Бухучет

Первичные документы, подтверждающие осуществление хозяйственной операции

В редакцию «Вестника» поступило письмо со следующими вопросами: «Какими первичными документами подтверждается осуществление хозяйственной операции и, соответственно, как учитываются расходы предприятия при определении налогооблагаемой прибыли, если юридическое лицо предоставляет услуги по вывозу грунта или строительных (невредных) отходов от заказчика на полигон?  Обязательно ли применение ТТН (форма № 1-ТН)? Может ли перевозчик оприходовать такой грунт либо отходы для последующей перепродажи и каким образом отразить такую операцию в бухгалтерском и налоговом учете?» Рассмотрим ответы на эти вопросы.


Согласно п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II этого Кодекса.

В соответствии с п. 2.4 Положения № 88 первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (формы), дату и место составления, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции (в натуральном и/или стоимостном выражении), должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личную либо электронную подпись или другие данные, которые позволяют идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти. Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты или реквизиты типовых либо специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88).

Постановлением № 207 определен обязательный перечень документов для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях. Одним из таких обязательных документов является товарно-транспортная накладная.

Согласно Правилам № 363 товарно-транспортная накладная — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. Форма товарно-транспортной накладной приведена в приложении 7 к вышеуказанным Правилам.

Таким образом, при предоставлении юридическим лицом услуг по вывозу грунта или строительных отходов от заказчика на полигон первичным и обязательным документом, подтверждающим хозяйственную операцию, является товарно-транспортная накладная. Общая сумма предоставленных услуг за период может аккумулироваться в акте выполненных работ (предоставленных услуг). Однако первичным документом, подтверждающим факт перевозки, является именно товарно-транспортная накладная.

Что касается оприходования указанного грунта с целью дальнейшей перепродажи, то согласно п. 3.5 Методических рекомендаций № 2 запасы, полученные бесплатно, оформляются товарно-транспортной накладной с использованием штампа (обозначения) об оприходовании, или актом о приемке материалов, или приходным ордером. Приходный ордер составляется материально ответственным лицом в день принятия запасов.

В пункте 12 ПБУ 9 определено, что первоначальной стоимостью запасов, полученных предприятием бесплатно, признается их справедливая стоимость с учетом фактически понесенных расходов, предусмотренных п. 9 этого ПБУ. К таким фактически понесенным расходам относятся, в частности, расходы на топливно-смазочные материалы, амортизация автотранспорта, заработная плата и начисления на заработную плату, другие расходы, непосредственно связанные с таким приобретением.

В бухгалтерском учете указанная операция отражается бухгалтерской записью: дебет 28 «Товары» кредит 718 «Доход от бесплатно полученных оборотных активов». В налоговом учете доход от бесплатно полученных запасов согласно пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса отражается в составе других доходов.

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00