НДФЛ

Применение налоговой социальной льготы к среднему заработку мобилизованного

Рассмотрим, применяется ли налоговая социальная льгота к среднему заработку работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.


В соответствии с частью второй ст. 39 Закона № 2232 за гражданами Украины, проходящими военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и форм собственности.

Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом IV Налогового кодекса, согласно пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 которого в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта), и облагаются налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса, то есть 15 (17)%.

Заработная плата для целей раздела IV Налогового кодекса — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса).

Статьей 2 Закона об оплате труда определена структура заработной платы, которая включает, в частности, дополнительную заработную плату.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей предусмотрены ст. 119 КЗоТ, согласно абзацу первому которой на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут выполняться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Исчисление средней заработной платы определено Порядком № 100, применяемым, в частности, в случае выполнения работниками государственных и общественных обязанностей в рабочее время.

 В соответствии с абзацем третьим ст. 119 КЗоТ за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка осуществляется за счет средств Госбюджета Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

 Согласно пп. «и» пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются сумма денежной помощи (в том числе в натуральной форме), предоставляемой физическим лицам или членам их семей (дети, жена, родители), военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, в соответствии с Законом № 2011, и/или компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

В настоящее время предприятия (учреждения, организации), осуществляющие начисление (выплаты) среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не получают возмещение компенсационных выплат из бюджета, поскольку выплаты таких компенсаций в пределах среднего заработка проводятся за счет средств Госбюджета Украины (Законом № 719 такие компенсационные выплаты не предусмотрены) в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, который на данный момент отсутствует.

 Вместе с тем согласно п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса с учетом норм абзаца первого пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы.

Указанным подпунктом установлено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и вознаграждений), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн.

 Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право.

Правила представления документов и их состав утверждены постановлением № 1227.

Следовательно, начисление среднего заработка работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей является гарантийной выплатой, входящей в состав дополнительной заработной платы. Поскольку на сегодня компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не предусмотрены и отсутствует порядок их возмещения, сумма среднего заработка указанных работников включается в их общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как доход в виде заработной платы, начисленный (выплаченный) согласно условиям трудового договора (контракта), и облагается налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса15 (17)%.

 Вместе с тем при начислении доходов в виде заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса).

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00