Статьи

Таможенная статистика  на защите экономических интересов государства

Одним из основных признаков развитой страны является наличие совершенной системы статистических наблюдений, охватывающей наиболее важные социально-экономические аспекты деятельности государства при реализации внешней и внутренней политики.


Обесспорности этого утверждения свидетельствует признание на самом высоком законодательном уровне рядом государств ведения статистики как отдельного направления государственной политики. В Украине необходимость и обязательность ее ведения закреплены Законом Украины «О государственной статистике».

Органы статистики осуществляют деятельность, направленную на сбор и обработку статистической информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических явлениях и процессах, происходящих в Украине и ее регионах. Все итоги статистических разработок в том или ином виде предоставляются органам управления и средствам массовой информации.

Составляющей общегосударственной системы статистического учета и отчетности является таможенная статистика, осуществляемая в соответствии с законами Украины «О государственной статистике» (ст. 6), «О внешнеэкономической деятельности» (ст. 23) и Таможенным кодексом Украины (ст. 448).

Ведение такой статистики и обмен ее данными с таможенными органами других страны определены одной из основных задач Государственной фискальной службы Украины.

Для организации статистической деятельности в сфере государственного таможенного дела в составе Координационно-мониторингового департамента создано Управление таможенной статистики, в состав которого вошли пять отделов: обработки таможенной статистической информации, методологии и ведения статистики внешней торговли, ведения специальной таможенной статистики, мониторинга внешнеторговых операций, сопоставления данных.

В компетенцию управления входит выполнение следующих задач:

  • организация и ведение таможенной статистики внешней торговли Украины;
  • анализ данных таможенной статистики;
  • анализ достоверности и полноты данных базы электронных копий таможенных деклараций;
  • обнародование данных статистики внешней торговли Украины;
  • организация ведения специальной таможенной статистики;
  • проведение статистических сопоставлений с данными стран — торговых партнеров Украины;
  • координация и направление работы территориальных структурных подразделений ГФС Украины, обеспечивающих ведение таможенной статистики.

Учитывая задачи, стоящие перед государственной фискальной службой в этой сфере, можно выделить два основных направления деятельности: ведение статистики внешней торговли товарами и ведение специальной таможенной статистики.

Таможенная статистика внешней торговли является обобщенной и соответствующим образом систематизированной информацией о перемещении товаров через таможенную границу Украины.

Как составляющая статистики внешнеэкономических связей в частности и общей статистической системы государства в целом статистика внешней торговли, бесспорно, имеет огромное значение не только для констатации количества товаров, перемещаемых через границу государства за определенный период. Всесторонний анализ данных дает неограниченные возможности для:

  • формирования и реализации научно-обоснованной торгово-экономической, транспортной политики государства;
  • анализа рынка спроса и предложений;
  • прогнозирования макроэкономических показателей в рамках статистической системы национальных счетов и платежного баланса Украины;
  • составления торгового и отдельных статей платежного балансов Украины;
  • расчетов различных индексов показателей внешней торговли (индексов цен, физического объема и т. п.).

В рамках информационного взаимодействия с органами государственной власти по вопросам предоставления сводных данных таможенной статистики ГФС Украины обеспечивает постоянную передачу информации центральными органами исполнительной власти на основании семи соглашений об информационном сотрудничестве и 15 протоколов обмена информации, а также для выполнения отдельных поручений вышестоящих органов государственной власти.

Становлению таможенной статистики внешней торговли способствовали постоянное усовершенствование методологии ее ведения, унификация основных методологических принципов и приближение к методологии, применяемой ведущими странами, автоматизация процессов обработки статистической информации.

Общие методологические принципы ведения статистики международной торговли товарами определяются Статистической комиссией ООН (с 1946 г., в период с 1928 г. по 1946 г. — Комитетом экспертов по вопросам статистики Лиги наций).

Утверждение Статистической комиссией на 41-й сессии ООН в 2010 г. рекомендации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определение, 2010 год» обусловило необходимость дальнейшего усовершенствования ее методологии с учетом современных тенденций в сфере мировой торговли в Украине и других странах — участницах СНГ. И это естественно, ведь действующие редакции Единой методологии таможенной статистики стран — участниц СНГ (далее — Единая методология) 1994 и 2005 годов, построенные на рекомендациях СМТТ-2, уже не в полной мере отражали изменения, произошедшие в международной торговле в течение последних лет.

