НДС

Основные правила работы системы электронного администрирования НДС

В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Законом № 1621, с учетом изменений, внесенных в него Законом № 1690, в соответствии с которыми 01.01.2015 г. вводится система электронного администрирования НДС, информируем об основных правилах работы этой системы.


Общие положения

Основные принципы функционирования системы электронного администрирования НДС определены ст. 2001 Налогового кодекса. Пунктом 2001.1 этой статьи предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины порядка электронного администрирования НДС. Такой порядок утвержден постановлением № 569.

Система электронного администрирования НДС, организованная на центральном уровне ГФС, обеспечивает автоматический учет в разрезе плательщиков налога:

  • сумм налога, содержащихся в выданных и полученных налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) и расчетах корректировки к ним;
  • сумм налога, уплаченных плательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;
  • сумм пополнения и остатка денежных средств на счетах в системе электронного администрирования НДС;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН.

Система электронного администрирования НДС не вносит кардинальных изменений в общие принципы взимания НДС, утвержденные Налоговым кодексом. Нормы этого Кодекса, определяющие круг плательщиков НДС, объект налогообложения, принципы формирования налоговых обязательств и налогового кредита, остаются неизменными.

Вместе с тем основанием для формирования налогового кредита при условии соблюдения других установленных Налоговым кодексом правил являются только налоговые накладные, зарегистрированные в ЕРНН. В налоговый кредит можно также включить сумму налога, указанную в документах, предусмотренных п. 201.11 ст. 201 этого Кодекса, но 01.01.2015 г. отменяется возможность сформировать налоговый кредит на основании жалобы на поставщика (п. 201.10 указанной статьи).

Кроме того, Законом № 1621 внесены изменения в определение базы обложения НДС в отдельных случаях: с 01.01.2015 г. база налогообложения определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, за исключением контролируемых операций, но не может быть ниже цены приобретения товаров (для самостоятельно изготовленныхне ниже их себестоимости) или балансовой стоимости необоротных активов.

Вместе с тем с введением системы электронного администрирования НДС с 01.01.2015 г. для плательщиков этого налога увеличивается предельный уровень объема операций по поставке товаров/услуг для обязательной регистрации плательщиков НДС до 1 млн. грн. (без НДС) в год.

То есть с 01.01.2015 г. субъект хозяйствования обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 Налогового кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога, в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн. грн. (без учета НДС).

Правила, установленные разделом V Налогового кодекса для добровольной регистрации лица в качестве плательщика НДС, не изменились.

Плательщики НДС, у которых по состоянию на 01.01.2015 г. объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев не превышает 1 млн. грн., получают возможность аннулировать свою регистрацию плательщика НДС.

Электронные счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС

Электронный счет в системе электронного администрирования НДС (далееэлектронный счет)это счет, открытый плательщику налога в Казначействе, на который плательщик перечисляет денежные средства с собственного текущего счета в суммах, необходимых для увеличения размера суммы, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (далеерасчет корректировки) в ЕРНН, а также в суммах, недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по этому налогу.

Для каждого плательщика налога открывается один электронный счет.

Согласно п. 5 Порядка № 569 электронные счета открываются Казначейством плательщикам НДС автоматически на основании реестра плательщиков налога, который ГФС после присвоения лицу индивидуального налогового номера плательщика НДС направляет Казначейству.

Казначейство направляет ГФС уведомление об открытии электронного счета плательщика НДС не позднее следующего рабочего дня со дня его открытия, а ГФС после поступления такого уведомления информирует каждого плательщика НДС о реквизитах его электронного счета (п. 6 Порядка № 569).

Учитывая изложенное, открытие электронных счетов осуществляется без участия плательщиков налога, то есть им не нужно посещать Казначейство в целях открытия такого счета.

