Другие налоги

Допуск должностных лиц контролирующих органов к про­ве­дению проверки

В соответствии с пп. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса контролирующие органы имеют право проводить согласно законодательству проверки и сверки налогоплательщиков (кроме Нацбанка Украины), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или таможенного оформления.

Главой 8 раздела II этого Кодекса установлены правила назначения и проведения проверок, являющиеся законодательными гарантиями соблюдения прав налогоплательщиков во время контроля за соблюдением требований налогового и другого законодательства, осуществляемого органами государственной фискальной службы в процессе администрирования налогов и сборов.

С этой целью нормативно ограничен перечень оснований для проведения проверок налогоплательщиков контролирующими органами, а также определены условия проведения соответствующих проверок и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к их проведению.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению документальной внеплановой выездной проверки осуществляется согласно ст. 81 Налогового кодекса, а именно при наличии оснований, определенных ст. 78 этого Кодекса, а также при условии предъявления или направления следующих документов: направления на проведение такой проверки, копии приказа о проведении проверки, служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

 

Согласно п. 77.4 ст. 77 Налогового кодекса право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручены под расписку или направлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Следует обратить внимание на один из важных вопросов относительно перечня обязательных данных, которые должны содержаться в документах, оформляемых для проведения документальных проверок.

Отметим, что о проведении документальной внеплановой проверки руководитель контролирующего органа принимает решение, которое оформляется приказом (п. 78.4 ст. 78 Налогового кодекса).

Указанным Кодексом не определен перечень обязательных данных, которые должны содержаться в приказе о проведении проверки, в отличие от направления на проведение такой проверки, перечень обязательных реквизитов которого приведен в п. 81.1 ст. 81 этого Кодекса, а именно:

  • дата выдачи;
  • наименование контролирующего органа;
  • реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;
  • наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица — проверяемого плательщика налога) или объекта, проверка которого проводится;
  • цель;
  • вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая);
  • основания для проведения проверки;
  • дата начала и продолжительность проверки;
  • должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, скрепленной печатью контролирующего органа.

Приказ о проведении проверки оформляется согласно требованиям Инструкции № 255. Так, в соответствии с пп. 2.1.7 п. 2.1 этой Инструкции документ должен содержать обязательные для определенного вида реквизиты, размещаемые в установленном порядке, а именно: наименование учреждения, название вида документа (кроме писем), дату, регистрационный индекс документа, заголовок к тексту, текст, подпись.

Общий порядок оформления реквизитов документов определен Типовой инструкцией № 1242.

Налогоплательщик, считающий нарушенными порядок и основания назначения налоговой проверки относительно него, имеет право не допустить должностных лиц контролирующего органа к такой проверке (п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса).

Оценка правомерности приказа о проведении налоговой проверки должна даваться с учетом достаточности содержания приказа для выводов о фактическом основании проведения соответствующей проверки.

Как свидетельствует анализ судебной практики, несоблюдение отдельных требований к оформлению приказа о назначении налоговой проверки, в частности отсутствие или неполнота ссылок на конкретные пункты действующего законодательства, не должно рассматриваться в качестве основания для признания спорного приказа противоправным, если по содержанию такого приказа возможно идентифицировать предусмотренное законодательством фактическое основание для назначения соответствующей проверки (письмо № 4352/7/99-99-10-02-02-17).

Следует обратить внимание, что не разрешается отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) от допуска к проверке на иных основаниях, нежели определены в абзаце пятом п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса.

Если же налогоплательщик отказывает должностным лицам контролирующего органа в допуске к проведению проверки, это является основанием для составления акта, удостоверяющего факт отказа (п. 81.2 вышеуказанной статьи).

Препятствование уполномоченным лицам контролирующих органов в проведении проверок является основанием для составления протокола об административном правонарушении, что предусмотрено ст. 18823 КоАП и влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (136 — 255 грн.), в случае повторного совершения правонарушения в течение года — от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 — 340 грн.).

Согласно пп. 94.2.3 п. 94.2 ст. 94 Налогового кодекса если налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц контролирующего органа, может быть применен арест имущества.

Подтверждение обоснованности административного ареста предусмотрено п. 94.10 вышеуказанной статьи, а именно арест на имущество может быть наложен решением руководителя контролирующего органа (его заместителя), обоснованность которого в течение 96 часов должна быть проверена судом.

Рассмотрим также порядок допуска к проведению документальных невыездных проверок, регламентированных ст. 79 Налогового кодекса, поскольку такие проверки осуществляются без обязательного участия налогоплательщика в этом процессе.

Документальная внеплановая невыездная проверка согласно п. 79.2 указанной статьи проводится должностными лицами контролирующего органа исключительно на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, и при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему либо его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Нормы, регулирующие порядок и основания для проведения этих видов проверок, не предусматривают процедуры допуска должностных лиц контролирующего органа к проверке.

При этом соблюдение указанных условий, а именно направление соответствующего письма, достаточно для начала проверки. Факт получения налогоплательщиком соответствующего уведомления не является необходимым для возникновения у контролирующего органа права на проведение невыездной проверки (постановления № К/800/1805/13, № К/800/32041/13).

Следовательно, именно на этапе допуска к проверке налогоплательщик может поднять вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, реализовав свое право на защиту от безосновательного и необоснованного осуществления налогового контроля в отношении себя. Это согласуется с позицией Высшего административного суда Украины по делам об обжаловании приказов о назначении документальных выездных и фактических проверок, изложенной в определении № К/800/32767/13.

Вышеизложенное согласуется также с предписаниями ст. 67 Конституции, в соответствии с которыми каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Поэтому процедурные нарушения, допущенные контролирующим органом при назначении и/или проведении проверки, не могут быть обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от ответственности за невыполнение его налоговой обязанности.

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00