Интервью

Иван Томич: «Регистрация земельных участков и налогоплательщиков должна осуществляться по месту пользования землей»

В Украине сложилась парадоксальная ситуация. Имеем динамично развивающийся агропромышленный комплекс. Эта бюджетоформирующая отрасль ежегодно наполняет государственную казну налоговыми платежами на миллиарды гривен. Вместе с тем 14 млн. украинских крестьян — треть населения — нынче обеспокоены тем, как выжить. Развитием села никто не занимается, труд же на земле тяжелый, а вместо признательности — мошеннические цены на сельскохозяйственную продукцию загоняют крестьян в бедность. Не случайно каждый год количество фермерских хозяйств сокращается на 10%, а с карты Украины исчезает десяток сел. Казалось, что возникшее еще на заре независимости фермерское движение способно будет решать и проблемы села. Однако государственная политика в сфере АПК только нарастила проблемы. В чем причины, мы поинтересовались у председателя Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Ивана ТОМИЧА.


Председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван ТомичВ.Иван Федорович, что собой представляет сегодня фермерство Украины?

И. Ф. — Если брать исключительно фермерские хозяйства, то сегодня они работают на 4,5 млн. га пашни. Это почти 15% общего количества обрабатываемой земли. В производстве продукции доля фермеров составляет от 5 до 25% по отдельным видам. Еще один показатель — количество хозяйств. Мы имели наилучший результат в 2008 году — почти 45 тысяч фермерских хозяйств, которые обеспечивали около полумиллиона рабочих мест. К величайшему сожалению, с того времени наблюдается уменьшение их количества, а после 2010-го этот процесс ускорился. В настоящее время мы имеем меньше 40 тысяч фермерских хозяйств, где уже сократилось 100 тысяч рабочих мест.

В.А как обстоят дела в Европе с фермерским движением?

И. Ф. — Если говорить о типе хозяйствования в странах ЕС — это исключительно фермерство. Фермерские хозяйства в Европе вырабатывают 97% продукции ЕС. Средний размер тамошнего фермерского хозяйства достигает 13 га. А в таких странах, как Польша, Румыния, Болгария, — от 3 до 7 га. У нас средний размер фермерского хозяйства — 105 га пашни. Однако в украинских реалиях даже при таких больших площадях фермер не в состоянии вести независимую экономическую политику. Ее формируют те, кто обрабатывает свыше 100 тыс. га земли, то есть агрохолдинги.

В.Но фермеры же платят налоги, арендную плату...

И. Ф. — Мы проанализировали. Доктор экономических наук Николай Калинчик четко определил, что фермерские хозяйства за последние 10 лет уплачивают с 1 га налогов в 8 раз больше, чем крупные агрохолдинги. Рабочих мест в фермерских хозяйствах в 15 раз больше, чем в агрохолдингах. Социальная поддержка и предоставление помощи местным общинам со стороны фермеров намного больше, чем от крупных агрохолдингов. Сохранение земли, охрана земель намного эффективнее осуществляются в фермерских хозяйствах. И этот перечень преимуществ очень длинный.

В.Так может, сейчас ситуация исправится?

И. Ф. — Прежде всего в нынешней ситуации, после Майдана, когда продолжается война, люди с тревогой ждут завтрашний день. И доминирующая позиция фермеров — выйти к политикам, органам власти с инициативой объединиться вокруг стратегии поэтапного формирования европейского устройства в сельской местности, в основе которой будет лежать тип хозяйствования — фермерство. Это исключительно приоритетно не только с точки зрения рабочих мест, благосостояния, развития общин, но и с точки зрения наращивания аграрной продукции. Скажите, разве обязательно импортировать в Украину продукцию, которой и у нас вдоволь? Например, яблоки. Разве сегодня за валюту нужно их покупать за рубежом? Понятно, нет. Украинское яблоко намного лучше. И может быть конкурентным. Или возьмем овощную корзину. Наша земля способна дать лучший продукт. Мы можем насытить продуктами внутренний рынок, еще и продавать их за его пределы. Однако сегодня мы экспортируем только масло, кукурузу, пшеницу. Все.

А мы могли бы торговать по-другому. Поэтому фермеры хотят сформировать систему хозяйствования, которая бы давала перспективу развития украинского села. Такого села, где бы оставалась молодежь, где бы были рабочие места, развивалась инфраструктура, устанавливались стандарты жизни не хуже, чем в ЕС.

В.А кто же против? Что не позволяет реализовать этот план?

И. Ф. — Прежде всего ценовая политика. Она нынче убийственная и грабительская. Закупочная стоимость молока — 2,10 — 2,50 грн. за 1 л, зерна — 1800 грн. за 1 т, подсолнечника — 3700 грн. за 1 т. Можно дальше продолжать. Такие цены не покрывают даже расходов. В этом и состоит наибольшая проблема.

В.Что надо для решения этой проблемы?

И. Ф. — Просто вернуться к выполнению законов. У нас есть Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства». В соответствии с этим Законом существует Аграрный фонд, который по опыту стран ЕС следит за ценовой политикой. Если бы выполнение положений Закона работало в поддержку ценовой политики, у нас однозначно такой ситуации, как сегодня, не возникало бы.

