Интервью

Сергей МИНЯЙЛО: «Успешное функционирование современной фискальной системы будет зависеть от эффективного и рационального правового регулирования»

Ежегодно в декабре в нашем государстве проходит акция «Всеукраинская неделя права». Впрочем, следует помнить о том, что человек рожден быть свободным и должен иметь шанс реализоваться в жизни, не только к очередной годовщине Общей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., а ежедневно. О том, как в  удерживают баланс интересов между двумя на первый взгляд противоположными сторонами — налоговиками и налогоплательщиками, рассказывает директор Департамента правовой работы Сергей МИНЯЙЛО.


В. — Сергей Александрович, как Вы думаете, гарантирует ли отечественное налоговое законодательство полноценную защиту прав налогоплательщиков?

С. А. — Конечно. Право налогоплательщиков на обжалование в административном или судебном порядке любых решений контролирующих органов гарантировано Конституцией Украины и законодательством. Прежде всего советовал бы воспользоваться правом на административное обжалование, ведь это — важный и необходимый механизм досудебного урегулирования спора с фискальными органами.

Порядок проведения процедур административного обжалования регламентирован Налоговым, Таможенным кодексами Украины, Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», а также Порядком оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения органами доходов и сборов, Порядком рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решение о начислении пени и наложении штрафа и т. п.

В.А если в процессе  административного обжалования мировое соглашение не достигнуто?

С. А. — Если плательщика не устраивает решение органа государственной власти, его право — обратиться в суд с иском о признании недействительным, противоправным решения органа ГФС или его должностного лица, действий или бездеятельности последних. В связи с этим правовые аспекты защиты прав налогоплательщиков и направления их реализации четко предусмотрены действующим законодательством.

В.В свою очередь, работники ведомства также имеют не только обязанности, но и права. Каким образом в настоящее время осуществляется их защита, в том числе работников, передислоцированных из зоны АТО?

С. А. — Отмечу, что в нынешних реалиях вопросы защиты прав работников достаточно актуальны и находятся они большей частью в плоскости трудовых отношений и трудового законодательства. Эти отношения находятся под постоянным контролем ГФС Украины.

Так, сразу после аннексии Крыма территориальным органам ГФС было дано указание при наличии вакантных должностей обеспечивать трудоустройство лиц, которые переселяются из АР Крым. Кроме того, инициирована отмена предписаний постановления Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65, которыми запрещалось заполнять вакантные места в органах государственной власти.

Для сохранения  жизни и здоровья работников Донецкой и Луганской областей были подготовлены и изданы приказы  сначала Миндоходов, а затем ГФС Украины, которыми установлен простой в отдельных территориальных подразделениях. Появление таких приказов позволило нашим коллегам не находиться на рабочих местах в случае возникновения угрозы их жизни, а также сохранить за работниками среднюю заработную плату.

Что касается передислокации работников из зоны АТО, то ГФС Украины во исполнение решений правительства, СНБО и Президента Украины издан приказ от 07.11.2014 г. № 256 «О перемещении и окончании простоя». В соответствии с этим приказом принято решение об окончании простоя в работе территориальных органов ГФС (Министерства доходов и сборов) Украины и перемещении территориальных органов, находящихся на временно неконтролируемой территории, в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме.

Для соблюдения прав работников этим приказом предусмотрены уведомления их об изменении существенных условий труда в части изменения местонахождения органа ГФС, выплаты зарплаты в течение двух месяцев с момента предупреждения работника, который не пожелает переезжать на новое место дислокации территориального органа, и прекращении трудового договора согласно п. 6 ст. 36 Кодекса законов о труде Украины, то есть из-за отказа от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

В.Действующая власть взяла курс на работу на принципах открытости и прозрачности. Как рядовой гражданин может реализовать право на обращение в органы ГФС Украины и при этом быть услышанным?

С. А. — Прежде всего подчеркну, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией Украины, не являются исчерпывающими. Право на обращение в органы государственной власти предоставляется соотечественникам ст. 40 Основного закона Украины. В частности, все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и предоставить обоснованный ответ в установленный срок.