В 2011 г. Украиной была инициирована разработка (решение Совета руководителей таможенных служб СНГ от 09.12.2011 г. № 7/54) и подготовлен проект новой редакции Единой методологии, утвержденный на заседании Совета глав правительств СНГ, состоявшемся 20 ноября 2013 г. в г. Санкт-Петербурге.

Введение новой редакции Единой методологии позволяет более точно и полно учитывать в таможенной статистике ряд отдельных внешнеторговых операций (прежде всего косвенных), улучшает возможность для проведения анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли страны, ее торгового и платежного баланса, а также обеспечивает корректность осуществления сопоставления данных таможенной статистики между странами — торговыми партнерами.

Для повышения уровня достоверности данных таможенной статистики внешней торговли, а также усовершенствования методологических принципов ее формирования большое значение имеют обмен статистическими данными со странами — торговыми партнерами и сопоставление данных таможенной статистики внешней торговли Украины с «зеркальными» данными стран — торговых партнеров Украины в целях оценки полноты учета внешнеторговых операций.

В странах СНГ работа по сопоставлению данных таможенной статистики началась в конце 90-х годов прошлого века. Первая встреча экспертов была проведена в 1997 г. между представителями таможенных и статистических служб Украины и Российской Федерации.

По инициативе таможенной службы Украины в декабре 1998 г. Советом руководителей таможенных служб стран СНГ принято Решение № 2/21, в соответствии с которым начат периодический (квартальный) обмен данными статистики внешней торговли между таможенными службами стран СНГ.

В настоящее время обеспечивается обмен данными таможенной статистики с таможенными администрациями и статистическими службами стран — торговых партнеров, с которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние соглашения (16 стран мира, в том числе 9 стран СНГ, 3 страны ЕС). В 2013 г. работы по сопоставлению данных были проведены с таможенными службами Казахстана, Молдовы, Венгрии.

Расширяется круг стран, с которыми осуществляется обмен данными. В настоящее время ведется работа над проектами четырех соглашений об обмене информацией (Израиль, Кипр, Монголия, Турция).

Сравнительный анализ статистических данных взаимной торговли проводится по специальным методикам, которые применяются развитыми государствами мира, имеют преобладающую направленность на выявление и последовательное устранение методологических причин расхождений, унификацию и усовершенствование методологии формирования данных.

Меры, направленные на обмен данными таможенной статистики внешней торговли, проведение работ по сопоставлению данных, получение консультаций по проблемным вопросам методологии статистики внешней торговли товарами, позволяют повысить уровень достоверности таможенной статистики и выявить нарушения законодательства при таможенном оформлении товаров.

Важным направлением деятельности ГФС Украины является ведение специальной таможенной статистики, которая в соответствии со ст. 450 Таможенного кодекса Украины является системой сбора, обработки, анализа, распространения, хранения, защиты и использования статистической информации, отражающей деятельность органов доходов и сборов при осуществлении ими государственного таможенного дела.

Данные специальной таможенной статистики используются исключительно для таможенных целей. Вся статистическая информация комплектуется в сводные исходные статистические формы, которые утверждаются соответствующими приказами ГФС Украины.

Наиболее распространенными составляющими специальной таможенной статистики являются:

  • статистика декларирования, содержащая сведения о перемещаемых через таможенную границу Украины товарах, транспортных средствах, предметах, подлежащих декларированию таможенным органам, о цели их перемещения через таможенную границу Украины;
  • статистика пассажиропотоков, содержащая сведения о количестве физических лиц, пересекающих таможенную границу Украины;
  • статистика международных перевозок, содержащая сведения о перемещении через таможенную границу Украины отдельных видов транспортных средств, используемых для перевозок товаров, транспортных средств, предметов, граждан.

Таким образом, данные таможенной статистики являются важным источником информационного обеспечения органов государственной власти и управления при принятии ими решений по вопросам регулирования внешней торговли. От достоверности и полноты статистических данных в значительной мере зависят совершенство прогнозов развития внешнеторговых отношений, определение стратегии развития торговых отношений с отдельными странами и регионами мира.


Ирина ГУДЗЬ,
начальник отдела методологии и ведения статистики
внешней торговли Управления таможенной статистики
Координационно-мониторингового Департамента ГФС Украины,
и Инна ГУБИНА, главный государственный ревизор-инспектор

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42