Статьи

Страсти вокруг сметы: работа над ошибками

Можно ли бюджет 2015 года считать бюджетом реформ?

Вопреки опасениям скептиков и настроениям пессимистов наподобие «все пропало», в новый год Украина вошла с бюджетом. Но принимали его быстро и, как известно, в ночь с 28 на 29 декабря 2014 г. Поэтому не удивительно, что после выхода из праздничной эйфории народные избранники и представители экспертной среды по-новому посмотрели на документ, выявив там много недостатков и несовпадений.


Завышенные расходы и неоправданные доходы

После согласования текста Закона Украины от 28.12.2014 г. № 80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» с МВФ и, соответственно, работы над ошибками члены правительства обещают представтиь в парламент новую редакцию документа. Дедлайн — 15 февраля, а то и раньше. Пока же работа над главной сметой не завершена, эксперты высказали свою позицию относительно макроэкономической части бюджета и проблем, к которым она может привести.

«Одной из главных проблем в бюджете является увеличение государственных расходов и в целом доли государства в экономике при том, что Украина крайне нуждается в уменьшении этой доли», — отметил эксперт Реанимационного пакета реформ (РПР) Павел Кухта. По его убеждению, перераспределение через государственный аппарат вместе со всеми квазифискальными учреждениями около 60% ВВП является одной из причин отсталости украинской экономики и может привести только к ухудшению ее положения.

Что касается доходной части бюджета, то эксперты считают ее слишком оптимистичной. Так, поступления в виде налога на прибыль и прироста рыночной стоимости предусмотрены на том же уровне, что и в 2013 г., — 4,3% от ВВП. Разница лишь в том, что в 2013 г. в Украине не было сокращения экономики, а в 2014 г. аналогичный показатель составил 3,6% от ВВП. «То есть 10 — 12 млрд. грн. только по этой статье бюджет не доберет. И в целом дефицит будет больше, чем заявленный, — 63,67 млрд. грн.», — предостерегает Павел Кухта.

Заложены в бюджете и крупные объемы эмиссионного финансирования: 31,5 млн. грн. — для покрытия убытков НАК «Нафтогаз України», 20 млн. грн. — для финансирования Фонда гарантирования вкладов физических лиц, 36,5 млн. грн. — для рекапитализации банков и т. п. Покрытие же большей части совокупного дефицита бюджета госсектора с помощью печатного станка может привести к дальнейшей девальвации гривни, высоким темпам инфляции и вымыванию резервов Нацбанка Украины.

Документ-призрак

До сих пор в Украине никогда не соблюдались сроки принятия главного финансового документа, но на этот раз история курсирования бюджета властными коридорами была почти детективной. Как и положено, в соответствии с регламентом проект закона о бюджете на 2015 г. был представлен в Верховную Раду Украины до 15 сентября года, предшествующего следующему, но затем отозван. 12 декабря соответствующий законопроект (реестр. № 1000) вторично был зарегистрирован в парламенте, но уже 13 декабря правительство его снова отозвало. В следующий раз депутаты увидели документ, уже положенный «под елку».

«Мы все помним, что за закон о госбюджете голосовали в Верховной Раде Украины достаточно радикальным образом. Фракция «Батьківщина» за него не голосовала и основной причиной этого было то, что на самом деле мало кто понимал, какой именно документ мы принимаем», — объяснил народный депутат Иван Крулько. Как член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета он также рассказал, что впервые за все годы независимости комитет не имел возможности рассмотреть законопроект перед голосованием в парламенте, и нормы, вносившиеся в него в сессионном зале «с голоса» (что, кстати, запротоколировано в стенограмме заседания), были известны только Премьер-министру и членам правительства.

Как следствие, после опубликования закона в нем был выявлен ряд несовпадений с принятым законопроектом. Речь идет, например, о 238 млн. грн. на зарплаты работников областных и районных государственных администраций — строке, исчезнувшей из текста. Кроме того, такая статья расходов, как 1,7 млрд. грн., которые должны были быть переданы Минздравом Украины на областные уровни для проведения тендеров на закупку лекарств, оказалась централизованной.