Открытие и обслуживание электронных счетов Казначейством осуществляются на бесплатной основе. Информация о движении денежных средств на электронных счетах плательщикам налога будет предоставляться ГФС по соответствующему запросу плательщика на бесплатной основе без ограничения количества запросов и во времени.

Датой начала осуществления операций с использованием электронного счета является 01.01.2015 г. для субъектов хозяйствования, которые уже являются зарегистрированными плательщиками НДС, а для субъектов хозяйствования, которые будут зарегистрированы в качестве плательщиков НДС в любой период после 01.01.2015 г., — дата их регистрации плательщиками налога.

На такие электронные счета в системе электронного администрирования НДС плательщики налога самостоятельно зачисляют денежные средства с личного текущего счета плательщика, открытого в банковских учреждениях, в суммах:

необходимых для увеличения размера суммы, которая исчисляется в соответствии с п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса и дает право для регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки;

недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по этому налогу.

Пополнение электронного счета плательщика НДС за счет других источников, например с текущих счетов других лиц, не предусмотрено.

Денежные средства с электронного счета плательщика НДС перечисляются Казначейством в автоматическом режиме исключительно в бюджет и/или на счет, открытый в банке и/или органе Казначейства сельскохозяйственными предприятиями — субъектами специального режима налогообложения, определенного ст. 209 Налогового кодекса (далее — спецрежим), для аккумулирования сумм налога, начисляемых на стоимость поставленных ими сельскохозяйственных товаров (услуг), в порядке, предусмотренном этой статьей (далее — специальные счета). Такое перечисление денежных средств осуществляется на основании реестра плательщиков НДС, который автоматически формируется ГФС и направляется Казначейству.

Налоговая отчетность

Начиная с первого отчетного периода 2015 г. (январь, І квартал) налоговая отчетность по НДС представляется в контролирующий орган всеми плательщиками налога исключительно в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Таким образом, для обеспечения наложения электронной цифровой подписи плательщикам НДС необходимо иметь усиленные сертификаты открытых ключей (далее — усиленные сертификаты), которые можно получить в Аккредитованном центре сертификации ключей (далее — АЦСК) Информационно-справочного департамента ГФС (бесплатно) или в любом его обособленном пункте регистрации пользователей (адреса таких пунктов размещены на официальном информационном ресурсе АЦСК Информационно-справочного департамента ГФС: http://www.acskidd.gov.ua), или в других АЦСК.

Плательщики НДС, которые в настоящее время представляют налоговую отчетность в электронном виде и уже имеют усиленные сертификаты, могут продолжать их использование после 01.01.2015 г. (с учетом срока их действия).

Что касается представления налоговых деклараций по НДС в бумажном виде, то последним отчетным периодом, за который налоговые декларации по НДС могут быть представлены на бумажных носителях, является декабрь 2014 г. (предельный срок представления20.01.2015 г.)/ІV квартал 2014 г. (предельный срок представления09.02.2015 г.).

Соответствующие изменения к форме налоговой декларации по НДС и порядку ее заполнения и представления размещены на официальном веб-сайте ГФС Украины и в настоящее время проходят согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. После принятия Минфином Украины соответствующего приказа и его регистрации в Минюсте Украины в общеустановленном порядке он будет доведен до сведения плательщиков и региональных структурных подразделений ГФС.

Формирование и регистрация в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки

В соответствии с п. 201.1 ст. 201 и п. 11 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса (в редакции Закона № 1621) с 01.01.2015 г. налоговые накладные и расчеты корректировки составляются исключительно в электронной форме и подлежат обязательной регистрации в ЕРНН независимо от того, какая сумма НДС указана в налоговой накладной, в том числе те, которые не выдаются покупателям, а также составленные плательщиками налога — получателями услуг, которые поставляются нерезидентами, если место поставки таких услуг расположено на таможенной территории Украины (п. 208.2 ст. 208 Налогового кодекса).

После регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН поставщик и покупатель будут получать в автоматическом режиме от ГФС уведомление о такой регистрации.

