Другие налоги

Изменения в Порядке учета плательщиков налогов и сборов

Приказом № 1127 внесены изменения в Порядок № 1588, который приведен в соответствие с законами № 1258, № 1636 и № 1690. Рассмотрим основные изменения, которые претерпел вышеуказанный Порядок.


Введение механизма, позволяющего перерегистрировать бизнес из зоны АТО в другие регионы Украины

Статьей 4 Закона № 1669 и приказом № 1849/5 определено, что государственными регистраторами юридических лиц и физических лиц — предпринимателей регистрационных служб территориальных органов Минюста Украины в областях и г. Киеве осуществляются:

  • государственная регистрация физических лиц, желающих стать предпринимателями, местом жительства которых является территория проведения антитеррористической операции, по адресу временного проживания без требования наличия регистрации места жительства по месту проведения регистрационных действий;
  • проведение регистрационных действий относительно смены местонахождения юридических лиц и места жительства физических лиц — предпринимателей, местонахождением/местом жительства которых является территория проведения антитеррористической операции, а также проведение других регистрационных действий в отношении этих лиц.

То есть для регистрации смены своего местонахождения/места жительства юридическое лицо или физическое лицопредприниматель, зарегистрированное на территории проведения АТО, обращается к государственному регистратору регистрационных служб территориальных органов Минюста Украины в областях и г. Киеве.

В соответствии с приказом № 1127 в случае смены местонахождения/места жительства налогоплательщиков с территории проведения АТО или временно неконтролируемой территории (на которой органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия) на территорию в областях или г. Киеве контролирующие органы по новому местонахождению/месту жительства налогоплательщиков осуществляют постановку их на учет на основании полученных сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лицпредпринимателей (далееЕдиный государственный реестр) или заявлений по форме № 1-ОПП (5-ОПП), поданных налогоплательщиками, для которых установлены особенности их государственной регистрации и сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре.

После постановки на учет плательщики уплачивают налоги, сборы, единый взнос, представляют налоговые декларации (отчеты, расчеты) и выполняют другие обязательства плательщиков на контролируемых территориях Украины.

Особенности учета налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на временно оккупированной территории Украины

Законом № 1636 создана свободная экономическая зона «Крым» и определены особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины.

В связи с этим приказом № 1127 установлено, что налогоплательщики, которые имеют местонахождение (место жительства) на временно оккупированной территории Украины, ставятся на учет с признаком «субъект свободной экономической зоны «Крым».

Если такими налогоплательщиками являются обособленные подразделения тех юридических лиц, которые имеют местонахождение на другой территории Украины или состоят на учете в контролирующих органах, осуществляющих сопровождение крупных налогоплательщиков, то такие обособленные подразделения состоят на учете в контролирующих органах по основному месту учета соответствующих юридических лиц.

Кроме того, согласно постановлению № 311 территориальные органы Миндоходов в АР Крым и г. Севастополе реорганизованы путем присоединения к Генической объединенной государственной налоговой инспекции Главного управления ГФС в Херсонской области.

В связи с этим и в соответствии с приказом № 1127 обеспечен перевод на обслуживание следующих налогоплательщиков:

  • в Геническую объединенную государственную налоговую инспекцию Главного управления ГФС в Херсонской области — налогоплательщиков, которые на момент вступления в силу этого приказа имели местонахождение (место жительства) на временно оккупированной территории Украины (кроме налогоплательщиков, состоящих на учете в контролирующих органах, которые осуществляют сопровождение крупных налогоплательщиков, а также обособленных подразделений юридических лиц, имеющих местонахождение на другой территории Украины);
  • в контролирующие органы ГФС по основному месту учета соответствующих юридических лиц — налогоплательщиков, которые на момент вступления в силу этого приказа имели местонахождение на временно оккупированной территории Украины и являются обособленными подразделениями юридических лиц, имеющих местонахождение на другой территории Украины или состоящих на учете в контролирующих органах, которые осуществляют сопровождение крупных налогоплательщиков.

Изменения в порядке снятия с учета физических лиц — предпринимателей

В соответствии с Законом № 1258 для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лицапредпринимателя не требуются уведомления и справки контролирующих органов. Приказом № 1127 внесены изменения в Порядок № 1588 и установлено, что контролирующие органы не формируют и не направляют государственному регистратору уведомление (справку) в отношении физических лицпредпринимателей. В частности, относительно физических лиц — предпринимателей не выдаются уведомление о проведении внеплановой проверки по форме № 26-ОПП, справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП, уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 27-ОПП и т. п.

Приказом № 1127 установлено, что основанием для снятия физического лицапредпринимателя с учета в соответствующем контролирующем органе являются уведомление о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицомпредпринимателем по его решению, или по судебному решению, или в случае его смерти, или объявления его умершим, или признания его без вести пропавшим, а также данные соответствующей регистрационной карточки.

Дата снятия с учета физического лица — предпринимателя соответствует дате получения уведомления государственного регистратора о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

Данные о снятии с учета физического лица — предпринимателя передаются контролирующим органом по основному месту учета такого налогоплательщика в Единый государственный реестр с указанием даты и номера записи о снятии с учета, названия и идентификационного кода контролирующего органа, в котором налогоплательщик снят с учета.

Если после прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя остались незакрытыми его счета в финансовых учреждениях (кроме счетов, открытых для зачисления денежных средств по требованию физических лиц), контролирующий орган доводит до сведения этих учреждений такую информацию, сообщает дату и номер соответствующей записи в Едином государственном реестре, а также дату снятия с учета налогоплательщика в контролирующем органе.

