НДФЛ

Годовой перерасчет налога на доходы физических лиц за 2014 год

Работодатель плательщика налога в соответствии с пп. 169.4.2 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса обязан осуществить, в том числе по месту применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ), с учетом положений абзаца второго п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной НСЛ.
Рассмотрим сроки и порядок проведения такого расчета, а также отражение его результатов в налоговой отчетности.


Сроки проведения

Перерасчет сумм доходов, начисленных плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной НСЛ осуществляется:

  • по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года;
  • при проведении расчетов за последний месяц применения НСЛ в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса;
  • при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем.

Годовой перерасчет НДФЛ за 2014 г. необходимо провести при начислении заработной платы за декабрь 2014 г.

 При этом пп. 169.4.3 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса работодателю и/или налоговому агенту предоставлено право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет ли плательщик  налога право на применение НСЛ.

Порядок проведения

Процедура годового перерасчета состоит в уточнении правильности начисления и уплаты НДФЛ отдельно за каждый месяц отчетного налогового года и как следствие позволяет:

  • исправить ошибки, допущенные при удержании НДФЛ   в периоде, который подлежит перерасчету (например, в случае наличия переходных выплат, отнесенных  к заработной плате, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, отпускным и т. п.);
  • проверить правильность документального  оформления соответствующих оснований для применения НСЛ (заявление, подтверждающие документы) и соблюдения предельного размера дохода в виде заработной платы, дающего право на применение НСЛ за каждый месяц.

Вместе с тем перерасчет не проводится в случае выполнения одновременно следующих условий:

  • к заработной плате работника в течение каждого отчетного налогового месяца не применялась НСЛ;
  • во всех периодах начисления дохода работнику в отчетном году не было переходных выплат;
  • налогооблагаемый доход работника в каждом отчетном месяце 2014 г. не превышал 12 180 грн., то есть у работодателя отсутствовали основания применять две ставки налога (15 и 17%).

Если вследствие осуществленного перерасчета возникает недоплата удержанного НДФЛ, то сумма такой недоплаты взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев до полного погашения суммы такой недоплаты (пп. 169.4.4 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса).

При этом если вследствие осуществленного перерасчета возникает переплата НДФЛ, то на ее сумму уменьшается сумма начисленного налогового обязательства работодателя за соответствующий месяц, а при недостаточности такой суммы — уменьшается сумма налоговых обязательств следующих налоговых периодов до полного возврата суммы такой переплаты.

Рассмотрим алгоритм перерасчета при наличии переходных периодов.

Определяется сумма начисленного дохода за каждый месяц 2014 г. с учетом отпускных, больничных и т. п., которые были начислены непосредственно за соответствующие месяцы.

В случае исправлений в начислении заработной платы и других выплат, которые корректировались в большую или меньшую сторону, должна быть определена правильная сумма заработной платы по соответствующим месяцам. Уточненные месячные налогооблагаемые доходы рассчитываются каждый отдельно как объекты налогообложения.

Затем определяется база налогообложения по каждому месяцу отдельно путем уменьшения начисленной заработной платы на сумму ЕСВ и НСЛ при  ее наличии.

Определяется сумма НДФЛ: если база налогообложения не превышает 12 180 грн., применяется ставка 15%, если превышает — 17% суммы превышения; сравнивается рассчитанная сумма НДФЛ с суммой фактически удержанного НДФЛ за 2014 г.

Пример 1. В марте 2014 г. начислен больничный за февраль 2014 г. в сумме 2700 грн., в июне 2014 г.отпускные за июль 2014 г. в сумме 10 500 грн. и в октябребольничный за сентябрь 2014 г. в сумме 1615 грн.

В табл. 1 приведены начисленная заработная плата и удержания из нее.

Таблица 1

Расчетный период 2014 г.

 Сумма начисленного дохода, грн.

Сумма ЕСВ, грн.
(гр. 2 х 3,6%

(2%
для больничных))

Сумма дохода без ЕСВ,
грн.
(гр. 2
гр. 3)

База налогообложения, грн.

 Сумма НДФЛ, грн.

Общая сумма НДФЛ,
грн.

