Налог на прибыль

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий» при участии Светланы ТИМОЩУК, начальника отдела рассмотрения обращений Управления методологии налога на прибыль предприятий Департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы Украины. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.

Заработная плата мобилизованным

Предприятие выплатило средний заработок работнику, призванному на военную службу во время мобилизации. Включаются ли такие выплаты в состав расходов предприятия? Осуществляется ли предприятию возмещение такой выплаты из госбюджета?


Согласно абзацу третьему ст. 119 Кодекса законов о труде за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняется место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности.

В налоговом учете плательщика налога расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, включающие, в частности, начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, учитываются в составе расходов на основании п. 142.1 ст. 142 Налогового кодекса.

Следовательно, сумма денежных средств, выплаченная предприятием в виде среднего заработка работнику, призванному на военную службу во время мобилизации, учитывается в составе расходов такого предприятия.

Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка осуществляется за счет средств Госбюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. В настоящее время такой порядок отсутствует.

Благотворительная помощь в зону АТО

Предприятие (аптека) передало подразделению Вооруженных Сил Украины медицинские средства первой необходимости в зону АТО. Имеет ли предприятие право на налоговые расходы, если за предыдущий отчетный (налоговый) год получены убытки?


Пунктом 33 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса установлено, что на период проведения АТО в другие расходы обычной деятельности без ограничений включаются суммы денежных средств или стоимость специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, которые добровольно перечислены (переданы) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим созданным согласно законам Украины воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств госбюджета, для нужд обеспечения проведения антитеррористической операции.

Таким образом, временно, на период проведения АТО, независимо от того, имеет предприятие прибыль или оно убыточно, при предоставлении благотворительной помощи в зону АТО такое предприятие имеет право на расходы в полном объеме.

Новосозданное предприятие: отчетность и уплата налога на прибыль

Предприятие зарегистрировано в июле 2014 г. Объем хозяйственных операций в настоящее время уже превысил 10 млн. грн. Как такое предприятие должно отчитываться и уплачивать налог на прибыль?


В соответствии с положениями п. 152.9 ст. 152 Налогового кодекса для целей обложения налогом на прибыль предприятий используются следующие налоговые периоды: календарные квартал, полугодие, три квартала, год. Базовым налоговым (отчетным) периодом для целей этого раздела является календарный квартал или календарный год для налогоплательщиков, определенных п. 57.1 ст. 57 этого Кодекса.

Плательщики налога, зарегистрированные в течение отчетного (налогового) года, считаются новосозданными и как предусмотрено п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса уплачивают налог на прибыль на основании годовой налоговой декларации за период деятельности в отчетном (налоговом) году без представления налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды (календарный квартал, полугодие и девять месяцев) и не уплачивают авансовый взнос.

Декларация по налогу на прибыль представляется такими плательщиками в сроки, установленные для годового представления, то есть в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (пп. 49.18.3 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса). Налоговое обязательство по налогу на прибыль, задекларированное в годовой декларации, уплачивается такими плательщиками в течение 10 дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, для представления налоговой декларации.

При этом если за отчетный год, в котором создано предприятие (2014 г.), налогооблагаемый доход достиг 10 млн. грн., то при наличии налогового обязательства за этот период такой плательщик должен заполнить расчет авансовых взносов, которые будут подлежать уплате 12 месяцев подряд, начиная с марта 2015 г.

Кредитные гарантии в контролируемых операциях

Учитываются ли при определении стоимостного критерия (50 млн. грн.) контролируемых операций суммы кредитных гарантий и подлежат ли они отражению в Отчете о контролируемых операциях?


Подпунктом 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса установлено, что контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами — резидентами, при условии, в частности, что общая сумма таких операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн.  грн. (без учета НДС) за соответствующий отчетный календарный год.

При определении стоимостного критерия (50 млн.  грн.) для контролируемых операций предоставленные/полученные гарантии не учитываются, а учитываются только суммы доходов/расходов, возникающие в связи с выполнением хозяйственных обязательств по таким гарантиям.