При этом согласно ст. 65 Налогового кодекса государственная регистрация (регистрация) прекращения предпринимательской либо независимой профессиональной деятельности физического лица или внесение в Реестр самозанятых лиц записи о прекращении такой деятельности физическим лицом не прекращает его обязательств, возникших при осуществлении предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, и не изменяет сроков, порядков выполнения таких обязательств и применения санкций за их невыполнение.

В случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица или регистрации в соответствующем уполномоченном органе прекращения независимой профессиональной деятельности физического лица (если такая регистрация была условием ведения независимой профессиональной деятельности) погашение денежных обязательств и/или налогового долга осуществляется за счет имущества указанного лица. Лицом, ответственным за погашение денежных обязательств либо налогового долга физического лица — предпринимателя или физического лица, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность, является такое физическое лицо.

С учетом вышеизложенного и в соответствии с приказом № 1127 после государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо продолжает состоять на учете в контролирующих органах как физическое лицоналогоплательщик, которое получало доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

Такое физическое лицо должно обеспечить окончательные расчеты по налогам от осуществления предпринимательской деятельности, в установленные сроки представить в соответствующий контролирующий орган годовую налоговую декларацию за отчетный год, в котором проведена государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

Контролирующий орган может назначить и провести документальную проверку такого физического лица — налогоплательщика при наличии оснований и с учетом сроков давности, предусмотренных Налоговым кодексом.

Особенности снятия с учета физических лиц, переселившихся с временно оккупированной территории, по их решению

Постановлением № 541 определено, что:

  • государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей, переселившихся с временно оккупированной территории, местом жительства которых (по данным Единого государственного реестра) является временно оккупированная территория, по решению таких лиц осуществляется по месту их нахождения, зарегистрированному согласно законодательству, в порядке, установленном ст. 47 Закона № 755;
  • прекращение независимой профессиональной деятельности физических лиц, переселившихся с временно оккупированной территории, местом жительства которых (по данным соответствующих реестров) является временно оккупированная территория, осуществляется по решению таких лиц по месту их нахождения, зарегистрированному в соответствии с законодательством, уполномоченными органами, которые регистрируют такую деятельность или выдают документы о праве на занятие ею, не позднее следующего рабочего дня после подачи лицом заявления;
  • сведения о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей по их решению или прекращении независимой профессиональной деятельности физических лиц, осуществленных согласно этому постановлению, передаются в соответствующий территориальный орган ГФС по месту нахождения лиц, зарегистрированному согласно законодательству, для снятия таких лиц с учета в установленном порядке.

В связи с этим приказом № 1127 определено, что в случае получения сведений о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лицпредпринимателей по их решению или прекращении независимой профессиональной деятельности физических лиц в соответствии с постановлением № 541 контролирующие органы по месту нахождению лиц, зарегистрированному согласно законодательству, осуществляют обработку таких сведений и проводят мероприятия по снятию таких лиц с учета в соответствии с Порядком № 1588.

Особенности снятия с учета в качестве налогоплательщиков окружных избирательных комиссий

Мероприятия по снятию с учета в контролирующих органах в качестве налогоплательщиков окружных избирательных комиссий, образованных согласно законам № 474 и № 4061, начинаются контролирующими органами со дня официального объявления результатов выборов и проводятся с учетом следующих особенностей.

Не требуется подачи окружной избирательной комиссией в контролирующий орган заявления о прекращении налогоплательщика по форме № 8-ОПП, ликвидационного баланса или каких-либо других документов о ликвидации окружной избирательной комиссии.

Выдача контролирующим органом окружной избирательной комиссии справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП или справки о снятии с учета налогоплательщика по форме № 12-ОПП не обязательна.

Если окружная избирательная комиссия по собственной инициативе подаст в контролирующий орган заявление по форме № 8-ОПП, контролирующий орган должен выдать:

  • справку по форме № 22-ОПП — до внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации окружной избирательной комиссии и после проведенной проверки, представления налоговых расчетов и полной уплаты налога на доходы физических лиц и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
  • справку по форме № 12-ОПП — после внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации.

Документальная внеплановая проверка окружной избирательной комиссии, связанная с ее прекращением в качестве юридического лица, назначается не позднее 15 дней со дня официального объявления результатов выборов и проводится совместно с органами государственного финансового контроля. Предметом такой проверки являются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплата налога на доходы физических лиц, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также соблюдение окружной избирательной комиссией законодательства по заключению трудовых договоров, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Учет в контролирующих органах инвесторов по соглашениям о распределении продукции

Согласно Закону № 1690 если многостороннее соглашение о распределении продукции предусматривает возможность регистрации не только оператора, но и инвесторов в качестве плательщиков НДС по соглашению, такие инвесторы должны подать регистрационные заявления в одном отчетном (налоговом) периоде до 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором инвесторами было принято решение о регистрации.

Если появляется новый инвестор по многостороннему соглашению о распределении продукции, согласно которому все инвесторы, не действующие как операторы, уже зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, такой новый инвестор обязан подать регистрационное заявление для регистрации плательщиком НДС по соглашению до 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором такое лицо получило права и обязанности инвестора.

Оператор обязан уведомить контролирующие органы по своему месту учета и по месту учета соответствующих инвесторов о принятии решения о регистрации всех инвесторов в качестве плательщиков НДС по соглашению в течение 10 календарных дней после принятия такого решения.

В целях обеспечения регистрации инвесторов в качестве плательщиков НДС по соглашению о распределении продукции приказом № 1127 установлено, что если многостороннее соглашение о распределении продукции предусматривает возможность регистрации не только оператора, но и инвесторов в качестве плательщиков НДС по соглашению, то налоговые номера инвесторам по такому соглашению предоставляются контролиру-ющими органами по основному месту учета инвесторов на основании полученного от оператора решения о регистрации всех инвесторов в качестве плательщиков НДС по соглашению о распределении продукции.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42