И еще один момент. Необходимо развитие инфраструктуры аграрных рынков. Сегодня же, например, нельзя 98% картофеля, который выращивают единоличники, понести мешками в Европу. Должны работать расфасовка, упаковка, сертификация, логистика... Без этого представлять наш продукт на внешних рынках просто нелепо.

Поэтому развитие инфраструктуры, выполнение Закона «О фермерском хозяйстве», государственная поддержка и четкая политическая воля руководства государства выполнять действующие законы могут изменить ситуацию в ценовой политике. И это первое условие. Потому что в этом году снова будем иметь рекорд — около 80 млрд. грн. крестьяне теряют за счет позорной ценовой политики.

В.То есть законы приняты, но они бездействуют, и реальной поддержки фермерского движения нет?

И. Ф. — Да. В полном объеме игнорируются законы и о фермерском хозяйстве, и о государственной поддержке АПК, и о приоритетном развитии села. Существуют пять законов, которые исключительно важны и способны серьезно повлиять на развитие аграрного производства. Даже новые не надо принимать. Нуждается в законодательном вмешательстве разве что вопрос урегулирования фермерских земель. Ведь сейчас фермер работает на землях и не уверен, что будет обрабатывать их и в последующие годы. Такая неуверенность, «подвешенность» создает систему отсутствия привлечения всех возможных ресурсов для работы. Вопрос фермерских земель актуален с 1991 года и на сегодняшний день не решен. Но это очень просто сделать одним голосованием Верховной Рады Украины.

В.Насколько этот вопрос больной для фермеров?

И. Ф. — Один из самых болезненных. И мы практически постоянно это подчеркиваем. Требует урегулирования НДС. По нашему мнению, это легко сделать, налог мог бы стать фактором, стимулирующим крестьян объединяться в кооперативы. Необходимо внести только уточнение в положения Хозяйственного кодекса Украины, которыми урегулируются законодательные вопросы сельхозкооперации. Чрезвычайно простые законы, за которые можно проголосовать в течение одного дня. Они не являются лоббизмом и не требуют дополнительных расходов, а также просты в реализации. Кто же против того, чтобы крестьяне жили лучше?

В.Люди заняты реформами. Вероятно, руки не доходят...

И. Ф. — Надо откровенно сказать, что как раз некому крестьянские вопросы поднимать в Верховной Раде. Там есть представительство крупного бизнеса, а вот именно представителей мелких товаропроизводителей нет. Наверное, в этой ситуации руки не доходят...

Другой блок проблем — земельные вопросы. Чрезвычайно много их кроется в регистрации земельных участков, земельных долей — паев, передаче их регистрации сельским и поселковым советам. Поверьте, большей коррупции и большего вреда не было сделано в сфере земельных отношений, чем передача этих полномочий Госкомзему. Поэтому необходимо возвратить местным органам регистрацию земельных паев.

Регистрация земельных участков и налогоплательщиков может осуществляться по месту пользования землей. А не за пределами не только района, но и области или страны. Есть разные варианты.

Следующий вопрос касается ограничения использования земель одним физическим или юридическим лицом. Сегодня чрезвычайно большая проблема в том, что земли концентрируются в руках нескольких олигархических кланов. И этот процесс приобретает динамику. До миллиона гектаров в одних руках — это серьезный вызов. Поэтому ограничения, а следовательно, изменения к Закону «Об аренде земли» в этой части достаточно важны.

В.Похоже, незначительными поправками к законам, как вы говорите, здесь не обойтись. Очевидно, земельные вопросы придется просеивать через очень плотное сито.

И. Ф. — Это вопрос не столько к законодательной ветви власти, сколько к исполнительной. Так же, как для власти необходима люстрация, необходима и нам «люстрация» земельных отношений. Например, 10 млн. га земли — а эта площадь равна площади нескольких европейских стран — находится вне легального рынка. Страна теряет десятки миллиардов гривен для общества и бюджета.

В.Фермеры имеют собственные предложения к налоговой политике. Как раз накануне старта очередной налоговой реформы, может, обнародуете их? Будем надеяться, что кто-то услышит.

И. Ф. — Мы выступаем за новую дифференцированную европейски ориентированную налоговую политику, при которой мелкие производители, обрабатывающие до 100 га земли, уплачивали бы единый земельный налог и больше — никаких налогов. Для работающих на территориях от 100 до 2000 га — сохранить ныне действующую систему, а уже для тех, кто свои интересы раскинул на землях площадью свыше 2000 га, ввести общую систему налогообложения.

Бюджетная политика на 2015 год должна предусматривать одно направление — это поддержка интеграции, в том числе развития инфраструктуры обслуживающей кооперации, в ЕС.

В аграрном секторе мы можем достичь чрезвычайно серьезного прироста: почти 10% валового продукта ежегодно, если выбрать правильно стратегию. Потому это является одним из направлений, где все должны сделать такие шаги, которые бы дали возможность развиваться. Мы надеемся, что власть среагирует на ожидания крестьян.


Беседовали Вячеслав КОЗАК,
Николай ВЛАЩУК

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00