Статьи

(Р)эволюция реформ

Станет ли евроинтеграция основным двигателем  изменений в Украине?

С тех пор, как в г. Вильнюсе между Европейским Союзом и Украиной планировалось подписать Соглашение об ассоциации, прошел год. Цена «выстраданного» в конце концов документа — революция, потеря части территории, военная агрессия на востоке. А еще — двое выборов. Тогда нежелание власти двигаться в европейском направлении стало катализатором ее смены. Прочными ли будут позиции тех, кто говорит и действует от имени государства Украина сегодня, зависит от реализации ими реформ.


Крылатое выражение одного из бывших членов правительства о «кризисе в головах» сейчас звучало бы как верх цинизма хотя бы потому, что любой из нас ощутил этот кризис на собственном кошельке. С одной стороны, такие уж последствия революции, которая всегда означает разрушение устойчивого порядка и в условиях которой ждать улучшения не приходится. С другой — поддержка Украины в мире дает основания надеяться: даже падающий самолет может взлететь. Вопрос только в том, когда...

В ожидании стабилизации

Именно реализация Соглашения об ассоциации с ЕС положена в основу реформ, предусмотренных Коалиционным соглашением, заключенным между пятью демократическими силами парламента VIII созыва. Впрочем, как считает заместитель председателя Администрации Президента Украины Дмитрий Шимкив, не ассоциацией единой. «Много реформ не входит в определенный в ней перечень, или же на эти реформы в соглашении есть только ссылка как на такие, которые нужно провести. Например, судебная реформа, борьба с коррупцией и другие», — отметил высокопоставленный чиновник.

План реформ разделен на три уровня: технический, операционный и стратегический. Выполнение последнего позволит Украине плюс-минус в 2020 г. подать заявку на полноценное членство в ЕС. Что нужно сейчас для ускорения реализации реформ, так это объединение усилий парламента и правительства в разработке и принятии необходимых для этого законопроектов.

Что касается ожиданий Всемирного банка от украинской власти, то это прежде всего остановка падения экономики и стабилизация банковского сектора. Кроме того, нужно реформировать газовый сектор. «За три квартала 2014 г. дефицит госбюджета превысил 2% ВВП, а дефицит НАК «Нафтогаз України» является в три раза больше. Низкие цены на газ для домохозяйств — огромное бремя для бюджета, их нужно повышать, ведь в итоге создается ситуация, в которой не выигрывает никто», — убежден директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Чимяо Фан. По его мнению, низкие тарифы не способствуют иностранным инвестициям в добычу газа в Украине и вообще подрывают энергетическую безопасность нашего государства.

Пакет законодательных изменений в финансовой отрасли уже подготовлен. «Но проблема нашей страны — не плохие законы, а несоответствующая судебная система, решения которой могут нивелировать много прогрессивных шагов, в том числе относительно защиты прав инвесторов, — возмущается председатель Нацбанка Украины Валерия Гонтарева. — Поэтому начинать любые реформы следует с настоящего, а не декларированного реформирования судебной системы». Также в планах регулятора — законодательно изменить определение «срочный депозит», поскольку на сегодня в нем не содержится обязательство вкладчика хранить свой депозит в банке в течение определенного периода.

Время работает на нас?..

Несмотря на то, что Коалиционное соглашение по всем направлениям разбито на отдельные временные промежутки (в частности, в течение І квартала 2015 г. планируется уменьшить количество налогов и сборов, модернизировать налог на прибыль, реформировать НДС и т. п.), понятие дедлайн в украинской политике несколько размыто. В погоне за рейтингами представители разных политических лагерей не спешат прибегать к непопулярным мерам, ожидая, что это сделает кто-то другой. Но готов ли кто-то, кроме нас, например, та же Европа, выступить в роли доброго волшебника или по крайней мере бросить Украине спасательный круг в случае, если стремление интегрироваться с ЕС не будет подкреплено действиями? «Украина нуждается в реформах не потому, что она подписала Соглашение об ассоциации, а для себя. Украина уплатила драматическую цену за свою независимость в том числе из-за того, что не смогла построить надежную экономическую систему. Соглашение об ассоциации — не панацея, не лекарство, а просто список обязательств для обеих сторон, поэтому речь идет не столько о сроках как отрезках времени, сколько о сроках для новых достижений», — считает Посол, Глава Представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. Иначе говоря, важно не когда, а как — чтобы «на выходе» реформ Украина внесла посильный вклад в общую международную систему и Евросоюз также мог быть бенефициаром ее успеха.