15%

17%

15%

17%

Январь

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Февраль

2300

82,80

2217,20

2217,2

0

332,58

0

332,58

Март

7700

234

7466

7466

0

1119,90

0

1119,90

Апрель

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Май

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Июнь

15 500

558

14942

12 180

2762

1827

469,54

2296,54

Июль

2500

90

2410

2410

0

361,50

0

361,50

Август

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Сентябрь

3810

137,16

3672,84

3672,84

0

550,93

0

550,93

Октябрь

6615

212,30

6402,70

6402,70

0

960,41

0

960,41

Ноябрь

5000

180

4820

4820

0

723

 

723

Декабрь

5000

180

4820

4820

0

723

 

723

Всего

68 425

2394,26

66 030,74

63 268,74

2762

9490,32

469,54

9959,86

 

В результате годового перерасчета проверяется правильность начисления НДФЛ за февраль, июнь и сентябрь 2014 г. Сумма февральских больничных, начисленных в марте 2014 г., относится на февраль 2014 г., сентябрьских, начисленных в октябре 2014 г., — на сентябрь 2014 г., а сумма отпускных за июнь 2014 г., начисленных в июле 2014 г., — на июнь 2014 г. Соответственно должна быть пересчитана сумма НДФЛ. Результаты перерасчета  приведены в табл. 2.

Таблица 2

Расчетный период 2014 г.

 Сумма начисленного дохода, грн.

Сумма ЕСВ, грн.
(гр. 2 х 3,6%
(2%для больничных))

Сумма дохода без ЕСВ, грн.
(гр. 2
гр. 3)

База налогообложения, грн.

 Сумма НДФЛ, грн.

 Общая
сумма НДФЛ, грн.

15%

17%

15%

17%

Январь

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Февраль

5000

136,80

4863,20

4863,20

0

729,48

0

729,48

Март

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Апрель

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Май

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Июнь

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Июль

13 000

468

12 532

12 180

352

1827

59,84

1886,84

Август

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Сентябрь

5425

169,46

5255,54

5255,54

0

788,33

0

788,33

Октябрь

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Ноябрь

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Декабрь

5000

180

4820

4820

0

723

0

723

Всего

68 425

2394,26

66 030,74

65 678,74

352

9851,81

59,84

9911,65

 

 Сумма фактически удержанного НДФЛ за 2014 г. составляет 9959,86 грн., а рассчитанная сумма — 9911,65 грн. При распределении сумм начисленных доходов к соответствующим месяцам в июле применяются две ставки налога — 15 и 17%.

 Таким образом, по результатам перерасчета сумма НДФЛ, подлежащая возврату, составляет: 9959,86 грн. — 9911,65 грн. = 48,21 грн.

Рассмотрим алгоритм проведения годового перерасчета НДФЛ с целью определения права на НСЛ.

Проверяется наличие оснований у плательщика налога для применения НСЛ, в частности наличие заявления работника о ее применении и подтверждающих документов в случае применения повышенного размера НСЛ. Перечень указанных документов и порядок их представления утверждены Порядком № 1227.

При этом следует отметить, что НСЛ начинает применяться со дня получения работодателем заявления и подтверждающих документов.

Уточняется начисленная и фактически выплаченная заработная плата за 2014 г. с учетом переходных выплат, например отпускные, больничные и т. п. При этом напомним, что с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение НСЛ, и в других случаях их налогообложения такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.

Что касается тех месяцев отчетного периода, в которых корректировался размер заработной платы, проверяется правильность применения НСЛ. То есть откорректированная зарплата сравнивается с предельным размером дохода, дающим право на применение НСЛ (в 2014 г. — 1710 грн.), и если такая зарплата не превышает 1710 грн., работник имеет право на НСЛ.

Определяется база налогообложения за каждый месяц, в котором заработная плата откорректирована отдельно путем уменьшения суммы месячного налогооблагаемого дохода на сумму ЕСВ и осуществляется перерасчет суммы НДФЛ (учитывая приобретенное или утраченное право на применение НСЛ), которая сравнивается с суммой фактически удержанного НДФЛ в течение года из выплаченных доходов, по которым проводился перерасчет.