Введение электронной формы налоговой накладной решает все вопросы, связанные с соблюдением формальных условий относительно ее заполнения (выравнивание полей, формат даты, адреса, размещение знаков дроби, запятых и других знаков препинания и т. п.). Кроме того, при регистрации налоговой накладной плательщик будет иметь возможность проверить правильность написания названия покупателя и его регистрационных данных.

В соответствии с п. 5 Порядка № 1246 и п. 19 Порядка № 957 (в редакции приказа № 1129) налоговые накладные/расчеты корректировки, составленные в электронной форме, скрепляются электронными цифровыми подписями должностных лиц плательщика налога.

Таким образом, для обеспечения беспрепятственной регистрации налоговых накладных в ЕРНН, а также достоверности налоговых накладных/расчетов корректировки, которые направляются получателю товаров/услуг, плательщикам НДС необходимо иметь усиленные сертификаты для наложения электронной цифровой подписи должностными или уполномоченными лицами на составленные налоговые накладные.

Получить усиленные сертификаты открытых ключей можно в АЦСК Информационно-справочного департамента ГФС (бесплатно) или в любом его отдельном пункте регистрации пользователей (адреса таких пунктов размещены на официальном информационном ресурсе АЦСК Информационно-справочного департамента ГФС: http://www.acskidd.gov.ua), или в других АЦСК.

Плательщики НДС, осуществляющие в настоящее время регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН и уже имеющие усиленные сертификаты, могут продолжать их использование после 01.01.2015 г. (с учетом срока их действия).

Сроки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН с 01.01.2015 г. не изменяются. Такая регистрация осуществляется не позднее 15 календарных дней, следующих за датой их составления (п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса).

Вместе с тем для регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН определяется размер суммы НДС, на которую плательщик имеет право зарегистрировать в ЕРНН составленные им такие налоговые накладные/расчеты корректировки.

Так, плательщик налога имеет право зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную/расчет корректировки, в которой общая сумма НДС не превышает сумму, исчисленную по формуле, установленной п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса и п. 9 Порядка № 569 (далее — регистрационная сумма), а именно:

 

ΣНакл = ΣНаклОтр + ΣМитн + ΣПопРах – ΣНаклВид – ΣВідшкод – ΣПеревищ,

 

где ΣНаклОтр — общая сумма налога по полученным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН, и расчетам корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН. Этот показатель формируется на основании данных, содержащихся в полученных плательщиком налога налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, которые были составлены по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 01.01.2015 г., а также на основании данных, содержащихся в расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН;

ΣМитн — общая сумма налога, уплаченного плательщиком непосредственно или с помощью финансового посредника (лица, ответственного за финансовое урегулирование) при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, на основании данных таможенных деклараций, в том числе с учетом изменений, внесенных в соответствии с листами корректировки и дополнительными декларациями, оформленными согласно ст. 261 Таможенного кодекса. Этот показатель формируется на основании сумм налога, уплаченных начиная с 01.01.2015 г. при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

ΣПопРах — общая сумма пополнения счета в системе электронного администрирования налога с собственного текущего счета плательщика. Этот показатель формируется на основании данных, полученных в соответствии с соглашением об информационном обмене между Государственной фискальной службой и Казначейством относительно сумм денежных средств, перечисленных плательщиком со своего текущего счета на его счет в системе электронного администрирования налога, открытый ему в Казначействе начиная с 01.01.2015 г.;

ΣНаклВид — общая сумма налога по выданным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН, и расчетам корректировки к таким налоговых накладным, зарегистрированным в ЕРНН. Этот показатель формируется на основании данных, содержащихся в выданных плательщиком налога налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, которые были составлены на операции, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 01.01.2015 г., а также на основании данных, содержащихся в расчетах корректировок к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН;

ΣВідшкод — общая сумма налога, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению. Этот показатель формируется на основании данных налоговых деклараций по НДС, представленных в контролирующий орган, начиная с налоговой отчетности:

  • за январь 2015 г. — для налогоплательщиков, применяющих месячный отчетный период;
  • за І квартал 2015 г. — для налого-плательщиков, применяющих квартальный отчетный период.