Действующими законами очерчен широкий круг возможностей для граждан с точки зрения реализации их прав на обращение, получение информации от органов государственной власти, и ГФС Украины в этом случае не является исключением. Каждый может получить информацию о деятельности фискальных органов, руководствуясь нормами Закона Украины «О доступе к публичной информации», подать свои предложения, заявления, ходатайство или жалобы относительно реализации социально-экономических, политических или личных прав и законных интересов на основании положений Закона Украины «Об обращениях граждан».

Например, непосредственно Департаментом правовой работы в 2014 году во исполнение социальной обязанности публичной власти по обеспечению надлежащей защиты законных интересов человека и гражданина и содействию реализации их социально-экономических, политических, личных прав предоставлены ответы по разъяснению и применению действующего законодательства по 14 обращениям и запросам на публичную информацию физических лиц.

В.Насколько  эффективно сейчас работает процедура административного обжалования действий органов ГФС?

С. А. — Опыт ведущих стран мира в построении системы административного обжалования свидетельствует о значительном внимании, уделяемом этому направлению работы как государственными органами и служебными лицами, так и налогоплательщиками.

Так, в состав подразделений правовой работы органов ГФС Украины входят подразделения административного обжалования, к полномочиям которых отнесена, в частности, подготовка мотивированных проектов решений по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения контролирующих органов низшего уровня. Основной задачей этих подразделений является обеспечение защиты прав и законных интересов налогоплательщиков при обжаловании ими решений территориальных органов ГФС, если они ограничивают их права, установленные законами Украины, в административном порядке.

По результатам анализа рассмотрения жалоб налогоплательщиков мы увидели, что кое-где работники фискальных органов неправильно применяют нормы действующего законодательства по вопросам налогообложения. Имеют место и случаи неправомерного наложения штрафных санкций за нарушения требований налогового и таможенного законодательства, применения РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг, осуществления валютных операций на территории Украины и расчетов в иностранной валюте, начисления единого социального взноса и т. п. Также не уделяется надлежащее внимание оформлению и рассмотрению материалов проверок, вследствие чего в январе — ноябре 2014 года по результатам рассмотрения первичных и повторных жалоб налогоплательщиков в целом по Украине отменено полностью и частично 3924 налоговых уведомления-решения, или 21,6% рассмотренных обжалованных, что на 2,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Учитывая указанное, должностные лица контролирующих органов, виновные в ненадлежащем выполнении своих обязанностей, привлечены к ответственности.

Именно поэтому решение споров в рамках административного обжалования позволяет субъектам хозяйствования реализовать право на защиту своих интересов, а органам фискальной службы — выявить недостатки в работе и своевременно их устранить, сэкономить время и усилия, обходя процедуры судебного обжалования.

В.Скажите,  пожалуйста,  сколько дел в итоге попадает в суд и как часто они решаются в пользу налогоплательщиков?

С. А. — В целом согласно отчетным данным количество дел при участии органов ГФС в последнее время уменьшается.

Так, по состоянию на 1 декабря 2014 года на 12,9 тыс. (9,8%) уменьшилось количество дел при участии органов ГФС, а сумма исковых требований по ним — на 4,3 млрд. грн. (2,3%) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года., в итоге — 118,7 тыс. дел на сумму 181,9 млрд. грн.

С начала 2014 года судами рассмотрено 57,3 тыс. дел на 62,3 млрд. грн., из которых в пользу органов ГФС решено 40 тыс. дел (общая сумма исковых требований — 28,4 млрд. грн.), что составляет 69,8% количества и 45,6% суммы рассмотренных дел.

Что  касается налогоплательщиков, то в их пользу судами разных инстанций решено 17,3 тыс. дел на сумму 33,9 млрд. грн. (или 30,2% количества и 54,4% суммы исковых требований рассмотренных дел). Остальные почти 61,4 тыс. дел на 119,6 млрд. грн. находятся на рассмотрении — решения не приняты.

