Налог на имущество

«Горячая линия» с «Вестником» (ответы на вопросы)

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Исчисление и уплата платы за землю» при участии Инны ЛИТВИН, заместителя начальника Управления местных налогов и сборов — начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные во время проведения телефонной линии.

 

Плательщик единого налога предоставляет в аренду помещение

Предприятие - плательщик единого налога по условиям договора предоставляет в аренду помещение (без земельного участка). Должно ли предприятие в этом случае уплачивать земельный налог?


В соответствии с пп. 4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) плательщики единого налога освобождены от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 796 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — Гражданский кодекс) одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также который прилегает к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. В договоре найма стороны определяют размер земельного участка, который передается нанимателю. Если размер земельного участка договором не определен, нанимателю предоставляется право пользования всем земельным участком, которым владел наймодатель.

Плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 Гражданского кодекса).

В случае осуществления юридическими лицами предпринимательской деятельности путем передачи в аренду зданий (сооружений, их частей) в уставах данных юридических лиц указывается, что это является одним из видов или единственным видом их деятельности. Следовательно, именно здания (сооружения, их части) используются для осуществления хозяйственной деятельности.

Если земельные участки, на которых расположены переданные в аренду здания (сооружения, их части), не используются для осуществления предпринимательской деятельности, при заключении договоров аренды должна указываться плата за пользование земельными участками.

Таким образом, юридические лица — плательщики единого налога, являющиеся собственниками земельных участков или постоянными землепользователями, за земельные участки под зданиями (их частями), переданными другим субъектам хозяйствования, с учетом придомовой территории должны уплачивать земельный налог на общих условиях по ставкам, определенным Налоговым кодексом. В случае предоставления в аренду части здания земельный налог исчисляется пропорционально площади, переданной в аренду.

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка коммунальной собственности

По договору аренды земельного участка коммунальной собственности установлена арендная плата в размере ниже установленного Налоговым кодексом. Какая сумма подлежит уплате в бюджет?


В соответствии с п. 288.4 ст. 288 Налогового кодекса размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Вместе с тем п. 288.5 ст. 288 этого Кодекса определено, что размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:

  • не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки;
  • не может превышать:
  • для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), — 3% нормативной денежной оценки;
  • для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, — четырехкратный размер земельного налога, который устанавливается разделом XIII Налогового кодекса;
  • для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12% нормативной денежной оценки.

Если размер арендной платы, указанный в договоре аренды земельного участка государственной и/или коммунальной собственности, является ниже установленного п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса, арендатору нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти и/или орган местного самоуправления, с которым заключен договор аренды земли, относительно приведения его в соответствие.

Переход права собственности на здание

С какого периода возникают обязательства по плате за землю при переходе права собственности на здание?


В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — Земельный кодекс) право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Право собственности, пользования земельным участком оформляется согласно Закону Украины от 01.07.2004 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

Согласно п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Следовательно, лицо, которое приобрело здание, в соответствии с п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса должно уплачивать земельный налог на общих основаниях за земельный участок, на котором расположено такое здание, с учетом придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Вместе с тем, поскольку основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса), а арендной платы — договор аренды земельного участка (п. 288.1 ст. 288 этого Кодекса), собственнику здания, сооружения (их частей) необходимо оформить и зарегистрировать еще и право пользования земельным участком.

Земельные участки, расположенные в зоне проведения АТО

Освобождаются ли от уплаты земельного налога собственники земельных участков, расположенных в зоне проведения АТО?

Статьей 6 Закона Украины от 02.09.2014 г. № 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» установлено, что во время проведения АТО субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на территории проведения АТО, освобождаются от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности.

То есть этим Законом предусмотрено освобождение от уплаты за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые находятся в пользовании субъектов хозяйствования на праве постоянного пользования или аренды.

Вместе с тем областные, городские, поселковые и сельские советы на основании п. 284.1 ст. 284 Налогового кодекса могут устанавливать льготы по уплате земельного налога, который взимается на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет денежных средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Также субъекты хозяйствования могут воспользоваться правом на рассрочку и отсрочку денежных обязательств или налогового долга. Кроме того, налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), может быть списан как безнадежный согласно ст. 101 Налогового кодекса.

Заполнение приложения 1 «Відомості про наявні земельні ділянки» к декларации по плате за землю

Каким образом заполняются графы 8, 9 приложения 1 к декларации по плате за землю?

Во-первых, нужно напомнить, что форма налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — декларация), утвержденная приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1015, используется плательщиками до 01.01.2015 г., а начиная с 01.01.2015 г. вводится форма декларации, утвержденная приказом Миндоходов Украины от 30.12.2013 г. № 865.

