Юридическая практика

Определение кода импортируемого товара

Суть дела. По мнению налогоплательщика, оформление таможней товара согласно представленной субъектом хозяйствования грузовой таможенной декларации является действием субъекта властных полномочий, порождающим для него определенные правовые последствия, которые могут быть обжалованы в суде. При этом право субъекта хозяйствования на обжалование не зависит от того, сам он ошибочно указал код товарной номенклатуры или в результате указания таможенного органа, поскольку последний должен действовать только способом, на основании и в рамках закона.

Судебное решение. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию органа доходов и сборов, при рассмотрении дела № К/9991/80913/12 по иску частного производственного предприятия «В» (далее — ЧПП «В») о признании противоправными действий, обязательствах совершить определенные действия, взыскании излишне уплаченных таможенных платежей отмечает следующее.

Судами предыдущих инстанций при рассмотрении указанного дела установлено, что при импорте товара на таможенную территорию Украины ЧПП «В» самостоятельно осуществлено указание кода товара — УКТ ВЭД 2309 90 31, определена ставка пошлины в размере 10%, уплачены в бюджет пошлина и НДС.

При осуществлении указанного ЧПП «В» руководствовалось решением органа доходов и сборов, принятым относительно предыдущего оформления аналогичной партии товара.

Вместе с тем решением суда первой инстанции, оставленным без изменений судом апелляционной инстанции по другому делу, признано противоправным и отменено указанное выше решение органа доходов и сборов об определении кода импортируемого товара; признана противоправной и отменена карточка отказа в приеме таможенной декларации, таможенном оформлении или пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины; орган доходов и сборов должен совершить действия относительно таможенного оформления (переоформления) в обычном порядке товара, оформленного по временной декларации.

Учитывая, что судом было отменено решение органа доходов и сборов, которым руководствовалось ЧПП «В» при импорте товара на таможенную территорию Украины, по мнению плательщика, им излишне были уплачены денежные средства в бюджет, что, в свою очередь, предусматривает их возврат.

При рассмотрении указанного дела судами первой и апелляционной инстанций иск ЧПП «В» удовлетворен, орган доходов и сборов должен возвратить ЧПП «В» излишне уплаченные платежи из бюджета.

ВАСУ, отменяя решения судов первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 1 Таможенного кодекса (в редакции, действовашей на время возникновения спорных правоотношений), отмечает, что таможенным оформлением является выполнение таможенным органом действий (процедур), связанных с закреплением результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, и имеющих юридическое значение для дальнейшего использования этих товаров и транспортных средств.

В соответствии с частью первой ст. 70 этого Кодекса целями таможенного оформления являются удостоверение сведений, полученных при таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, и оформление результатов такого контроля, а также статистического учета ввоза на таможенную территорию Украины, вывоза за ее пределы и транзита через ее территорию товаров и транспортных средств. Таможенное оформление осуществляется должностными лицами таможенного органа.

Согласно ст. 72 Таможенного кодекса таможенное оформление начинается после представления таможенному органу таможенной декларации, а также всех необходимых для осуществления таможенного контроля и оформления документов сведений о товарах и транспортных средствах, подлежащих таможенному оформлению. Удостоверение таможенным органом приема товаров, транспортных средств и документов на них для таможенного контроля и таможенного оформления осуществляется путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации и товаросопроводительных документах.

Статьей 313 этого Кодекса предусмотрено, что таможенные органы классифицируют товары, то есть относят товары к классификационным группированиям, указанным в УКТ ВЭД.

Решения таможенных органов о классификации товаров для таможенных целей являются обязательными для предприятий и граждан.

Пунктами 2 — 4, 12 Порядка № 1863 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что УКТ ВЭД является товарной номенклатурой Таможенного тарифа, утвержденного Законом № 2371 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), используемого для целей тарифного и других видов регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения статистики внешней торговли, осуществления таможенного оформления товаров.

УКТ ВЭД составляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза.

Гостаможслужба Украины обеспечивает ведение УКТ ВЭД, а именно: осуществляет подготовку предложений о внесении изменений в УКТ ВЭД в связи с внесением изменений в Гармонизированную систему описания и кодирования товаров, объяснения и другие решения о ее толковании Всемирной таможенной организацией, а также в Комбинированную номенклатуру Европейским Союзом; принимает решения о проведении детализации товаров в УКТ ВЭД на национальном уровне и введении дополнительных единиц измерения; определяет процедуру и устанавливает форму решения о классификации товаров в УКТ ВЭД; осуществляет разработку объяснений к товарным подкатегориям УКТ ВЭД (национальный уровень детализации товаров) с целью обеспечения одинакового толкования и применения УКТ ВЭД, которые имеют рекомендательный характер; осуществляет мероприятия по организации работы по изданию и распространению УКТ ВЭД и объяснений к ней; распространяет информацию о применении УКТ ВЭД; ведет и хранит эталонный экземпляр УКТ ВЭД (на бумажном и электронном носителях); выполняет другие функции, связанные с ведением УКТ ВЭД.

Объяснения к УКТ ВЭД утверждаются приказом Гостаможслужбы Украины.

Порядком № 1227 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) определен механизм предоставления таможенным органом письменного уведомления заинтересованным лицам об отказе в приеме таможенной декларации, таможенном оформлении или пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины.

Во всех случаях отказа безотлагательно оформляется карточка отказа в приеме таможенной декларации, таможенном оформлении или пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины.

Согласно нормам ст. 2 Кодекса административного судопроизводства задачей административного судопроизводства является защита именно нарушенных прав.

Из системного анализа указанных статей усматривается, что в правоотношении между таможней и декларантом право последнего является нарушенным при отказе таможни в таможенном оформлении товара по цене, указанной субъектом хозяйствования, и самостоятельном определении таможенной стоимости товара. При этом решение таможни об отказе в таможенном оформлении товара осуществляется в письменной форме.

В случае отсутствия письменного решения таможни об отказе в таможенном оформлении товара заявитель не может ссылаться на нарушение своего права, поскольку обжалование действий органа доходов и сборов по мотивам, которые основываются на предположении о возможности нарушения права, является безосновательным.

Учитывая указанное, ВАСУ по результатам пересмотра в кассационном порядке решений судов первой и апелляционной инстанций их отменил, в удовлетворении иска ЧПП «В» отказал полностью.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42