Следовательно, при определении стоимостного критерия (50 млн. грн.) контролируемых операций суммы предоставленных/полученных гарантий не учитываются, соответственно такие суммы не отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

Льготники-контрагенты в контролируемых операциях

Предприятие согласно заключенному соглашению приобретает продукцию у производителя продуктов детского питания. Объем поставок в 2014 г. превысил 50 млн.  грн. Каков порядок определения состава контролируемых операций, если контрагентом в таких операциях выступает плательщик, пользующийся льготами по налогу на прибыль?


Условия и критерии, при которых хозяйственные операции признаются контролируемыми, приведены в пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса.

В частности, хозяйственные операции признаются контролируемыми при условии, что общая сумма таких операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн.  грн. (без учета НДС) за соответствующий отчетный календарный год (пп. 39.2.1.4 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 указанного Кодекса).

Пунктом 154.2 ст. 154 Налогового кодекса установлено, что освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная от продажи на таможенной территории Украины продуктов детского питания собственного производства, направленная на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен таких продуктов. Перечень продуктов детского питания устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Следовательно, если льготой по налогу на прибыль пользуется только продавец детского питания собственного производства, операции будут считаться контролируемыми только для покупателя. Это означает, что обязанность по представлению Отчета о контролируемых операциях с указанием в нем соответствующих хозяйственных операций возлагается на покупателя. При этом предприятие-продавец при отсутствии других операций, подпадающих под определения контролируемых, Отчет представлять не должно.

Операции с контрагентами, расположенными на территории АР Крым

Предприятие заключило соглашение на поставку продукции субъекту хозяйствования, который зарегистрирован на территории АР Крым и не является связанным лицом. В каких случаях операции с этим субъектом подпадают под определение контролируемых?


В соответствии с Законом Украины от 27.09.2014 г. № 1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (далее — Закон № 1636) взаимоотношения между лицами, имеющими налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», и лицами, имеющими налоговый адрес на другой территории Украины, являются контролируемыми операциями согласно ст. 39 Налогового кодекса. Юридическое лицо (обособленное подразделение), имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравнивается в целях налогообложения к нерезиденту.

На основании пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса контролируемыми считаются хозяйственные операции, одной из сторон которых является нерезидент, уплачивающий налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на пять и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Статьей 5 Закона № 1636 определено, что на территории СЭЗ «Крым» не взимаются общегосударственные налоги и сборы, определенные ст. 9 Налогового кодекса (в перечень входит также налог на прибыль предприятий).

Хозяйственные операции признаются контролируемыми, если общая сумма таких операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн.  грн. (без учета НДС) за соответствующий отчетный календарный год (пп. 39.2.1.4 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса).

Таким образом, если операции, осуществленные с лицами, имеющими налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», достигли стоимостного критерия контролируемых операций (50 млн. грн. без НДС за отчетный календарный год), они признаются контролируемыми независимо от того, является нерезидент связанным лицом или нет.

Возврат товара

Предприятию вернули проданный товар. Следует ли в налоговом учете осуществлять перерасчет доходов и расходов, если такой возврат состоялся в одном отчетном (налоговом) периоде?


Пунктом 140.2 ст. 140 Налогового кодекса установлено, что если после продажи товаров, выполнения работ, предоставления услуг осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, в том числе перерасчет в случаях возврата проданных товаров или права собственности на такие товары (результаты работ, услуг) продавцу, плательщик налога - продавец и плательщик налога — покупатель осуществляют соответствующий перерасчет доходов или расходов (балансовой стоимости основных средств) в отчетном периоде, в котором произошло такое изменение суммы компенсации.

При этом перерасчет доходов и расходов (балансовой стоимости основных средств) на основании п. 140.2 ст. 140 Налогового кодекса осуществляется плательщиком налога относительно доходов и расходов, отражавшихся по данным налогового учета в предыдущих отчетных (налоговых) периодах.

