Другие налоги

Подтверждение отсутствия или наличия задолженности

Предлагаем  вниманию читателей обзор некоторых справок/уведомлений органов, обеспечивающих администрирование поступлений в налоговой сфере, которыми подтверждается наличие или отсутствие у налогоплательщика налогового долга и отсутствие у плательщика единого взноса задолженности по его уплате.


В соответствии с Законом № 2657 под налоговой информацией подразумевают совокупность сведений и данных, созданных или полученных субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимых для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Согласно главе 7 раздела ІІ этого Кодекса информационно-аналитическое обеспечение деятельности контролирующих органов — это комплекс мероприятий по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций.

Статьей 72 Налогового кодекса предусмотрено, что для информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующего органа используется информация, поступившая:

  • от налогоплательщиков и налоговых агентов (в частности, информация, содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах; о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков и т. п.);
  • от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Нацбанка Украины (в частности, информация об объектах налогообложения, которые предоставляются и/или регистрируются такими органами; которая содержится в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации), представляемых налогоплательщиком органам исполнительной власти и/или органам местного самоуправления, и т. п.);
  • от банков, других финансовых учреждений — информация о наличии и движении денежных средств на счетах налогоплательщика;
  • по результатам налогового контроля;
  • другая информация, подлежащая обнародованию в соответствии с законодательством и/или добровольно либо по запросу предоставленная контролирующему органу в установленном законом порядке.

Согласно ст. 74 указанного Кодекса собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач.

Статьей 17 этого Кодекса налогоплательщику предоставлено право бесплатно получать в контролирующих органах, в том числе через сеть Интернет, информацию о налогах и сборах и нормативно-правовых актах, их регулирующих, порядке учета и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях контролирующих органов и их должностных лиц относительно осуществления налогового контроля.

Таким образом,имеющаяся в информационных системах контролирующих органов информация о состоянии расчетов плательщика по налогам, сборам, обязательным платежам, взносам, в частности о наличии/отсутствии налогового долга/недоимки по единому взносу, может предоставляться такому плательщику по его желанию.

В делопроизводстве основным видом делового общения является документ — материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленный в сводном порядке и имеющий согласно действующему законодательству юридическую силу. Обычно документы информационного характера оформляются в виде справок и уведомлений.

Следовательно, в зависимости от цели, оснований и механизмов подтверждения контролирующими органами информации о наличии/отсутствии у плательщика задолженности (налогового долга), содержащейся в информационных системах контролирующих органов, оформление осуществляется, в частности, справкой и/или уведомлением.

Справка — документ, содержащий описание и подтверждение фактов или событий. По стандартам делопроизводства справка предоставляется по запросу, оформляется на бланке организации и имеет следующие основные реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату, регистрационный номер или индекс, адресат, текст, подпись, печать и т. п. В тексте справки делается ссылка на период времени, к которому относятся включенные в справке данные, и на документы, послужившие основанием для составления такой справки, а также указывается организация, в которую предоставляется справка. Типичный состав информации справки позволяет использовать при ее оформлении трафаретные тексты, в которых основная часть напечатана заранее, а вносятся только изменяемые данные.

Уведомление — деловая бумага, документ, в котором о чем-то сообщается, уведомляется.

Справка об отсутствии налогового долга в случаях, не связанных с ликвидацией (приложение 1 к приказу № 567)

Государственное регулирование бюджетных отношений, в частности, в сфере государственных закупок, финансирование за счет бюджетных средств при предоставлении государственной поддержки требуют подтверждения добропорядочности в выполнении субъектами таких отношений своих обязательств, по крайней мере, по уплате налогов в бюджет.

Положения, предусматривающие отказ участнику тендера в процедуре закупки, если он имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определены в Законе № 1197 (раньше в законах № 1490 и № 2289).