В бюджет в течение 11 месяцев 2014 г. поступило 3,1 млрд. грн., что почти на 97 млн. грн. (или на 3,2%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В.Недавно Председатель ГФС Украины Игорь Билоус анонсировал реформирование службы изнутри по четырем основным направлениям, в частности юридическому. Уточните, пожалуйста, какие именно изменения нужны и что уже делается для воплощения их в жизнь?

С. А. — В настоящее время с целью усовершенствования уровня правовой работы в фискальных органах в сфере как разработки и подготовки качественных проектов нормативно-правовых актов, так и внедрения клиентоориентированной предупредительной деятельности подразделений правовой работы, продолжаются консультации с экспертами Юридического департамента Международного валютного фонда относительно предоставления технической помощи и использования положительного опыта этой международной организации.

Также имеем отдельные наработки по созданию финансовых судов, к компетенции которых будет отнесено рассмотрение налоговых и таможенных споров, дел административного и уголовного характера, связанных с уплатой налогов и сборов.

В.Для чего нужна отдельная категория судов?

С. А. — Объясню. Введение финансовых судов позволит обеспечить быстрое (например, в течение одного месяца вместо трех лет) и компетентное рассмотрение фискальных споров. Гарантированным будет и участие судей в процедурах примирения (медиации) между налогоплательщиками-жалобщиками и органами ГФС как независимой стороны.

В.В новый год Украина должна войти с новым налоговым законодательством, а следовательно, возрастают и риски его нарушения плательщиками по незнанию. Как планируете избегать этих рисков?

С. А. — Работники фискальных органов, в том числе специалисты Департамента, регулярно принимают участие в теле- и радиопрограммах, семинарах, «круглых столах» для плательщиков налогов и сборов, посвященных практике применения действующего законодательства, разъяснению новаций. И, соответственно, дают рекомендации по соблюдению норм законов и других действующих актов или тех, которые будут применяться в дальнейшем. Кроме того, повышение уровня правового образования налогоплательщиков происходит благодаря обстоятельным правовым консультациям наших работников. Такая форма работы всегда востребована гражданами. Это обусловлено тем, что в последние годы законодательство существенно обновилось, появились новые нормы, введены обновленные юридические термины. Для ознакомления с изменениями в законодательстве на веб-порталах фискальных органов постоянно размещаются информация по вопросам налогообложения, электронные версии предоставленных плательщикам консультаций, судебная практика и информационные письма специализированных судов.

В.С какими трудностями ведомство  столкнулось при выполнении норм Закона Украины от 16.09.2014 г. № 1682-VII «Об очищении власти» и как они преодолеваются?

С. А. — Особое внимание при реализации норм этого Закона и предусмотренных им процедур уделяется соблюдению прав работников органов ГФС Украины, что в настоящее время  является предметом контроля подразделений правовой работы.

Ряд руководящих работников Миндоходов с принятием парламентом Закона Украины «Об очищении власти», учитывая требования документа, самостоятельно подали заявления об увольнении с должностей, относительно которых осуществляются мероприятия по очищению власти (люстрация).

В.В разделе IX Коалиционного соглашения предусмотрено существенное уменьшение численности ГФС в течение следующего года. Как это повлияет на деятельность подразделений правовой работы?

С. А. — Роль юристов в деятельности всех структур исполнительной власти значительна, как и их ответственность перед коллегами.

С очередными изменениями усовершенствование и успешное функционирование современной фискальной системы в Украине непосредственно будет зависеть от эффективного и рационального правового регулирования. Поэтому и сегодня, и в будущем основным направлением работы юридической службы будет качественное правовое обеспечение деятельности органов ГФС. Этот процесс проявится как в осуществлении контроля за реализацией норм действующих нормативно-правовых актов, так и в усовершенствовании норм фискального законодательства, повышении контроля за качеством и четкостью предоставления консультаций налогоплательщикам, рассмотрением обращений и запросов граждан, защите интересов государства в судах и т. п.

К тому же мы будем иметь возможность использовать очень ценные для нас опыт и помощь Юридического департамента МВФ по применению законодательства и реализации юридических функций.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 15 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42