Такой показатель формируется на основании задекларированных к возмещению на текущий счет плательщика сумм отрицательного значения налога, рассчитанных по операциям, осуществленным после 01.01.2015 г. согласно принятым контролирующим органом налоговым декларациям по налогу и уточняющим расчетам к таким декларациям;

ΣПеревищ — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях по НДС, над суммой налога, содержащейся в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН.

Этот показатель рассчитывается как разность между суммами налога, которые задекларированы плательщиком в налоговых декларациях по НДС с учетом представленных уточняющих расчетов к таким декларациям по операциям по поставке товаров/услуг и получению услуг от нерезидента, место поставки которых определено на таможенной территории Украины, после 01.01.2015 г. и их дальнейшей корректировки согласно ст. 192 Налогового кодекса, и которые указаны плательщиком в налоговых накладных, составленных по операциям по поставке товаров/услуг после 01.01.2015 г., зарегистрированных в ЕРНН, и расчетов корректировки к таким накладным, зарегистрированным в ЕРНН.

Этот показатель формируется на основании данных:

  • налоговых накладных, составленных не раньше 01.01.2015 г. и зарегистрированных в ЕРНН, и расчетов корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН;
  • налоговых деклараций по налогу, представленных в контролиру-ющий орган, начиная с налоговой отчетности: за январь 2015 г. — для налогоплательщиков, применяющих месячный отчетный период; за І квартал 2015 г. — для налогоплательщиков, применяющих квартальный отчетный период, и уточняющих расчетов к таким декларациям.

Регистрационная сумма будет исчисляться автоматически и централизованно на уровне ГФС для каждого плательщика налога каждый раз, как будет изменяться значение любого из показателей формулы.

Каждый из показателей регистрационной суммы будет исчисляться нарастающим итогом начиная с 01.01.2015 г. в течение всего периода деятельности плательщика НДС до момента аннулирования его регистрации.

Алгоритм исчисления показателей регистрационной суммы и источники их формирования подлежат обнародованию на официальном веб-сайте ГФС Украины (п. 10 Порядка № 569).

Для исчисления такой регистрационной суммы учитываются только налоговые накладные, составленные по операциям, по которым дата возникновения налоговых обязательств приходится на налоговые периоды с 01.01.2015 г., расчеты корректировки к таким налоговым накладным, а также таможенные декларации, по которым суммы налога, уплаченные в бюджет начиная с 01.01.2015 г., суммы пополнения электронных счетов с 01.01.2015 г., суммы заявленного бюджетного возмещения и сумма налоговых обязательств (для формирования показателя ΣПеревищ) задекларированы в составе налоговых деклараций по НДС за отчетные налоговые периоды с 01.01.2015 г.

Если сумма, определенная в соответствии с п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса (регистрационная сумма), будет меньше суммы налога в налоговой накладной, которую плательщик должен зарегистрировать в ЕРНН, то плательщик должен перечислить нужную сумму денежных средств со своего текущего счета на свой электронный счет (п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса, п. 12 Порядка № 569).

Увеличение регистрационной суммы может быть обеспечено также за счет полученных налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, и сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Украины.

При исчислении регистрационной суммы следует также учитывать, что для операций по получению услуг от нерезидента, местом поставки которых является таможенная территория Украины, Законом № 1621 изменяется порядок формирования налогового кредита.

В отличие от действующего до конца 2014 г. порядка начиная с 01.01.2015 г. получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, получает право на налоговый кредит по таким операциям на дату составления им налоговой накладной по этим операциям при условии ее регистрации в ЕРНН (п. 198.2 ст. 198 и п. 208.2 ст. 208 Налогового кодекса).