Кроме того, правительством Украины с целью реализации соответствующих требований Бюджетного кодекса, законов Украины о государственном бюджете на соответствующие годы в части расходов бюджетных средств на поддержку (компенсации, дотации), закупки, финансирования и т. п. ежегодно принимаются нормативно-правовые акты, согласно которым одним из критериев отбора участников конкурса, содержащимся в перечне конкурсной документации, представляемой в соответствующий государственный орган для участия в таком конкурсе, является отсутствие задолженности по уплате налогов, что подтверждается справкой.

В связи с необходимостью согласования таких положений с налоговым законодательством приказом № 567 утвержден Порядок выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, контролируемым органами доходов и сборов.

Указанным Порядком регламентируется процедура подтверждения отсутствия у налогоплательщика налоговой задолженности перед бюджетом, осуществляемая путем предоставления налогоплательщику контролирующим органом соответствующей справки, представляемой в адрес субъекта властных полномочий (преимущественно в лице любого органа государственной исполнительной власти), который от имени государства и в случаях, предусмотренных действующим законодательством: распоряжается бюджетными средствами, выполняет обязанность по организации процедуры закупки (предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары за государственные средства) или выполнению бюджетных программ, отвечает за создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, обеспечивает предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, защищает развитие честной конкуренции и контролирует рациональное и эффективное использование государственных средств.

Согласно приказу № 567 налогоплательщику предоставлена возможность получить справку по собственному выбору — в бумажном или электронном виде.

Для получения справки в бумажном виде налогоплательщик обращается в контролирующий орган, на учете в котором он состоит, с соответствующим заявлением, в котором приводится нормативное основание для выдачи такой справки.

Следует отметить, что достаточным основанием для получения налогоплательщиком справки об отсутствии налогового долга является ссылка в заявлении на ее получение на соответствующий нормативно-правовой акт, положениями которого предусмотрены необходимость подтверждения отсутствия у плательщика налогового долга или выдачи контролирующими органами справки, удостоверяющей отсутствие у плательщика налогового долга.

Предоставление справки в электронном виде осуществляется по электронному запросу налогоплательщика, которая формируется при условии отсутствия у такого плательщика налогового долга и направляется средствами электронной связи по его электронному адресу.

Приложениями к приказу № 567 предусмотрены унифицированные формы документов — справки (приложение 1) и заявления (приложение 2), которые являются едиными для всех оснований предоставления справки (наличие которых определяется нормативно-правовыми актами), случаев (проведение закупок за государственные средства, предоставление финансовой поддержки, выделение бюджетного финансирования и т. п.), субъектов (налогоплательщиков как участников конкурса, органов государственной власти как заказчиков конкурса), контролирующих органов и т. п.

Такая справка отличается от справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, выдаваемой в случаях прекращения налогоплательщика, по форме № 22-ОПП, которая установлена приложением 20 к Порядку № 1588. Далее приведены особенности предоставления такой справки.

Предельный срок рассмотрения заявления налогоплательщика и выдачи справки либо направления отказа в ее предоставлении составляет пять рабочих дней со дня получения такого заявления контролирующим органом.

Справка действительна в течение десяти календарных дней с даты ее выдачи. Если справка стала недействительной, необходимо повторно инициировать ее выдачу, обратившись с заявлением в контролирующий орган.

Для полноты отражения информации о наличии или отсутствии у налогоплательщика налогового долга при выдаче справки контролирующий орган проверяет такую информацию по основному месту учета налогоплательщика и по неосновному месту учета (в качестве плательщика отдельного налога).

В настоящее время справкой об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, контролируемых контролирующими органами, подтверждается отсутствие налогового долга по налоговым и таможенным платежам.

Также благодаря созданию разветвленной системы центров обслуживания налогоплательщиков, наделенных полномочиями относительно предоставления административных услуг, получение такой справки стало возможным после обращения к работнику в окошке центра.

Предоставление административной услуги по выдаче справки осуществляется бесплатно.

