Другие налоги

Реформирование системы налогообложения страхового рынка

Cтраховой рынок — достаточно мощный финансовый инструмент, и от его состояния, уровня развития страхового дела зависит инвестиционная привлекательность страны. Поэтому отношения, возникающие в сфере страхования, подпадают под особое правовое регулирование со стороны государства. Законом № 71 в Налоговый кодекс внесены значительные регулирующие изменения, в том числе относительно налогообложения в страховой области.

Главной новацией является то, что с 2015 г. в Налоговом кодексе введена двухступенчатая система налогообложения страховых организаций, характерная для многих стран Евросоюза. Эта система состоит из налога на прибыль, полученную от осуществления операций по страхованию и другой, не связанной со страхованием, деятельности, и 3-процентного налога на доход в виде страховых премий (страховых платежей). Такое нововведение имеет целью обеспечить прекращение использования страховщиков для оптимизации налогов предприятиями-страхователями и в других финансовых схемах, дать толчок развитию классического страхования, а также будет соответствовать международной практике. Конечно, новая система налогообложения прибыли и доходов страховщика (без уменьшения доходов от страховой деятельности на страховые взносы по договорам перестрахования) позволит не только сохранить, но и усилить существующую тенденцию по поступлениям по налогу на доходы (прибыль) страховщиков в бюджет.

Какие же регулирующие изменения претерпело налогообложение страховой деятельности? Рассмотрим их подробнее.


Изменения в исчислении объектов налогообложения

Новой редакцией Налогового кодекса для страховщиков предусмотрены два объекта налогообложения — прибыль от всей хозяйственной деятельности страховщика и доход от страховой деятельности. При этом в п. 136.5 ст. 136 этого Кодекса указано, что налог на доход от страховой деятельности является частью налога на прибыль.

При осуществлении страховой деятельности юридических лиц — резидентов одновременно с общей ставкой налога на прибыль, определенной в п. 136.1 ст. 136 Налогового кодекса (18%), ставки налога на доход устанавливаются в таких размерах:

  • 3% по договорам страхования от объекта налогообложения, который определяется в пп. 141.1.2 п. 141.1 ст. 141 этого Кодекса;
  • 0% по договорам по долгосрочному страхованию жизни, договорам добровольного медицинского страхования и договорам страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности договоров страхования дополнительной пенсии.

Доход от страховой деятельности

Объект налогообложения страховщика, к которому применяются ставки в размере 3 и 0%, рассчитывается как сумма страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, начисленных по договорам страхования и совместного страхования. Такое определение дано в пп. 141.1.2 п. 141.1 ст. 141 новой редакции Налогового кодекса.

При этом страховые платежи, страховые взносы, страховые премии по договорам совместного страхования включаются в состав объекта налогообложения страховщика только в размере его доли страховой премии, предусмотренной договором совместного страхования.

Как видим, в 2015 г. входящие перестраховочные взносы по договорам перестрахования в базу налогообложения не включаются, а исходящие перестраховочные суммы по договорам перестрахования не принимают участия в объекте налогообложения, то есть не уменьшают базу налогообложения, как это было по нормам предыдущей редакции Налогового кодекса.

Главным критерием для такого порядка налогообложения дохода страховщиков стал выбор в пользу стабильных поступлений в бюджет, ведь с учетом убыточности многих универсальных компаний из-за больших страховых выплат доходы бюджета от поступлений от страховых компаний только по налогу на прибыль оказались бы существенно ниже.

Корректировка финансового результата к налогообложению

Еще одним объектом налогообложения страховщика, к которому применяется ставка в размере 18%, является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата к налогообложению (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие согласно положениям раздела III Налогового кодекса.

Подпункт 141.1.1 п. 141.1 ст. 141 этого Кодекса предусматривает, что начисленный страховщиком налог на доход по ставке 3% является разницей, уменьшающей финансовый результат к налогообложению такого страховщика. Это главный показатель корректировки.

Далее финансовый результат страховщика к налогообложению согласно подпунктам 141.1.2 и 141.1.3 указанного пункта корректируется в связи с формированием и использованием страховых резервов следующим образом.

Финансовый результат к налогообложению страховщика увеличивается:

  • на сумму расходов на формирование страховых резервов (технических или математических) в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;
  • на сумму корректировки (уменьшения) страховых резервов (технических или математических) в соответствии с методикой, определяемой Нацкомфинуслуг по согласованию с ГФС Украины.

Финансовый результат к налогообложению страховщика уменьшается:

  • на сумму корректировки (уменьшения) страховых резервов (технических или математических), на которую увеличился финансовый результат к налогообложению в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;
  • на сумму страхового резерва (технического или математического), сформированного в размере и порядке, предусмотренных вышеуказанной методикой.

