украины. Основной проблемой при этом является неурегулированность производства биотоплива, что не позволяет осуществлять надлежащий государственный контроль за оборотом такой подакцизной продукции — биоэтанола, добавок на его основе и биотоплива и, конечно, создает риск недопоступлений налогов в бюджет. Что касается конкретных инициатив, то во время доработки налоговой реформы фискалы совместно с представителями Минфина Украины рассматривают вопрос введения акцизных складов на предприятиях — производителях нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного, сжиженного газа, а также осуществления обязательной классификации таких товаров. «Это то, что мы будем предлагать в парламенте», — уточнил Игорь Билоус.

В поле зрения ГФС Украины

Между тем специалисты ведомства и без законодательных нововведений сосредоточивают усилия на устранении ликвидации дисбаланса на рынке нефтепродуктов по следующим направлениям.

Производство нефтепродуктов из сырья, которое не облагается акцизным налогом или облагается по сниженным ставкам. Это разного рода нефтяные производные и фракции, как то бензин стабильный газовый и — для промышленных целей — продукты гидролиза, газоконденсат, бензол. ГФС Украины отрабатывает предприятия, которые не уплачивают акцизный налог и получают конкурентные преимущества по сравнению с участниками рынка, работающими в легальном законодательном поле. В ходе принятых мер за январь — октябрь 2014 г. из незаконного оборота изъято почти
7 тыс. т горюче-смазочных материалов на сумму свыше 90 млн. грн. и прекращена деятельность 9 незаконных производств горюче-смазочных материалов.

Реализация топлива моторного альтернативного, объем которой за январь — сентябрь составляет около 120 тыс. т. Только с августа согласно Закону Украины от 31.07.2014 г. № 1621-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» указанное топливо было отнесено к перечню подакцизных товаров со ставкой налогообложения 99 евро/т. Однако в ходе мониторинга, проведенного ГФС Украины, установлено, что накануне вступления в силу указанного закона по отдельным субъектам состоялось увеличение объемов реализации альтернативного топлива. Это может указывать на проведение бестоварных форм расчетов и уклонение от уплаты акцизного налога. По таким фактам проводятся проверки. «У нас там страшные начисления — сотни миллионов, если не миллиарды, чисто по акцизу. Понятно, что если уплатить такие начисления, то завтра бизнеса не будет», — очертил главный фискал Украины масштаб злоупотреблений.

Критическая ситуация, сложившаяся вокруг контроля за производством компонентов моторных топлив альтернативных (КМТА). Правовые, экономические и организационные принципы производства и использования альтернативных видов топлива определены Законом Украины от 14.01.2000 г. № 1391-XIV «Об альтернативных видах топлива», согласно которому производство биоэтанола лицензируется. Однако производство КМТА продолжает осуществляться без получения лицензии. Этим грешат ГП «Гайсинський спиртовий завод», «Червоненський завод продтоварів», «Укрспирт», которые в прошлом году произвели 1,3 млн.  дал КМТА. Ряд предприятий, в частности ООО «Біохімгруп», ОАО «Узинський цукровий комбінат», не отчитываются об объемах производства и реализации такой продукции, что является незаконной деятельностью и приводит к потерям бюджета. Фискалы утверждают, что знают всех таких дельцов по-именно, и обещают со своей стороны не остаться перед ними в долгу.

Энергетическая таможня: второе пришествие

Положительным сигналом для рынка участники называют возрождение в составе фискальных органов Энергетической таможни, которая была ликвидирована в июле 2011 г.,   а сейчас благодаря постановлению правительства от 06.08.2014 г. № 311 снова появилась на карте территориальных подразделений службы. Возглавил ее новый-старый руководитель Александр Конев, находившийся на этой должности до 2010 г.  «Тот период всем нам запомнился отсутствием каких-либо проблем с таможней в части определения таможенной стоимости, внедрением ряда прогрессивных механизмов по увеличению оперативности оформления грузов», — вспоминает Сергей Куюн.

По словам господина Конева, он и сам не сразу понял, почему «зарезали курицу, которая несла золотые яйца», давая до 30 из 96 млрд. грн., которые, например, таможенная служба перечислила в бюджет в 2009 г. Только потом осознал, но об этом не будем — пусть негативные страницы истории останутся в прошлом.

В настоящее время продолжаются регистрация Энергетической таможни, формирование постов и восстановление схем централизованного контроля оформления товаров, но относительно профилактики контрабанды нефтепродуктов удалось уже многое сделать. Еще в апреле 2014 г. в таможенной службе была создана мониторинговая группа, которая в реальном времени отслеживала перемещение энергоносителей по территории Украины во всех режимах. «Какие режимы мы в первую очередь взяли на контроль? Таможенный склад, переработку и реэкспорт», — рассказывает Александр Конев.

Так, в 2013 г. в режиме «таможенный склад» было задекларировано 1,923 млн. т нефтепродуктов. В январе — феврале 2014 г. еще по инерции — 75 и 82 тыс. т соответственно. А потом — 3,5, 5,9 тыс. т и т. д., то есть уже реальные объемы перемещения энергоносителей по территории Украины.

Что касается режима переработки, ярким примером является приведенная выше ситуация на Одесском НПЗ.

В режиме реэкспорта, когда товар ввозится, а потом по разным причинам от него отказываются, в 2013 г. было задекларировано 1,973 млн. т. Начиная с марта 2014 г. — 0, за исключением одиночных рядовых случаев, о которых таможенникам практически сразу становится известно.

Вместе — сила!

Главный принцип, который исповедовала Энергетическая таможня старого образца и будет руководствоваться им в новом амплуа: уважай субъект хозяйствования, потому что он работает на государство. «Не мы кладем деньги в бюджет, но мы помогаем вам вести бизнес, и за счет совместной работы государственная казна наполняется», — подчеркнул начальник Энергетической таможни.

В свою очередь, Игорь Билоус призвал операторов рынка быть более активными в выражении собственного видения фискальной политики: «Сегодня ГФС Украины, как никогда, готова прислушиваться к идеям предпринимателей и использовать их опыт сосуществования рядом с криминалом». Остается надеяться, что если власть и бизнес будут соблюдать взаимное обещание способствовать формированию здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов с, соответственно, надлежащей уплатой налогов в бюджет, ситуация постепенно разрулится.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42