При наличии налоговой задолженности налогоплательщику предоставляется письмо с мотивированным отказом в выдаче справки. В свою очередь, отсутствие справки делает невозможными принятие участия в конкурсе и предоставление при таких условиях бюджетного финансирования.

Поэтому справка, подтверждающая полноту уплаты налогов в бюджет, позволяет подтвердить репутацию добросовестного субъекта хозяйствования и возможность осуществления им его уставной деятельности с привлечением бюджетных средств.

Справка о наличии налогового долга при проведении процедуры списания/клиринговых расчетов

Согласно требованиям отдельных законодательных актов проведение процедуры списания налогового долга или клиринговых расчетов путем предоставления субвенции с государственного бюджета местным бюджетам за счет конкретно установленных поступлений общего или специального фонда таких бюджетов требует определения имеющейся на определенную дату суммы налогового долга, которая подтверждается соответствующей справкой органа, обеспечивающего администрирование поступлений в налоговой сфере.

Закон № 2711

В соответствии с пп. 9.1.2 п. 9.1 ст. 9 Закона № 2711 на условиях, определенных этим Законом, разрешается списание задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса, внесенных в Реестр, в составе сумм пени, штрафных и финансовых санкций, начисленных, но не уплаченных, согласно законодательству Украины на суммы налоговых обязательств, которые входят в состав налогового долга, зафиксированного на расчетную дату.

Пунктом 14 постановления № 191 предусмотрено, что суммы налогового долга устанавливаются (уточняются) участниками расчетов — налогоплательщиками на основании справки о сумме налогового долга по состоянию на расчетную дату, не погашенного на день составления справки.

Справку о сумме налогового долга органы, обеспечивающие контроль в налоговой сфере, выдают в течение пяти рабочих дней после получения обращения налогоплательщика.

Такая справка составляется по данным интегрированных карточек (карточек лицевых счетов) налогоплательщиков в органах, обеспечивающих контроль в налоговой сфере, и действительна в течение 10 дней.

Закон № 5209

Статьей 4 Закона № 5209 предусмотрено, что суммы пени, штрафных и финансовых санкций, не уплаченные в бюджеты и государственные целевые фонды, начисленные на налоговую задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), состоящие на учете предприятий судостроительной промышленности по состоянию на 01.01.2013 г., подлежат списанию в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Суммы, подлежащие списанию согласно этому Закону, подтверждаются справкой о сумме налогового долга, выдаваемой органами, на которые возложен контроль за поступлениями в налоговой сфере, предприятиям судостроительной промышленности.

Закон № 719

Пунктом 24 ст. 14 Закона № 719 установлено, что в 2014 г. направление денежных средств на субвенцию с государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти либо местного самоуправления, осуществляется за счет средств, полученных в специальный фонд Государственного бюджета Украины согласно:

пунктам 14 — 17 ст. 11 этого Закона:

  • как поступления от погашения налогового долга, в том числе реструктуризованного или рассроченного (отсроченного), по налогу на прибыль предприятий, который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефте-газовой, угольной отраслей, предприятиями, предоставляющими услуги по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, предприятиями централизованного водоснабжения и водоотвода, и начисленные суммы налога на прибыль таких предприятий, которые возникают после проведения расчетов по субвенции с государственного бюджета местным бюджетам, определенной п. 24 ст. 14 этого Закона (п. 14 этой статьи);
  • как поступления от погашения налогового долга, в том числе реструктуризованного или рассроченного (отсроченного), по налогу на добавленную стоимость, который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей, предприятиями, предоставляющими услуги по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, предприятиями централизованного водоснабжения и водоотвода, и начисленные суммы налога на добавленную стоимость, которые возникают после проведения расчетов по субвенции с государственного бюджета местным бюджетам, определенной п. 24 ст. 14 этого Закона, у таких предприятий (п. 15 этой статьи);
  • как поступления от погашения задолженности по уплате дивидендов, предприятий электроэнергетической отрасли, которая уплачивается в государственный бюджет в соответствии с законодательством, в том числе по уплате реструктуризованной или рассроченной (отсроченной) задолженности, а также поступления по уплате такими предприятиями дивидендов, начисленных по результатам деятельности в 2013 г. (п. 16 ст. 11);
  • как поступления от погашения предприятиями топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли перед Государственным агентством резерва Украины задолженности и обязательств за материальные ценности (включая обязательства по налогу на добавленную стоимость, которые возникают по результатам проведения таких расчетов, и по уплате штрафных санкций и процентов за пользование ресурсами), а также поступления Государственного агентства резерва Украины от реализации материальных ценностей, возвращенных предприятиями топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли. Задолженность и обязательства по возврату энергогенерирующими компаниями материальных ценностей в натуральном виде определяются в соответствии с ценой материальных ценностей, указанной в договорах, а в случае отсутствия договора — по ценам, действовавшим на дату потребления органического топлива (п. 17 этой статьи);