В случае если реализация товаров (основных средств), предоставление услуг, выполнение работ и изменение суммы компенсации их стоимости, в том числе перерасчет при возврате проданных товаров или права собственности на такие товары (результаты работ, услуг) продавцу происходит в одном отчетном (налоговом) периоде, то доходы и расходы отчетного периода определяются с учетом такого изменения суммы компенсации. Перерасчет доходов и расходов (балансовой стоимости объектов основных средств) предприятия в этом случае не осуществляется.

Следовательно, если возврат товара состоялся в одном отчетном (налоговом) периоде, то перерасчет доходов/расходов не осуществляется.

Курсовые разницы

Для ведения хозяйственной деятельности предприятие получило финансовый кредит в иностранной валюте от нерезидента, не имеющего офшорного статуса.  Учитывается ли в составе расходов отрицательное значение курсовых разниц от перерасчета задолженности по такому кредиту?


Подпунктом 153.4.1 п. 153.4 ст. 153 Налогового кодекса предусмотрено, что не включаются в доход и не подлежат обложению налогом на прибыль денежные средства или имущество, привлеченные плательщиком налога в связи с получением основной суммы финансовых кредитов.

Вместе с тем начисление процентов (за пользование кредитами и займами, выпущенными облигациями и финансовой арендой) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных Налоговым кодексом, связанные с заимствованиями (кроме финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета) включаются в состав расходов плательщика налога при определении объекта обложения налогом на прибыль. Указанные расходы учитываются в составе финансовых расходов. Датой признания таких расходов является дата признания процентов (комиссионных и других платежей, связанных с созданием или приобретением кредитов, вкладов (депозитов) и определенная согласно правилам бухгалтерского учета их сумма. Условием для включения таких расходов при определении объекта налогообложения является то, что финансовый кредит используется плательщиком налога в его хозяйственной деятельности.

В соответствии с положениями пп. 153.1.3 п. 153.1 ст. 153 Налогового кодекса определение курсовых разниц от перерасчета операций, выраженных в иностранной валюте, задолженности и иностранной валюты осуществляется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

При этом прибыль (положительное значение курсовых разниц) учитывается в составе доходов плательщика налога, а убыток (отрицательное значение курсовых разниц) — в составе расходов плательщика налога.

Таким образом, отрицательное значение курсовых разниц, образовавшееся от перерасчета задолженности в иностранной валюте по финансовому кредиту, учитывается в составе расходов предприятия при определении налогового обязательства.

Ответственность за неперечисление в бюджет налога на доходы нерезидента

Предприятие при выплате дохода нерезиденту удержало налог на доходы нерезидента, но в бюджет этот налог перечислило в следующем месяце. Предусмотрена ли ответственность за такие действия?


Обязанность по удержанию и перечислению налога с доходов с источником их происхождения из Украины, выплаченных в пользу нерезидентов, предусмотрена п. 160.2 ст. 160 Налогового кодекса. Указанной нормой этого Кодекса также предусмотрено, что налог с таких доходов уплачивается в бюджет во время такой выплаты, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.

Налоговым кодексом предусмотрена ответственность за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты.

Так, согласно п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет. В случае если такие нарушения совершены в течение 1095 дней в третий раз и больше, штраф налагается в размере 75% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Таким образом, к плательщику налога, который осуществляет выплаты дохода нерезиденту без одновременного удержания и внесения в бюджет налога с такого дохода или который перечислил налог с таких доходов в бюджет в полном объеме, но позже срока, установленного п. 160.2 ст. 160 Налогового кодекса, применяется штраф в вышеуказанных размерах.


Подготовила Нина ВАСИЛЮК, обозреватель «Вестника»,
при содействии: Светланы ТИМОЩУК, начальника отдела рассмотрения обращений
Управления методологии налога на прибыль предприятий
Департамента методологической работы по вопросам налогообложения
Государственной фискальной службы Украины,
и Информационно-коммуникационного департамента Государственной фискальной службы Украины

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42