Єдиный налог

Включение рекламных и маркетинговых мероприятий в расходы предпринимателя

Рассмотрим, включаются ли в состав расходов физического лица — предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на сбыт изготовленной продукции (мебели).


Согласно статьям 42, 43 Хозяйственного кодекса предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Государство гарантирует всем предпринимателям независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности равные права и возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов (ст. 47 Хозяйственного кодекса), в частности для самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей продукции, установления цен на продукцию и услуги (ст. 44 этого Кодекса).

Рекламаэто информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес о таких лицах либо товарах (ст. 1 Закона о рекламе). Этот Закон разделяет рекламу на внутреннюю, внешнюю, на транспорте, а также определяет мероприятия рекламного характера, специальные выставочные мероприятия.

В соответствии с пп. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса маркетинговые услуги (маркетинг) — это услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.

К маркетинговым услугам относятся также услуги по размещению продукции плательщика налога в местах продажи, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) плательщика налога в информационные базы продажи, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).

Налогообложение доходов, полученных физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, регулируется ст. 177 Налогового кодекса, в которой указано, что доходом физических лиц — предпринимателей является доход, полученный в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно п. 164.1 ст. 164 этого Кодекса базой налогообложения для доходов, полученных, в частности, от осуществления хозяйственной деятельности, является чистый годовой налогооблагаемый доход, который определяется в соответствии с п. 177.2 ст. 177 указанного Кодекса. Так, согласно этому пункту объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разность между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.

Подпунктом 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса предусмотрено, что расходы — это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для проведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником).

К расходам, непосредственно связанным с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу ІІІ Налогового кодекса (п. 177.4 ст. 177 этого Кодекса).

В подпункте 138.1 ст. 138 этого раздела отмечено, что расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, состоят из расходов операционной деятельности, определяемых в соответствии с пунктами 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктами 138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 ст. 138 этого Кодекса.

Согласно п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, непосредственно связанных с производством таких товаров, а именно: прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, общепроизводственных расходов, стоимости приобретенных услуг, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, и других прямых расходов.

В состав других прямых расходов включаются расходы на сбыт, которые в соответствии с пп. «г» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 этого Кодекса состоят из расходов, связанных с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, в частности расходов на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.

Расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, кроме нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов, включаемых в состав себестоимости реализованной продукции в периоде их возникновения, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.4 ст. 138 Налогового кодекса).

Пунктом 138.2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога этих расходов.

Таким образом, физическое лицопредприниматель, применяющее общую систему налогообложения, имеет право включать в состав расходов расходы на рекламу и маркетинговые услуги при условии, что эти расходы связаны с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг и подтверждены документально. При этом указанные расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции в периоде их возникновения и признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

«Горячие линии»

Дата: 15 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42