п. 5 ст. 12 этого Закона:

  • как поступления, определенные п. 2 ст. 16 этого Закона, — свыше объемов, установленных в приложении № 2 к этому Закону, в сумме 3 800 000 тыс. грн. с зачислением полученных средств в специальный фонд государственного бюджета и направлением на субвенцию с государственного бюджета местным бюджетам, определенную п. 24 ст. 14 этого Закона, для проведения расчетов за природный газ с публичным акционерным обществом «Національна акціонерна компанія «Нафтогаз України» в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с соответствующей корректировкой показателей финансирования и расходов государственного бюджета и предельного объема государственного долга.

Порядок и условия предоставления в 2014 г. субвенции с государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или местного самоуправления, утверждены постановлением № 30.

Подпунктом 5 п. 9 указанного Порядка предусмотрено, что участники расчетов представляют в местный финансовый орган справку контролирующего органа о размере налогового долга (с учетом штрафных санкций и пени), в том числе реструктуризованного или рассроченного (отсроченного), по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость, не уплаченных на день выдачи справки, заверенную подписью руководителя такого органа, скрепленной печатью (при наличии налогового долга), или соответствующее судебное решение.

Таким образом, справка о наличии налогового долга является официальным документом, подтверждающим наличие по состоянию на определенную дату суммы налогового долга налогоплательщика, которая выдается органами, обеспечивающими администрирование в налоговой сфере, в соответствии с требованиями отдельных законодательных актов, согласно которым погашение налогового долга налогоплательщика осуществляется, в частности, за счет проведения процедуры списания налоговой задолженности или путем проведения клиринговых расчетов, и т. п. 

Вместе с тем следует отметить, что справка о сумме налогового долга формируется программными средствами по информационным ресурсам контролирующих органов и имеет унифицированный вид для всех случаев ее предоставления независимо от специфических параметров, которые учитываются при ее подготовке, согласно условиям, определенным отдельными законодательными актами.

Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов в случае ликвидации (приложение 20 к Порядку № 1588)

Юридическая наука обобщает понятие ликвидации как регламентированную многими законодательными актами (в частности, Гражданским и Хозяйственным кодексами, законами № 755, № 1576, № 2343 и т. п.) процедуру, результатом которой является прекращение деятельности юридического лица.

При ликвидации деятельность предприятия прекращается без правопреемства, то есть без перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Следовательно, для обеспечения защиты интересов как кредиторов, так и участников юридического лица проведение ликвидационных процедур должно предусматривать полное погашение всех их обязательств.

В случае когда кредитором выступает государство в лице контролирующего органа, определение наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, обязательных платежей, взносов является обязательным этапом ликвидационного процесса, который происходит после принятия соответствующими органами (собственником, уполномоченным органом или судом) решения о ликвидации, которое является правовым основанием для проведения ликвидационного процесса, вследствие чего юридическое лицо будет лишено такого статуса и снято с учета в контролирующих органах.