К декларации прилагается приложение 1 «Відомості про наявні земельні ділянки» (далее — приложение 1), являющееся неотъемлемой ее частью.

Графа 8 «Нормативна грошова оцінка одиниці площі земельної ділянки з коефіцієнтом індексації» заполняется на основании справки (извлечения) из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка, которая выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. В этой графе указывается цифра с двумя знаками после запятой (нормативная оценка 1 м2).

В графе 9 «Площа земельної ділянки» указывается площадь земельного участка из документа, подтверждающего право на землепользование.

Если у плательщика платы за землю в течение года прекращается право собственности (пользования) земельным участком и результатом прекращения прав является отсутствие объекта налогообложения, то плательщик представляет в контролирующий орган уточняющую декларацию с исправленными показателями вместе с приложением 1. В связи с отсутствием сведений об объектах налогообложения в строках приложения 1 ставятся прочерки.

Расчет земельного налога в случае отсутствия документов на землю

Как рассчитать сумму земельного налога, если документы на землю отсутствуют (находятся на оформлении)?


Подпунктом 271.1.1 п. 271.1 ст. 271 Налогового кодекса установлено, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. Ставки земельного налога установлены разделом ХІІI Налогового кодекса.

Управление в сфере оценки земель и земельных участков в соответствии с нормами п. 289.1 ст. 289 Налогового кодекса осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений.

Поэтому субъекту хозяйствования нужно обратиться за информацией о нормативной денежной оценке земельного участка в территориальный орган Госземагентства Украины по местонахождению земельного участка.

Регистрация права собственности на земельный участок

В течение какого времени необходимо зарегистрировать право собственности на земельный участок после его регистрации в государственном земельном кадастре?


Согласно части 10 ст. 24 Закона Украины от 07.07.2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» вещное право на земельный участок необходимо зарегистрировать в течение одного года со дня осуществления государственной регистрации земельного участка.

В случае если в течение одного года со дня осуществления государственной регистрации земельного участка вещное право на него не будет зарегистрировано по вине заявителя, государственная регистрация земельного участка отменяется Государственным кадастровым регистратором, осуществляющим такую регистрацию.

Налогообложение земельного участка, занятого паркингом под многоэтажным жилым домом

На балансе жилищно-строительного кооператива числится многоэтажный жилой дом с расположенным под ним паркингом. Документы на земельный участок не оформлены. Земельный налог за жилищный фонд уплачивается в размере 3% суммы земельного налога. По какой ставке нужно облагать налогом площадь, занятую паркингом под много-этажным жилым домом?


Пунктом 286.1 ст. 286 Налогового кодекса определено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который содержит совокупность сведений и документов о месторасположении и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных в соответствии с законом.

С целью соблюдения требований законодательства и для правильного налогообложения земельного участка субъекту хозяйствования необходимо обратиться в территориальные органы Госземагентства Украины по местонахождению земельных участков и получить информацию о категории земельного участка, его площади и нормативно-денежной оценке. Ставки земельного налога для разных категорий земельных участков установлены разделом XIII Налогового кодекса.

В частности, согласно п. 276.1 ст. 276 этого Кодекса налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными обществами, индивидуальными гаражами, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса.

Учитывая то, что использование земли в Украине платное и основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, субъект хозяйствования, которому в установленном законодательством порядке предоставлен земельный участок, фактически используемый по целевому назначению, но правоустанавливающие документы на него отсутствуют, должен применять ставку земельного налога, определенную разделом ХІІI Налогового кодекса.

Использование земельного участка до возобновления действия договора аренды

Субъект хозяйствования по решению городского совета получил в аренду земельный участок под приобретенным по договору купли-продажи объектом недвижимости. По окончании действия договора аренды земельного участка решением городского совета был возобновлен указанный договор, но дополнительное соглашение с субъектом хозяйствования не было заключено и зарегистрировано. Как облагается налогом земельный участок, который продолжает использовать субъект хозяйствования, в этом случае?


В соответствии с п. 288.1 ст. 288 Налогового кодекса основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (п. 288.4 ст. 288 этого Кодекса).

Согласно ст. 31 Закона Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (далее — Закон № 161) договор аренды земли прекращается, в частности, в случае истечения срока, на который он был заключен.

Передача объекта аренды арендатору осуществляется арендодателем в сроки и на условиях, определенных в договоре аренды земли, по акту приемки-передачи (ст. 17 Закона № 161).

В случае прекращения или расторжения договора аренды земли арендатор обязан возвратить арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором. Арендатор не имеет права содержать земельный участок для удовлетворения своих требований к арендодателю (часть первая ст. 34 этого Закона).

То есть акт приемки-передачи является документом, подтверждающим возврат земельного участка арендодателю после прекращения договора аренды земли.