Наличие специфических финансовых резервов, имеющих сугубо целевое назначение, является главной особенностью, определяющей отраслевую специфику страховой компании. Согласно ст. 30 Закона о страховании страховщики обязаны соблюдать определенные условия обеспечения платежеспособности, одним из которых является создание страховых резервов, достаточных для будущих выплат страховых сумм и страховых возмещений. Страховые резервы используются, если сумма выплат страхователям в данный операционный период превышает текущие поступления страховых премий, а также в других обусловленных случаях. По экономическому содержанию страховые резервы — это размер «отложенных» страховых выплат на конкретную дату.

Определения размеров страховых резервов по рисковым видам страхования и по видам страхования жизни имеют отличия. В рисковых видах страхования формируются технические резервы, которые включают резерв незаработанных премий, резервы убытков и являются обязательными для формирования, а также специальные резервы (резерв катастроф, резерв колебаний убыточности), формируемые компаниями, которые осуществляют отдельные виды обязательного страхования (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств и обязательное страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб), условия проведения которых требуют дополнительных гарантий.

Компании по страхованию жизни формируют страховые резервы по страхованию жизни, которые делятся на математические резервы (резервы долгосрочных обязательств) и резервы надлежащих выплат страховых сумм.

Создание страховых резервов регламентируется Законом о страховании, распоряжением № 3104, распоряжением № 24 и другими нормативными актами.

Согласно указанным нормативным актам страховые резервы создаются страховщиками в зависимости от видов страхования (перестрахования).

Страховщики, осуществляющие иные виды страхования, нежели страхование жизни, обязаны формировать и вести учет следующих технических резервов:

  • резервы незаработанных премий (резервы премий), которые включают доли от сумм поступлений страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), соответствующих страховым рискам, которые не прошли на отчетную дату;
  • резервы убытков, включающие зарезервированные неуплаченные страховые суммы и страховые возмещения по известным требованиям страхователей, по которым не принято решение о выплате или отказе в выплате страховой суммы либо страхового возмещения.

Для обеспечения страховых обязательств по страхованию жизни страховщики формируют математические резервы за счет поступления страховых платежей и доходов от инвестирования денежных средств сформированных резервов по этим видам страхования. При этом средства резервов по страхованию жизни не являются собственностью страховщика и должны быть обязательно отделены от его другого имущества.

Кроме того, согласно пп. 141.1.5 п. 141.1 ст. 141 новой редакции Налогового кодекса корректировка финансового результата к налогообложению в связи с созданием и использованием страховщиками иных резервов (обеспечений), нежели указанные выше, осуществляется в порядке, установленном п. 139.1 ст. 139 этого Кодекса.

Также нужно обратить внимание на то, что новой редакцией Налогового кодекса для всех плательщиков налога на прибыль, в том числе страховщиков, повышен с 10 до 20 млн. грн. максимальный размер годового дохода для тех плательщиков, которые не должны уплачивать ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль.

Изменениями установлен единый срок представления годовой налоговой декларации по налогу на прибыль, в том числе расчета ежемесячных авансовых взносов, за базовый отчетный (налоговый) год — до 1 июня года, следующего за отчетным (налоговым) годом. Конечно, это касается и налоговой декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика.

Личное страхование: налоговые льготы

Значительные изменения претерпело налогообложение доходов, полученных по договорам личного страхования: добровольного медицинского страхования и страхования дополнительной пенсии. Если раньше нулевая ставка применялась страховщиками к доходам, полученным по договорам долгосрочного страхования жизни физических лиц (определение этого термина дано в пп. 14.1.52 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, который не претерпел изменений), то на сегодня налоговая льгота распространяется на указанные выше виды страхования, определение которых в целях налогообложения приведено в глоссарии этого Кодекса (подпункты 14.1.521 и 14.1.522 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Термины «договор добровольного медицинского страхования» и «договор страхования дополнительной пенсии» в Налоговом кодексе приведены впервые для контроля за применением льготных договоров как страховщиками, так и работодателями-страхователями.

Договор добровольного медицинского страхования предусматривает:

  • обязанность страховщика осуществить страховую выплату (возмещение) учреждениям здравоохранения при наступлении страхового случая, связанного с болезнью застрахованного лица (работника) или несчастным случаем, который произошел с этим работником;
  • минимальный срок действия договора добровольного медицинского страхования — 1 год;
  • при досрочном расторжении этого договора по какой-либо причине страховые взносы возвращаются исключительно страхователю, то есть работодателю.

Надеемся, что применение нулевой ставки к доходу, полученному по договорам медицинского страхования, даст толчок реформированию всей системы медицинского страхования, хотя к такому договору должны быть установлены дополнительные требования специально уполномоченным органом в сфере регулирования рынков финансовых услуг.