С этой целью в соответствии с пп. 16.1.10 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уведомлять контролирующие органы по своему месту учета о ликвидации или реорганизации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое уведомление возложена законом на орган государственной регистрации).

В свою очередь, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает своевременное предоставление контролирующим органам для проведения ими проверок и установления наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, обязательных платежей, документов юридического лица (его филиалов, представительств), в том числе первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета.

Статьями 36, 37, 381 Закона № 755 определяется порядок проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, слияния, присоединения, деления или преобразования, упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации, что предусматривает предоставление государственному регистратору заявителями справок соответствующего контролирующего органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), необходимых для проведения государственной регистрации прекращения   юридических лиц.

Порядок снятия с учета налогоплательщиков в контролирующих органах определен разделом ХІ Порядка № 1588.

Согласно п. 11.5 этого Порядка если налогоплательщик подавал заявление по форме № 8-ОПП (приложение 15 к Порядку № 1588) о прекращении налогоплательщика, то после проведенной документальной внеплановой проверки плательщика и его обособленных подразделений и истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств такого налогоплательщика и его обособленных подразделений, в случае отсутствия возражений органа, обеспечивающего администрирование соответствующих платежей, относительно осуществления государственной регистрации прекращения налогоплательщика, определенных пп. 11.9.1 п. 11.9 вышеуказанного раздела, и установления факта отсутствия задолженности налогоплательщика и его обособленных подразделений перед бюджетом по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы, такой орган составляет справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП (утвержденной приложением 20 к Порядку № 1588).

По обращению комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), ликвидатора, налогоплательщика (физического лица), другого лица, которое по данным Единого государственного реестра (согласно решению о прекращении) назначено ответственным за проведение процедур прекращения деятельности налогоплательщика, справка по форме № 22-ОПП может быть выдана такому лицу непосредственно в контролирующем органе, но не позднее чем на третий рабочий день, следующий за днем регистрации справки в таком органе. По истечении трехдневного срока такая справка отправляется по почте.

Если прекращается налогоплательщик, который состоит на учете в контролирующем органе по основному месту учета и одновременно в других контролирующих органах по неосновному месту учета либо состоят на учете его обособленные подразделения, справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП выдается такому налогоплательщику контролирующим органом по основному месту учета только после получения от всех других указанных органов заключений об отсутствии задолженности по уплате платежей.

Налогоплательщикам, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр, вместо справки по форме № 22-ОПП выдается справка о снятии с учета налогоплательщика по форме № 12-ОПП (утвержденной приложением 5 к Порядку № 1588).

Справки по формам № 22-ОПП и № 12-ОПП являются действительными в течение двух месяцев со дня их регистрации в контролирующем органе, после завершения этого периода повторная справка выдается в течение месяца со дня получения обращения налогоплательщика о замене справки в таком же порядке, как и предыдущая.

До 08.07.2014 г. справка по форме № 22-ОПП предоставлялась контролирующими органами государственным регистраторам и физическим лицам также при проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, что было предусмотрено ст. 491 Закона № 755, которая исключена согласно Закону № 1258.

Справка об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 3-ЄСВ в случае ликвидации (приложение 3 к Порядку № 458)

Проведение регистрационных процедур прекращения юридических лиц, которое происходит в соответствии со статьями 36 — 38, 381 Закона № 755, кроме подтверждения отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), требует определения наличия или отсутствия задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Согласно приложению 3 к Порядку № 458 справка об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 3-ЄСВ выдается контролирующим органом в связи с принятием решения о ликвидации, реорганизации юридического лица. Обязанность уведомления контролирующего органа по месту учета о таком решении возложена на такого налогоплательщика в соответствии с пп. 16.1.10 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса.

Основанием для проведения контролирующими органами контрольно-проверочных процедур относительно правильности начисления и уплаты единого взноса, связанных с ликвидацией юридических лиц, является получение от государственного регистратора соответствующих сведений.

