Статьи

Сельские практики побуждают власть захватить мировой продовольственный рынок

«Наше государство должно захватить лидерство на мировом продовольственном рынке. И именно для этого правительство внедряет новую продовольственную политику, цель которой  — увеличение внешних рынков и поставки собственных продуктов питания на внутренний рынок Украины», — заявил Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Глава правительства считает недопустимым, что Украина как аграрное государство номер один в Европе вынуждена закупать половину продуктов питания. «Мы должны не импортировать, а экспортировать», — резюмировал он.


Дадим миру поесть

По оценкам Всемирного банка, прирост чистого экспорта может стать движущей силой развития украинского АПК в 2016 — 2017 гг. Эксперты убеждены, что даже в условиях военных действий на востоке страны аграрный сектор в дальнейшем будет развиваться, в частности за счет преференций Европейского Союза. Заместитель министра агрополитики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Владислава Рутицкая подчеркивает, что министерство работает над расширением рынков и квот, по которым будем торговать в ЕС и других странах. А для этого наша продукция должна быть качественной, вкусной и полезной.

Украина в течение года производит продукции на 30 млрд. дол. и торгует с более чем 60 странами. «Мы сами себя накормили и должны искать другие рынки сбыта», — утверждают в Минагропроме Украины. Братская Россия, ограничившая импорт продуктов из нашей страны, заставила членов правительства интенсивно искать новые рынки. Всего за полгода подготовлены необходимые законы, позволяющие продвигаться в экспортных направлениях. Сельскохозяйственное производство остается единственной отраслью отечественной экономики, которая продолжает наращивать положительные результаты. Доля аграрного сектора в общеукраинском экспорте превысила 26% и растет дальше. Украинские сельхозпроизводители выращивают больше всего в мире подсолнечника, следовательно, лидируют по производству подсолнечного масла, также — по объемам производства картофеля (4 место), кукурузы (5 место), яиц (9 место) и пшеницы (10 место).

Значительно возросла рентабельность аграрного производства. Доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий в последние годы превышает 70%, а объемы их прибыли — 20 млрд. грн.

Так что имеем все основания накормить весь мир. «У кого-то есть нефть, у кого-то — газ, а у нас есть то, без чего невозможно прожить, — еда», — подчеркнул Арсений Яценюк.

Украинский вкус — масло

Однако членам правительства накануне грандиозного штурма мировых вершин, наверное, следует посетить курсы специалистов масличной отрасли, которые без громких программ и заявлений вышли в мировые лидеры. Дорога оказалась нелегкой, но результативной. Бывало так, что их с прибыльных рынков просто выталкивали конкуренты. В 2009 г. Украине запретили поставки в Европу из-за загрязнения подсолнечного масла минеральными маслами. Тогда на всех предприятиях нашей страны была введена система безопасности ХАССП, предусматривающая идентификацию, оценку и управление опасными факторами, которые существенно влияют на безопасность продукции. Эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации, и используется в основном предприятиями — производителями пищевой продукции.   

Более 15 лет назад, когда только начиналось возрождение масличной отрасли, страна ввозила 140 тыс. т такой продукции. Ныне же у нас ни одной бутылки подсолнечного масла неукраинского происхождения на внутреннем рынке не найти. 60% мировой торговли им приходится на Украину. То есть почти каждая вторая бутылка в мире — родом из Украины. Как отмечает генеральный директор Ассоциации «Укроліяпром» Степан Капшук, высокий спрос на подсолнечное масло стимулирует украинских аграриев выращивать подсолнечник, а переработчиков — наращивать мощности. В нынешнем 2013/2014 маркетинговом году производство подсолнечного масла возросло на 32,3%.

«Украина подтвердила позиции лидера как по выращиванию семян подсолнечника, так и по производству подсолнечного масла. Имеем 4,65 млн. т, и это — рекорд», — отмечает Степан Капшук. Украинцы потребляют всего 20% такой продукции, 80% идет на экспорт.

Шелуха вместо газа

Как ни странно, но северный сосед из-за собственной «загазованности» помогает аграриям искать подручную альтернативу. Наши крестьяне не были бы украинцами, если бы не нашли ее просто под ногами. В отрасли особое внимание уделяется вопросам энергосбережения и перевода предприятий на альтернативные виды топлива. При переработке подсолнечника остается шелуха. Если раньше не знали, что с ней делать, то ныне — это альтернативное топливо. Из 11 млн. т подсолнечника почти 15% — шелуха,  сжигание 2 т которой дает такой же эффект, как и 1 м3 газа. Благодаря переоборудованию котельных для сжигания отходов на предприятиях отрасли уменьшилась зависимость от внешних источников тепловой энергии, что позволяет экономить ежегодно 500 млн. м3 газа да еще и производить пеллеты на экспорт. Остатки шелухи гранулируются и экспортируются в качестве альтернативного топлива. В этом году объем экспорта составляет 600 — 700 тыс. т. За счет такого топлива предполагается постепенный переход на режим полного самообеспечения предприятий паром и электроэнергией.

Куда течет масло

В 2013/2014 маркетинговом году на 20,9% возрос экспорт украинского масла, география которого постоянно расширяется. Ныне его экспортируют в 90 стран мира. Основными потребителями стали страны Азии, Ближнего Востока, ЕС, СНГ и Африки. Проще назвать страны, в которые оно не экспортируется. Сейчас работники масличной отрасли осваивают рынок Китая: в 2010 г. состоялись первые пробные поставки, которые составили почти  32 тыс. т, а в этом маркетинговом году они увеличены до 212 тыс. т. Бесспорно, для отрасли это самый перспективный рынок, и очень хорошо, что на него вышли отечественные компании.

«Мы имеем многовекторный экспорт — наше масло поставляется в 90 стран мира. В основном — это Индия (30%), на второе место выходит Китай и на третьем — Европа», — сообщил Степан Капшук.

По его словам, Европа в прошлом году закупила 565 тыс. т подсолнечного масла на 600 млн. дол., шрота — около 2 млн. т. Степан Капшук также отметил, что за 10 лет в мире в два раза увеличено производство растительного масла. «В мире продается 69 млн. т масел, из которых около 40% — подсолнечное. 56% мировой торговли таким маслом принадлежит Украине», — подчеркнул специалист.

Без преувеличения можно сказать, что география поставок с каждым годом существенно будет расширяться, поскольку отечественное подсолнечное масло пользуется высоким спросом во многих странах мира.

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00