На самостоятельном воплощении украинцами в жизнь реформаторских решений акцентируют внимание во Всемирном банке. Международные финансовые учреждения могут только помочь, поддержать — как советом, так и деньгами. «Всемирный банк делает для Украины несколько вещей. Во-первых, мы поддерживаем правительство в намерениях проводить структурные реформы — советуем, как это сделать. Во-вторых, вкладываем средства в улучшение услуг, предоставляемых государством, — речь идет, в частности, и о строительстве дорог, и о здравоохранении. В-третьих, через Всемирный банк, Международную финансовую корпорацию и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций предоставляем займы, инвестиции, гарантии частному сектору», — уточнил Чимяо Фан.

Финансовая глобализация

Кстати, Украина стала частью глобальной финансовой системы не благодаря протекционизму или какому-то особому отношению к себе. Такие мультинациональные корпорации, как Coca-cola, McDonalds или, например, Procter&Gamble, зашли на наш рынок давно и уверенно на нем держатся. «Но нам надо также сосредоточиться на создании условий для развития производства внутри страны, потому что, имея открытую экономику, мы констатируем странные цифры относительно взаимосвязи между девальвацией и инфляцией. Инфляция составляет 20%, и до конца этого года можно ожидать 25%, а девальвация гривни — почти 100%», — поинформировала Валерия Гонтарева.

Также, по ее словам, обещания достичь роста экономики в следующем году можно воспринимать только как неудачную шутку, ведь, по разным оценкам, ее падение достигнет 4,3 — 4,5% ВВП (по сравнению с минус 7,5% ВВП в 2014 г.). Вопрос же либерализации валютного курса, к решению которого Украина оказалась не готова в период рецессии, остается актуальным.

Зона ответственности

Приносим извинения за тавтологию, но ответа на вопрос, кто должен отвечать за реформы, в тексте Соглашения об ассоциации с ЕС нет. Он должен быть в действиях украинского политикума, который пока только говорит о кардинальном изменении налоговой системы, децентрализации власти и т. п. «Люди в Украине хотели бы открыть для нее европейскую перспективу. И помочь в этом — наша обязанность. Сложно перечислить все секторы, в которых ЕС оказывает поддержку. Проще сказать, где ее нет, — в сфере государственной безопасности. Но мы можем помогать только тем, кто что-то делает. Поэтому дальнейший успех Украины будет зависеть от того, насколько власть нацелена на реформы», — заметил Ян Томбинский.

Дмитрий Шимкив, в свою очередь, заверил представителя ЕС, что Украина глубоко ценит доверие Запада и хочет его оправдать. «Да, сейчас идет война, но это не может быть для нас оправданием, ведь война охватила только небольшой процент украинской территории. Тем не менее, когда мы анализируем, что уже удалось сделать, то оказывается, что не очень много, — констатировал заместитель председателя Администрации Президента. — Это сигнал к тому, что нынешнее правительство должно сделать в два раза больше, чем предыдущее». С целью выполнения экономических требований, которых Соглашением об ассоциации предусмотрено — ни много ни мало — 173, в структуре Секретариата Кабмина создан департамент европейской интеграции. Поскольку реформы должны быть хорошо структурированы и не иметь расхождений в их межведомственной реализации.

Кода...

Не помешало бы и радикальным образом «смазать» большую бюрократическую машину, при существовании которой реализация даже самых прогрессивных идей притормаживается на марше, а большинство благих намерений умирает еще в зародыше. Каждый чиновник, выполняя должностные обязанности, должен заботиться прежде всего о государстве, а не о себе. Только в таком случае включить задний ход реформ уже не выйдет.

Вначале, когда имплементация соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, являющегося частью Соглашения об ассоциации, была перенесена на 1 января 2016 г., власть трактовала это как большую выгоду для Украины. И то правда: из тамошних товаров пошлину берем, а наши в еврозону поставляются без пошлин. Прошло немного времени, и риторика руководителей изменилась: зона свободной торговли отсрочена по требованию России... В конце концов, важно не столько то, как что-то объяснить людям, сколько то, чтобы в результате люди это что-то (улучшение или облегчение жизни уже сегодня, как говорят) ощутили. И пусть не сегодня, а через год. Время, отведенное на решительные изменения в экономике, пройдет быстро. «Надеюсь, что новое правительство и новый парламент будут более агрессивными в плане реформ», — выразил ожидание Дмитрий Шимкив. Собственно, это ожидание всего народа Украины.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42