Пунктом 3 раздела IV Порядка № 458 определено, что после проведения внеплановой документальной проверки плательщика единого взноса, осуществления им расчетов контролирующий орган составляет справку об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 3-ЄСВ (приложение 3 к Порядку № 458).

Справка по форме № 3-ЄСВ формируется, если после проведения внеплановой документальной проверки плательщика установлено отсутствие задолженности по уплате единого взноса.

В случае если плательщик не осуществил расчетов по единому взносу, контролирующий орган выдает председателю ликвидационной комиссии, уполномоченному им лицу или ликвидатору решение об отказе в выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 4-ЄСВ (приложение 4 к Порядку № 458).

При наличии задолженности по уплате единого взноса у плательщика единого взноса, государственная регистрация которого прекращается, контролирующий орган до истечения срока заявки требований кредиторами должен направить государственному регистратору уведомление о наличии долга по уплате единого взноса и о невозможности проведения процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица по форме № 5-ЄСВ (приложение 5 к Порядку № 458) с указанием причин возражения относительно осуществления такой процедуры.

При этом в случае получения от государственного регистратора уведомления о проведении упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации контролирующий орган в месячный срок с даты поступления такого уведомления должен направить государственному регистратору справку по форме № 3-ЄСВ или уведомление по форме № 5-ЄСВ.

До 08.07.2014 г. справка по форме № 3-ЄСВ и уведомление по форме № 5-ЄСВ предоставлялись контролирующими органами государственным регистраторам и физическим лицам также при проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, что было предусмотрено ст. 491 Закона № 755, которая исключена согласно Закону № 1258.

Справка об отсутствии задолженности по уплате единого взноса в случаях, не связанных с ликвидацией

Зачастую субъекты хозяйствования в Украине сталкиваются с необходимостью получения справки об отсутствии задолженности по уплате единого взноса, в частности в случае выявления желания принять участие в государственных закупках, получении финансирования за счет бюджетных средств, получении государственной поддержки и т. п.

В соответствии с частью 7 ст. 14 Закона № 2464 по требованию плательщиков, указанных в пунктах 1, 4 и 5 части 1 ст. 4 этого Закона, а именно: работодателей, физических лиц — предпринимателей и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, контролирующие органы сверяют суммы начисления и уплаты ими единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

С целью получения подтверждения справкой отсутствия задолженности по уплате единого взноса плательщик взноса должен обратиться в контролирующий орган по своему основному месту учета с заявлением произвольной формы. В заявлении обязательно следует указать название органа (учреждения), в который заявитель (плательщик взноса)  должен представить такой документ.

Контролирующий орган на основании данных карточки лицевого счета плательщика взноса определяет наличие или отсутствие задолженности по уплате единого взноса на дату формирования такой справки.

Справка произвольной формы предоставляется плательщику единого взноса бесплатно. Указанная справка отличается от справки об отсутствии задолженности по уплате единого взноса, связанной с принятием решения о ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем, которая предоставляется по форме № 3-ЄСВ, утвержденной приложением 3 к Порядку № 458.

Согласно ст. 20 Закона № 393 срок рассмотрения контролирующим органом заявления составляет 15 календарных дней.

Следует отметить, что справка может быть предоставлена плательщику взноса только при отсутствии у него задолженности (недоимки) по единому взносу. В противном случае плательщику взноса предоставляется письмо с мотивированным отказом в предоставлении справки об отсутствии задолженности (недоимки) по единому взносу.

Уведомление о наличии налогового долга в случае ликвидации (приложение 21 к приказу № 1588)

Наличие сумм неуплаченных денежных обязательств и/или непогашенных сумм налогового долга делает невозможным проведение государственной регистрации прекращения юридических лиц, предусмотренной Законом № 755.