В случае прекращения или расторжения договора аренды земельного участка государственной (коммунальной) собственности арендатор должен уплатить арендную плату за фактический период нахождения земли в пользовании в текущем году, то есть до даты возврата земельного участка арендодателю (соответствующему органу исполнительной власти или соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету), что подтверждается актом приемки-передачи земельного участка.

В случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком по истечении срока договора аренды и при отсутствии в течение одного месяца по истечении срока договора письма-уведомления арендодателя о возражении в возобновлении договора аренды земли, такой договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором.

Следовательно, если по истечении срока действия договора аренды плательщик не передал земельный участок арендодателю по акту приемки-передачи, продолжает им пользоваться и не получил письменного возражения от арендодателя относительно использования такого участка, то до возобновления действия договора аренды такой плательщик должен уплачивать арендную плату согласно условиям предыдущего договора аренды земли.

Вместе с тем арендатору необходимо обратиться в соответствующий орган исполнительной власти и/или орган местного самоуправления, с которым заключен договор аренды земли, оформить и зарегистрировать право пользования земельным участком.

Определение плательщика земельного налога в случае заключения договора субаренды

Кто должен уплачивать земельный налог в случае, если арендатор — физическое лицо, который имеет в пользовании по договорам аренды земельные участки, передал такие земельные участки по надлежащим образом зарегистрированным договорам в субаренду юридическому лицу?


Плательщиками налога в соответствии с нормами ст. 269 Налогового кодекса являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

Согласно ст. 90 Земельного Кодекса собственники земельных участков имеют право продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство.

Статьей 93 вышеуказанного Кодекса установлено, что арендованный земельный участок или его часть может по согласию арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда).

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом № 161.

Этим Законом определено, что объектами аренды являются земельные участки, которые находятся в собственности граждан, юридических лиц, коммунальной или государственной собственности, а арендодателями земельных участков являются граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, или уполномоченные ими лица.

Арендованный земельный участок или его часть может передаваться арендатором в субаренду без изменения целевого назначения, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя. Договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации и его условия должны ограничиваться условиями договора аренды земельного участка и не противоречить ему.

В соответствии со ст. 21 Закона № 161 арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются согласно Налоговому кодексу).

То есть арендатор земельного участка уплачивает арендодателю арендную плату согласно договору аренды (субаренды), а собственник земельного участка представляет налоговую декларацию соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка и уплачивает земельный налог в бюджет.

Представление отчетности за несколько налоговых периодов с нарушением сроков

Предприятие не отчитывалось в контролирующие органы по плате за землю за 2013 г. и 2014 г. Если предприятие одновременно представит декларации по плате за землю с нарушением сроков их представления за эти налоговые периоды, в каком размере будут применены штрафные санкции?


Налогоплательщик обязан за каждый установленный Налоговым кодексом отчетный период представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, в соответствии с этим Кодексом независимо от того, осуществлял такой плательщик налога хозяйственную деятельность в отчетном периоде или нет (п. 49.2 ст. 49 Налогового кодекса).

Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год (п. 285.1 ст. 285 этого Кодекса).

Статьей 120 Налогового кодекса установлены санкции за непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком либо другими лицами, которые обязаны начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов). Так, непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление (п. 120.1 ст. 120 этого Кодекса).

То есть повторным нарушением, за которое преду-смотрен штраф в размере 1020 грн. согласно п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса, будет несвоевременное представление налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком независимо от вида налога, за которое к такому плательщику в течение года уже был применен штраф за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации (расчета) и в период до одного года (до 365 или 366 дней — для високосного года) вынесено налоговое уведомление-решение.

Статья 120 указанного Кодекса не привязывает термин «календарный год» к возможности применения повторного штрафа, и для определения повторности правонарушения отсчет 365 дней (для високосного года — 366 дней) начинается с даты вынесения контролирующим органом налогового уведомления-решения (приказ ГНС Украины от 06.07.2012 г. № 592 «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения штрафных санкций за нарушения норм Налогового кодекса Украины»).

Следовательно, за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации по плате за землю к плательщику налога применяются санкции, предусмотренные ст. 120 Налогового кодекса, в частности в этой ситуации к нему будут применены штрафные санкции в размере 1190 грн. (1020 грн. + 170 грн.).


Подготовила Анна ЧЕРНЫШЕВА,
обозреватель «Вестника», при содействии:
Инны ЛИТВИН,
заместителя начальника Управления местных налогов и сборов — начальника отдела платы за землю
с юридических лиц и местных налогов и сборов Департамента налогообложения юридических лиц
Государственной фискальной службы Украины, и Информационно-коммуникационного департамента
Государственной фискальной службы Украины

 

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42