В связи с этим необходимо учитывать, что в разделе ІІ «Податковий кредит» налоговой декларации по НДС за январь (І квартал) 2015 г. должен быть одновременно отражен налоговый кредит по операциям по получению услуг от нерезидента, которые были осуществлены в декабре (ІV квартале 2014 г.) и в январе (І квартале 2015 г. ).

В рамках системы электронного администрирования НДС предусмотрено, что составление и регистрация в ЕРНН налоговых накладных осуществляются поставщиком товаров/услуг и получателем услуг от нерезидентов, местом поставки которых является таможенная территория Украины. При этом вводится отдельный порядок регистрации в ЕРНН расчета корректировки к налоговой накладной.

Так, расчет корректировки, составленный поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, выданной их получателю — плательщику налога, подлежит регистрации в ЕРНН:

  • поставщиком товаров/услуг, если предусматривается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика (продавца) или если корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;
  • получателем товаров/услуг, если предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику (продавцу), для чего поставщик (продавец) направляет расчет корректировки получателю (покупателю).

Уменьшить сумму налоговых обязательств по таким расчетам корректировки поставщик может только после регистрации этого расчета в ЕРНН его получателем. Уменьшить сумму своего налогового кредита по таким расчетам корректировки получатель (покупатель) товаров (услуг) обязан независимо от факта регистрации такого расчета в ЕРНН.

Расчеты корректировки, составляемые поставщиком товаров/услуг к налоговым накладным, которые не выдаются получателю таких товаров/услуг, подлежат регистрации в ЕРНН поставщиком.

Расчет корректировки к налоговой накладной, составленной получателем (покупателем) услуг от нерезидента, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, подлежит регистрации в ЕРНН получателем (покупателем) таких услуг.

Налоговые накладные, составленные по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период до 01.01.2015 г., и расчеты корректировки к таким налоговым накладным

Налоговые накладные, составленные по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится  на период до 01.01.2015 г., и в соответствии с  требованиями Налогового кодекса подлежащие регистрации в ЕРНН (в случае, если такие накладные составлены в электронной форме или если такие накладные соответствуют требованиям п. 11 подраздела 2 раздела XX этого Кодекса при составлении налоговой накладной в бумажном виде), но не зарегистрированные в ЕРНН до 01.01.2015 р. (срок регистрации приходится на период с 01.01.2015 г. до 15.01.2015 г.), подлежат такой регистрации без соблюдения требований по наличию соответствующей регистрационной суммы.

Расчеты корректировки, составленные до 01.01.2015 г. и в соответствии с требованиями Налогового кодекса подлежащие регистрации в ЕРНН, но не зарегистрированные в ЕРНН до 01.01.2015 г. (срок регистрации приходится на период с 01.01.2015 г. до 15.01.2015 г.), а также расчеты корректировки, составленные после 01.01.2015 г. к налоговым накладным, составленным по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на период до 01.01.2015 г., подлежат такой регистрации без соблюдения требований по наличию соответствующей регистрационной суммы.

Такие расчеты корректировки подлежат регистрации в ЕРНН поставщиком товаров/услуг.

Налоговые накладные, составленные по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится до 01.01.2015 г. (независимо от факта регистрации их в ЕРНН и периода, в котором они были включены в налоговый кредит, а также независимо от того, были ли они включены в состав налогового кредита), и расчеты корректировки к таким налоговым накладным (независимо от даты их составления и факта регистрации в ЕРНН) не принимают участия в исчислении регистрационной суммы.

По налоговой накладной, составленной получателем услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, по операциям по поставке таких услуг, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на декабрь/ІV квартал 2014 г., сумма НДС, которая была включена в состав налоговых обязательств за отчетный (налоговый) период декабрь/ІV квартал 2014 г., включается в состав налогового кредита за отчетный (налоговый) период январь/І квартал 2015 г и не принимает участия в исчислении регистрационной суммы.

