ВЕД

Начисление штрафных санкций в виде пени за нарушения в сфере ВЭД

Суть дела.ГНИ проведена документальная внеплановая выездная проверка ООО «Г» по вопросам соблюдения требований валютного законодательства по контракту от 27.08.2013 г. № 01 с «N» (Великобритания) за период с 20.11.2013 г. по 04.06.2014 г., по результатам которой был составлен акт проверки.

В ходе проверки установлено, что между ООО «Г» - покупатель и «N»продавец заключен импортный договор купли-продажи от 27.08.2013 г. № 01 на импорт одежды, дополнительных вещей и других изделий из текстильных материалов.

Во исполнение условий вышеуказанного договора покупателем перечислены валютные средства нерезиденту «N» на общую сумму 14 228,68 англ. фунтов стерлингов (183 134,20 грн.), о чем свидетельствует представленная к проверке выписка банка.

Предельный срок получения товара18.02.2014 г.

ООО «Г» к проверке не представлена надлежащим образом оформленная грузовая таможенная декларация типа ІМ-40.

Следовательно, в нарушение ст. 2 Закона № 185 товар на сумму 14 228,68 англ. фунтов стерлингов от нерезидента «N» не поступил.

Количество дней просрочки105.

По состоянию на 04.06.2014 г. по контракту от 27.08.2013 г. № 01 с нерезидентом «N» установлена просроченная дебиторская задолженность в сумме 14 228,68 англ. фунтов стерлингов.

На дату проверки предприятие не получало заключение Минэкономразвития Украины и не обращалось в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины относительно взыскания задолженности с нерезидента.

По результатам проверки ГНИ принято налоговое уведомление-решение о начислении штрафных санкций в виде пени за нарушения в сфере ВЭД.

Позиция плательщика.ООО «Г» считает, что, во-первых, товар по договору купли-продажи осуществил пересечение таможенной границы Украины, что подтверждается надлежащими документами, оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, во-вторых, состоялся переход права собственности на товар ООО «Г». При таких обстоятельствах утверждение органа фискальной службы о том, что якобы ООО «Г» был недопоставлен товар, не находит подтверждения и опровергается имеющимися документами.

ООО «Г» обращает внимание, что согласно отметке Киевской межрегиональной таможни Миндоходов «Під митним контролем» на грузовой таможенной декларации железнодорожным транспортом типа СМГС импортированный по контракту товар пересек таможенную границу Украины в пределах срока, установленного упомянутой нормой Закона № 185. Все необходимые документы для проверки были предоставлены и содержали подтверждение фактического пересечения таможенной границы Украины и пребывания груза на таможенном посту «Восточный».

Также ООО «Г» отмечает, что оформленная грузовая таможенная декларация не является единственным документом, которым подтверж-даются факт и дата фактического перемещения товара через таможенную границу Украины, поскольку нахождение товара под таможенным контролем невозможно без его фактического ввоза на территорию Украины, основанием для которого в режиме импорта является наличие грузового товаросопроводительного документа с оттиском штампа «Під митним контролем» с соответствующей датой, подтверждающего факт пересечения таможенной границы Украины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 55, 56, 58 Налогового кодекса, ООО «Г» просит рассмотреть апелляционное обжалование и отменить налоговое уведомление-решение о начислении штрафных санкций в виде пени за нарушения в сфере ВЭД.

Извлечение из решения.Согласно ст. 2 Закона № 185 и постановлению № 453 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), нуждаются в заключении центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

В соответствии со ст. 4 Закона № 185 нарушение резидентами сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 этого Закона или установленных Нацбанком Украины согласно статьям 1 и 2 этого Закона, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Нацбанка Украины на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

В п. 16 Положения № 450 определено, что таможенная декларация на бумажном носителе считается оформленной при наличии на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление.

В соответствии с абзацем четырнадцатым ст. 1 Закона № 959 и абзацем вторым п. 1.1 Инструкции № 136 импорт — это покупка украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления, учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

Импортная операция в понимании ст. 2 Закона № 185 предусматривает осуществление субъектом хозяйствования импорта.

Согласно абзацу тридцать восьмому ст. 1 Закона № 959 момент осуществления экспорта (импорта) — это момент пересечения товаром таможенной границы Украины или перехода права собственности на указанный экспортируемый или импортируемый товар от продавца покупателю.

Таким образом, моментом совершения импортной операции, в частности моментом поставки товара по такой операции, для применения статей 2, 4 Закона № 185 является момент фактического пересечения импортированным товаром таможенной границы Украины (постановление № 21-412а11).

Датой возникновения налоговых обязательств в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины является дата представления таможенной декларации для таможенного оформления (п. 187.8 ст. 187 Налогового кодекса).

 В соответствии с п. 3.3 Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению, на основании информации об этой операции в реестре ТД (типа ІМ-40 «Імпорт», ІМ-41 «Реімпорт», ІМ-72 «Магазин безмитної торгівлі», ІМ-75 «Відмова на користь держави», ІМ-76 «Знищення або руйнування»), а в иных случаях — после предъявления резидентом документа, в соответствии с условиями договора удостоверяющего осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнение работ, предоставление услуг. С учетом изложенного при условии завершения импортной операции (в частности, оформления ІМ-40) импортный товар считается ввезенным на таможенную территорию Украины с момента пересечения таможенной (государственной) границы Украины, а не с момента оформления ТД.

Так, при рассмотрении повторной жалобы ГФС Украины было получено письмо Киевской межрегиональной таможни Миндоходов о предоставлении информации и документов, в котором сообщается, что товар по контракту от 27.08.2013 г. № 01 пересек таможенную границу 13.11.2013 г. согласно отметке Киевской региональной таможни на декларации ІМ 74 ДЕ № 100260000/2313/372529, накладной типа СМГС (№ отправки 0679757), инвойсе № NBC-0728.

Таким образом, ГНИ при проверке не исследованы товаросопроводительные документы о фактическом пересечении товаром таможенной (государственной) границы Украины и не учтены товаросопроводительные документы с оттиском штампа «Під митним контролем» о факте и дате ввоза товара на таможенную территорию Украины, что делает невозможным считать правомерными выводы акта проверки.

Поскольку импортный товар считается ввезенным на таможенную территорию Украины с момента пересечения таможенной (государственной) границы Украины, примененные к ООО «Г» штрафные санкции за нарушения требований Закона № 185 на сумму 55 604,36 грн. являются неправомерными.

Учитывая вышеуказанное, решением, принятым по рассмотрении повторной жалобы, налоговое уведомление-решение о начислении штрафных санкций в виде пени за нарушения в сфере ВЭД отменено, а жалоба налогоплательщика удовлетворена.

«Горячие линии»

Дата: 15 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42