Резервы на 100 миллиардов

Нашли депутаты с экспертами в тексте закона и дополнительные возможности для экономии. «Мы постатейно анализировали документ, и результатом этой работы было обнародование на нашем сайте заявления о том что, в политической партии «Об’єднання «Самопоміч» нашли около 100 млрд. грн., за счет которых можно, во-первых, сэкономить, а во-вторых, наполнить бюджет», — отметила народный депутат от этой политической силы Виктория Войцицкая. Примером такой экономии является сокращение расходов на Генпрокуратуру с 4 до почти 3 млрд. грн., учитывая, что депутаты договорились уменьшить количество ее работников с 20 до 15 тыс. человек; 8 млрд. грн. дополнительных поступлений предусмот-рено за счет продажи лицензий на 3G; 40 млрд. грн. — в виде налога на недра, налога на прибыль и выплаты дивидендов компанией «Укргазвидобування», которые получит наше государство от доведения цен на газ до рыночного уровня в течение первого полугодия 2015 г.; 1,5 млрд. грн. — от введения электронных марок акцизного налога и т. п.

Хоть сам закон был опубликован в спецвыпуске газеты «Голос Украины» еще 31 декабря 2014 г., все 10 приложений к нему с конкретными цифрами и конкретными статьями расходов/поступлений официально обнародованы только 12 января 2015 г. «Жить без приложений в государственный бюджет означает возможность коррупционных изменений в цифрах и относительно договоренностей, которые были достигнуты. Это просто недопустимо», — считает эксперт РПР Виктор Мазярчук. Ведь госбюджет — это не только талмуд цифр и букв, с ним связано более 12 тыс. бюджетов других уровней.

Также представитель РПР акцентировал внимание на важности максимального обеспечения прозрачности рассмотрения бюджета. В ноябре в парламенте даже был зарегистрирован направленный на это проект закона «Об открытости использования публичных средств» (регистр. № 0949), на принятие которого надеются все представители заинтересованных сторон.

Прозрачность как она есть

Что касается прозрачности, то яркий пример такого сотрудничества с экспертной средой и общественностью продемонстрировала фракция «Батьківщина», по инициативе которой в декабре были дважды организованы общественные обсуждения бюджетной политики. На вопрос «Вестника», какие конкретно из данных предложений нашли отражение в законодательных актах, Иван Крулько ответил, что они были учтены приблизительно на 80% при работе над Законом Украины от 28.12.2014 г. № 79-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений». Одно из них касалось, в частности, запрета отчуждения имущества профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации в переходный период, до принятия закона Украины о профессиональном образовании. Вместе с тем, по словам парламентария, непосредственно при подготовке бюджета ни одно предложение депутатов фракции учтено не было.

А вот госпожа Войцицкая похвасталась положительным результатом приобщения к бюджетному процессу «Самопомочі», с подачи которой к доходам государственного бюджета в 2015 г. относится часть чистой прибыли (дохода) государственных или коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в соответствующий бюджет,
а так же дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная или коммунальная собственность, преду-смотренная в размере 4,61 млрд. грн.

Чтобы на выходе получить качественный документ, депутаты и эксперты планируют на полную мощность воспользоваться временем, оставшимся до пересмотра бюджета, в том числе соблюдая согласованную Дорожную карту реформ. «Бюджет на 2015 год не должен стать исключительно бюджетом выживания, а быть бюджетом реформирования украинского государства», — объяснил Иван Крулько. Ведь иначе... «Иначе это будет бюджет кризиса, который создаст очень большие риски гиперинфляции, дефолта и других нежелательных вещей», — резюмировал Павел Кухта. Надеемся все-таки на первый вариант развития событий.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42