Расчеты с бюджетом

Как установлено Налоговым кодексом, сумму налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет, плательщики налога определяют самостоятельно исходя из результатов деятельности за соответствующий отчетный период. Такая сумма декларируется в налоговой декларации плательщика НДС.

Если по результатам отчетного налогового периода плательщиком налога задекларирована в налоговой декларации по НДС сумма налога к уплате в бюджет, то такая сумма подлежит перечислению в бюджет и/или на специальный счет плательщика налога.

Такое перечисление осуществляется на основании реестра, который автоматически формируется ГФС на основании представленных плательщиками налоговых деклараций по НДС, и не позднее чем за три рабочих дня до истечения предельного срока для самостоятельной уплаты налоговых обязательств направляется Казначейству.

Перечисление суммы налога в бюджет и/или на специальные счета налогоплательщиков с их электронных счетов осуществляется Казначейством не позднее последнего дня срока для самостоятельной уплаты налоговых обязательств в пределах остатка таких денежных средств на электронных счетах (п. 21 Порядка № 569).

При недостаточности денежных средств на счете плательщика в системе электронного администрирования налога для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств и/или для перечисления на специальный счет плательщик должен в сроки, установленные Налоговым кодексом для самостоятельной уплаты им налоговых обязательств, перечислить с собственного текущего счета на свой электронный счет денежные средства в недостающих суммах.

Если плательщик в сроки, установленные Налоговым кодексом для самостоятельной уплаты им налоговых обязательств, не обеспечил наличие на его электронном счете денежных средств для уплаты согласованных налоговых обязательств/перечисление на специальный счет, Казначейство осуществляет выполнение реестров, направленных ГФС, в пределах остатка денежных средств на счете в системе электронного администрирования налога. Не выполненный (не уплаченный) по такому реестру остаток согласованных налоговых обязательств плательщика учитывается Казначейством до полного выполнения путем перечисления в бюджет/специального счета денежных средств, которые перечисляются плательщиком с собственного текущего счета на его электронный счет (п. 22 Порядка № 569).

Пунктом 25 этого Порядка установлено, что расчеты с бюджетом в связи с представлением уточняющих расчетов, уплата налоговых обязательств, определенных контролирующим органом, и уплата штрафных санкций и пени осуществляются плательщиком налога в бюджет не с электронного счета, а с собственного текущего счета.

То есть с электронного счета погашаются суммы налоговых обязательств, задекларированных плательщиком налога в налоговых декларациях по НДС за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2015 г., а суммы налоговых обязательств по НДС, которые плательщик определил в уточняющих расчетах к налоговым декларациям по НДС, суммы НДС, доначисленные плательщику контролирующим органом по результатам проверок, суммы штрафов и пени уплачиваются не с электронного счета плательщика, а с его текущего счета.

Пунктами 26 и 27 Порядка № 569 установлены правила возврата ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет денежных средств с электронного счета плательщика на его текущий счет в порядке, определенном ст. 43 Налогового кодекса, в том числе при аннулировании регистрации плательщика налога.

Такой возврат осуществляется при условии подачи налогоплательщиком заявления в произвольной форме в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы, в котором должен быть указан текущий счет налогоплательщика в учреждении банка, на который необходимо возвратить такие суммы из бюджета. Возврат таких сумм осуществляется без использования электронного счета.

Специальный режим налогообложения в сельском хозяйстве

Плательщикам налога, применяющим спецрежим, в системе электронного администрирования налога открывается единый электронный счет для учета сумм налога как в рамках деятельности, определенной ст. 209 Налогового кодекса, так и в рамках другой деятельности.

Такие плательщики регистрируют в ЕРНН все налоговые накладные: как составленные на операции по поставке товаров (услуг) в рамках спецрежима, так и составленные в связи с осуществлением других операций по поставке.