Согласно п. 11.8 раздела ХІ приказа № 1588 если после проведенной документальной внеплановой проверки налогоплательщика и на следующий день по истечении законодательно определенных сроков уплаты согласованных денежных обязательств налогоплательщика установлен факт наличия налогового долга (по данным учета налогов и сборов налогоплательщика), административного или судебного обжалования денежных обязательств (по данным реестра выданных налоговых уведомлений-решений), неуплаты налога с доходов физических лиц с сумм доходов, начисленных (выплаченных) наемным работникам (по данным акта проверки), контролирующий орган составляет уведомление о денежных обязательствах и налоговом долге по форме № 10-ОПП, утвержденной приложением 21 к Порядку № 1588, и направляет (выдает) его комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии, ликвидатору) или лицу, ответственному за погашение денежных обязательств либо налогового долга, которое является таковым согласно п. 97.4 ст. 97 Налогового кодекса.

Следовательно, денежные обязательства и/или налоговый долг, выявленные при проведении процедуры государственной регистрации прекращения субъекта хозяйствования, подлежат погашению.

Уведомление о наличии долга по уплате единого взноса в случае ликвидации

Аналогичным образом осуществляется подтверждение наличия задолженности по уплате единого взноса в случае проведения государственной регистрации прекращения юридических лиц согласно Закону № 755.

Уведомление о наличии долга по уплате единого взноса и о невозможности проведения процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица предоставляется плательщику взносов по форме № 5-ЄСВ, утвержденной приложением 5 к Порядку № 458, в которой указываются причины возражения контролирующего органа относительно осуществления такой процедуры.

То есть процедура государственной регистрации прекращения субъекта хозяйствованияюридического лица не может быть завершена при условии наличия подтвержденной справкой задолженности по уплате единого взноса и сначала будет предусматривать погашение таких долгов.

До 08.07.2014 г. справка по форме № 5-ЄСВ предоставлялась контролирующими органами государственным регистраторам и физическим лицам также и при проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, что было предусмотрено ст. 491 Закона № 755, которая исключена согласно Закону № 1258.

* * *

Исходя из вышеизложенного, с целью подтверждения наличия либо отсутствия у налогоплательщика налогового долга и/или у плательщика взноса задолженности по уплате единого взноса органами государственной фискальной службы могут предоставляться следующие виды справок об:  отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов в случаях, не связанных с ликвидацией;  отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов в случае ликвидации;  отсутствии задолженности по уплате единого взноса в случае ликвидации; отсутствии задолженности по уплате единого взноса в случаях, не связанных с ликвидацией, а также уведомления о: наличии налогового долга в случае ликвидации; наличии долга по уплате единого взноса в случае ликвидации.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время в связи со вступлением в силу изменений, внесенных Законом № 1258, в частности, в Закон № 755, для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя не требуются какие-либо уведомления и справки контролирующих органов. Следовательно, начиная с 08.07.2014 г. в отношении физических лиц — предпринимателей контролирующие органы не формируют и не направляют государственным регистраторам и физическим лицам, в частности, следующие документы:

  • уведомление о начале проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с решением о прекращении   юридического лица (прекращением предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению), по форме № 24-ОПП;
  • уведомление о невозможности проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с решением о прекращении юридического лица (прекращением предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению), по форме № 25-ОПП;
  • уведомление о проведении внеплановой проверки по форме № 26-ОПП;
  • уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 27-ОПП;
  • справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП;
  • уведомление о наличии налогового долга и невозможности проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по форме № 23-ОПП;
  • справку об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 3-ЄСВ;
  • решение об отказе в выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 4-ЄСВ;
  • уведомление о наличии долга по уплате единого взноса и о невозможности проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по форме № 5-ЄСВ;
  • уведомление об отзыве возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по форме № 6-ЄСВ.

При этом указанное касается только проведения регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей в соответствии с Законом № 755, поскольку такие лица не могут быть сняты с учета в контролирующих органах в случае установления факта наличия задолженности перед бюджетом относительно уплаты платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы. Вместе с тем порядок снятия с учета юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, остался без изменений.

 

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00