Пример 2. На предприятии работает мужчина, имеющий троих несовершеннолетних детей. Его заработная плата составляет 5000 грн. Он подал заявление о применении НСЛ и копии свидетельств о рождении детей.

Предельный размер дохода, дающего право на получение НСЛ такому отцу, определяется как произведение суммы, приведенной в абзаце первом пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, и соответствующего количества детей, то есть 1710 грн. х 3 = 5130 грн.

В июне 2014 г. ему начислены отпускные за июнь — июль в сумме 4000 грн. (июнь — 1500 грн., июль — 2500 грн.), которые были включены в заработную плату за июнь.

За июнь начислен доход в сумме 7870,97 грн. (заработная плата — 3870,97 грн., отпускные — 4000 грн.); удержан ЕСВ в сумме 283,35 грн. (7870,97 грн. х 3,6%); удержан НДФЛ — 1138,14 грн. (7870,97 грн. – 283,35 грн.) х 15%.

За июль начислена заработная плата в сумме 2900 грн.; удержан ЕСВ — 104,40 грн. (2900 грн. х 3,6%); удержан НДФЛ — 145,29 грн. (2900 грн. – 104,40 грн. – 1827 грн.) х 15%, где 1827 грн. — НСЛ (609 грн. х трое детей).

Проводится перерасчет НДФЛ. Для этого распределяется сумма переходных отпускных по месяцам их начисления и пересчитывается сумма налога:

  • за июнь начисленный доход составляет 5000 грн. (заработная плата — 3500 грн.; отпускные — 1500 грн.); удерживается ЕСВ — 180 грн. (5000 грн. х 3,6%); НДФЛ — 448,95 грн. (5000 грн. – 180 грн. – 1827 грн.) х 15%;
  • за июль начислен доход — 4553 грн. (заработная плата — 2053 грн.; отпускные — 2500 грн.); удерживается ЕСВ — 163,91 грн. (4553 грн. х 3,6%); НДФЛ — 384,31 грн. (4553 грн. – 163,91 грн. – 1827 грн.) х 15%.

По результатам перерасчета сумма НДФЛ, подлежащая возврату работнику, составляет: (1138,14 грн. + 145,29 грн.) – (448,95 грн. + 384,31 грн.) = 450,17 грн.

Отражение результатов в налоговой отчетности

Результаты годового перерасчета сумм доходов, начисленных плательщику налога в виде заработной платы, а также сумм НДФЛ отражаются работодателем в налоговом расчете по форме № 1ДФ, порядок заполнения которого утвержден приказом № 49, за ІV квартал отчетного года.

В разделе ІІІ вышеуказанного порядка предусмотрено, что налоговый расчет заполняется следующим образом:

  • в строках 3 и 3а проставляется сумма начисленного и выплаченного дохода за соответствующий отчетный период;
  • в строках 4 и 4а проставляется сумма НДФЛ с учетом суммы недоплаты/переплаты.

Ответственность за непроведение перерасчета

Лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом имеют статус налоговых агентов, несут ответственность в случаях, определенных этим Кодексом (пп. «ґ» п. 176.2 ст. 176 указанного Кодекса).

Нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты определено ст. 127 Налогового кодекса.

Так, п. 127.1 этой статьи указано, что неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налога, в том числе налоговым агентом, до или при выплате дохода в пользу другого плательщика налога влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50% суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Действия, предусмотренные выше, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и более, влекут за собой наложение штрафа в размере 75% суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

При этом штрафы, предусмотренные п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса, не применяются, если неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) НДФЛ самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, и исправляются в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам этого Кодекса.

Таким образом, если в результате перерасчета возникает недоплата удержанного НДФЛ и сумма такой недоплаты взыскивается налоговым агентом за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого доходаза счет налогооблагаемых  доходов  следующих месяцев до полного погашения суммы такой недоплаты, то штраф, установленный п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса, к нему применяться не будет.

Вместе с тем согласно ст. 1634 КоАП неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физическому лицу доходов, перечисление НДФЛ за счет денежных средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан влекут  за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (34 грн. — 51 грн.).

Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 3 до 5 не облагаемых  налогом минимумов доходов граждан (51 грн. — 85 грн.).

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42