Договор страхования дополнительной пенсии предусматривает:

  • обязанность страховщика осуществить страховую выплату или выплаты в виде аннуитета в случае достижения застрахованным лицом (работником) пенсионного возраста, определенного по заявлению этого лица в договоре страхования;
  • этот пенсионный возраст не может быть меньше более чем на 10 лет пенсионного возраста, предоставляющего право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию;
  • досрочное прекращение договора страхования дополнительной пенсии до достижения застрахованным лицом указанного в договоре пенсионного возраста невозможно, кроме следующих случаев:
  • медицински подтвержденное критическое состояние здоровья (онкозаболевание, инсульт и т. п.);
  • установление застрахованному лицу инвалидности І или ІІ группы;
  • выезд страхователя и/или застрахованного лица на постоянное проживание за пределы Украины;
  • смерть застрахованного лица;
  • выгодополучателем по такому договору может быть только застрахованное лицо или наследники в соответствии с законодательством.

Следует отметить, что в экономически развитых странах мира наряду с существованием государственного пенсионного обеспечения активно функционируют финансовые учреждения, предоставляющие услуги по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионное страхование рассматривается как разновидность личного страхования, по которому страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает страховые взносы, а страховщик берет на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию в виде единовременных, рассроченных на определенный срок или пожизненных периодических выплат. Добровольное страхование дополнительной пенсии является своеобразным страхованием на дожитие, но вопреки его бесспорной целесообразности, оно не приобрело в Украине достаточного уровня развития. Возможно, введение налоговой льготы для договоров страхования дополнительной пенсии станет стимулирующим фактором для реформирования пенсионной системы Украины в целом.

Ответственность за нарушение требований к льготным договорам личного страхования

Раздел ІІ Налогового кодекса дополнен ст. 1231, которая по содержанию почти полностью повторяет бывший пп. 156.4.2 п. 156.4 ст. 156 Кодекса с учетом ряда изменений и дополнений.

Во-первых, если раньше ответственность работодателя-страхователя наступала в случае досрочного расторжения и невыполнения условий договоров долгосрочного страхования жизни и договоров страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения (в случае включения страховых взносов в расходы с установленными ограничениями), то сегодня ответственность страхователя распространяется также на договоры страхования дополнительной пенсии и договоры добровольного медицинского страхования в случае их расторжения, если страхователь заключил со страховщиком такие договоры и признал в бухгалтерском учете расходы в виде страховых взносов.

Во-вторых, несколько изменился (стал понятнее) механизм начисления пени в размере 120% учетной ставки Нацбанка Украины на сумму предварительно уплаченных страховых взносов, на которую предприятие должно увеличить финансовый результат к налогообложению.

В-третьих, исключено требование относительно того, что в случае расторжения указанных договоров страхования выкупная сумма, возвращаемая плательщику налога, не включается в состав доходов страхователя.

Кроме того, бывшая норма дополнена новым абзацем, согласно которому налоговые обязательства страховщика в связи с расторжением и невыполнением условий льготных договоров страхования корректировке не подлежат. Фактически такое положение действовало и при предыдущей редакции Налогового кодекса, хотя прямая норма об ответственности страховщика не была предусмотрена.

Также внесено дополнение в положение о смене страхователя (работодателя) новым страхователем или страховщика новым страховщиком, которое предусмотрено с целью неприменения ответственности плательщика налога: теперь это положение распространяется на договоры добровольного медицинского страхования и договоры страхования дополнительной пенсии.

Особенности налогообложения нерезидентов по договорам страхования (перестрахования)

Новой редакцией внесены существенные изменения относительно налогообложения доходов нерезидентов-страхователей по договорам страхования и нерезидентов-перестраховщиков по договорам перестрахования.

Вместо бывшего п. 160.6 ст. 160 Налогового кодекса в новой редакции этого Кодекса появился пп. 141.4.5 п. 141.4 ст. 141, согласно которому:

  • положение об исключениях при уплате страховщиком-резидентом 4-процентного налога на страховые выплаты (страховые возмещения) за собственный счет, осуществленные в пользу нерезидентов, распространяется теперь на договоры страхования пассажирских перевозок гражданской авиации. При предыдущей редакции исключительными были только договоры по обязательным видам страхования, выплаты по которым осуществляются в пользу физических лиц — нерезидентов, а также по договорам страхования в пределах системы международных договоров «Зеленая карта»;
  • исключено положение об исключении при уплате страховщиком-резидентом за собственный счет 12-процентного налога на страховые взносы (платежи) в рамках договоров перестрахования по обязательному страхованию гражданской ответственности оператора ядерной установки за ущерб, который может быть нанесен вследствие ядерного инцидента. Сейчас нулевая ставка по настоящим договорам (как по всем другим договорам перестрахования) может применяться в случае, если рейтинг финансовой надежности (устойчивости) перестраховщиков-нерезидентов (в том числе при посредничестве перестраховых брокеров) соответствует требованиям, установленным Нацкомфинуслуг. Требования к рейтингам финансовой надежности (устойчивости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов и порядок их подтверждения регламентируются распоряжением № 2262.

«Горячие линии»

Дата: 15 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42