Плательщики налога — субъекты специального режима налогообложения должны учитывать, что для регистрации в ЕРНН всех составленных ими налоговых накладных и расчетов корректировки как в связи с поставкой товаров (услуг) в рамках спецрежима, так и в связи с другими операциями по поставке, осуществляется единый расчет регистрационной суммы (по формуле, определенной п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса и п. 9 Порядка № 569).

В случае если плательщиком налога, применяющим спецрежим, по результатам отчетного периода задекларированы суммы, подлежащие уплате как в бюджет, так и на его специальный счет, денежные средства с его электронного счета прежде всего перечисляются в бюджет, а при полном расчете с бюджетомна специальный счет такого плательщика (п. 22 Порядка № 569).

Такое перечисление осуществляется на основании реестра, который автоматически формируется ГФС на основании представленных плательщиками налоговых деклараций по НДС, и не позднее чем за три рабочих дня до истечения предельного срока для самостоятельной уплаты налоговых обязательств направляется Казначейству. Перечисление суммы налога в бюджет и/или на специальные счета плательщиков налога с их электронных счетов осуществляется Казначейством не позднее последнего дня срока для самостоятельной уплаты налоговых обязательств в пределах остатка таких денежных средств на электронных счетах (п. 21 Порядка № 569).

Указанное правило касается также и плательщиков налога — сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, которые соответствуют критериям, определенным ст. 209 Налогового кодекса, но не зарегистрировались в качестве субъектов специального режима налогообложения.

Для обеспечения в условиях действия системы электронного администрирования НДС направления сумм НДС в поддержку собственного производства субъекты спецрежима — плательщики НДС должны предоставить контролирующему органу по месту своей регистрации плательщиком НДС информацию относительно данных реквизитов текущего счета, на который должна быть перечислена соответствующая сумма с электронного счета такого плательщика, и актуализировать такие данные в случае изменения реквизитов текущего счета.

Отрицательное значение и остаток бюджетного возмещения

Отрицательное значение НДС, возникшее у плательщика налога в отчетных периодах до 01.01.2015 г., в исчислении регистрационной суммы не учавствует.

Разделом ІІ Закона № 1621 определено, что отрицательное значение суммы, рассчитанной согласно п. 200.1 ст. 200 Налогового кодекса, и остаток отрицательного значения предыдущих налоговых периодов после бюджетного возмещения, задекларированные до 01.01.2015 г., учитываются в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Учет такого отрицательного значения будет осуществляться в налоговой декларации по НДС. Проектом новой формы декларации по НДС для такого учета предусмотрены отдельный раздел и приложение.

С 01.01.2015 г. суммы бюджетного возмещения, задекларированные в декларациях за отчетные (налоговые) периоды до 01.01.2015 г., подлежат возмещению в порядке, установленном в соответствии со ст. 200 Налогового кодекса в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2014 г., то есть остаток непогашенного отрицательного значения по состоянию на 01.01.2015 г. не аннулируется, учитывается отдельно в составе налоговой декларации по НДС за отчетные периоды после 01.01.2015 г. и возмещается плательщикам в автоматическом или обычном режиме по правилам и в сроки, которые предусмотрены этим Кодексом по состоянию на 31.12.2014 г.

Суммы бюджетного возмещения, задекларированные в отчетных периодах после 01.01.2015 г., будут возвращаться плательщикам и в обычном, и в автоматическом режимах. При этом направление бюджетного возмещения НДС в счет погашения налоговых обязательств будущих периодов отменяется. После 01.01.2015 г. бюджетное возмещение НДС будет осуществляться исключительно денежными средствами на текущий счет плательщика.

Вместе с тем информируем, что с 01.01.2015 г. в соответствии с требованиями ст. 200 Налогового кодекса (с учетом изменений, внесенных законами № 1621 и № 1690) бюджетное возмещение плательщикам налога будет осуществляться на месяц раньше, чем в настоящее время.

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00