Интервью
Тема: Организация деятельности предприятий, Прочее

Оксана ПРОДАН: «У нас есть почти полгода, чтобы сделать систему спецсчетов по НДС приемлемой для бизнеса или отменить ее»

О кардинальных изменениях в налогообложении так долго говорили, что уже мало кто верил в их практическую реализацию. Тем не менее с 2015 г. плательщики живут по-новому, по правилам, определенным Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» и другими тематическими законами. Оценить их эффективность в действии «Вестник» попросил народного депутата Украины, члена Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Оксану ПРОДАН.


В. — Оксана Петровна, летом, критикуя еще концепцию реформирования налоговой системы, Вы назвали ее «петухом на одной ноге». Как бы охарактеризовали сейчас уже принятую реформу?

О. П. — То, что состоялось накануне Нового года, можно назвать разными словами, но никак не реформой. Хуже того, много принятых норм можно обозначить знаком «минус». Они не улучшают условия ведения бизнеса, не ликвидируют основания для коррупции, не способствуют увеличению инвестиций, а наоборот — создают новые проблемы. Поэтому «петух» у нас пока хромает на обе ноги.

Жаль, что Украина теряет время, теряет доверие, но я не собираюсь опускать руки или кого-то критиковать, хотя оснований для критики очень много. Я работаю, и на данном этапе совместно с лидерами «Фортеці» и экспертами Реанимационного пакета реформ мы нарабатываем решения, которые смогут исправить часть ошибок, допущенных правительством и парламентом в части изменений к налоговой системе. Надеюсь, ко мне, некоторым моим коллегам-депутатам, а также экспертам, ведущим экономистам и всем другим, кто заинтересован в настоящих изменениях, прислушаются, и мы перестанем топтаться на месте, а начнем двигаться вперед.

В.Одним из пунктов Коалиционного соглашения была отмена спецсчетов по НДС. Впрочем, этого не произошло. Каких последствий бизнесу следует ожидать?

О. П. — Формально произошло, ведь в Коалиционном соглашении была указана отмена норм конкретного закона, которые во второй части принятого закона относительно изменений к Налоговому кодексу Украины упразднены. Но фактически, к сожалению, спецсчета в Кодексе остались. Было принято компромиссное решение о введении спецсчетов по НДС поэтапно. В тестовом режиме — с 1 февраля, и полноценно — с 1 июля. Что это означает? Прежде всего то, что у нас есть время, почти полгода, на то, чтобы сделать систему спецсчетов приемлемой для бизнеса или отменить ее. В ином случае экономика понесет существенные потери. По подсчетам Федерации работодателей Украины, объем потерь может составить до 70 млрд. грн. Надеюсь, мы избежим ситуации, когда придется на практике проверять обоснованность этих цифр.

В.По Вашей информации, Всеукраинское объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса «Фортеця» готовит комплексные мероприятия по спасению этого бизнеса, а вместе с тем и экономики Украины от возможных последствий налоговой реформы. Какими, по Вашему мнению, должны быть такие мероприятия в первую очередь?

О. П. — Пункт номер один — отмена наиболее неприемлемых налоговых изменений, принятых 28 декабря 2014 года.

Пункт номер два — принятие законов, уже зарегистрированных в Верховной Раде, которые по-настоящему создают предпосылки для снятия барьеров, как, например, законопроект № 1069 «Об изменении системы регулирования экономики», а также их реализация.

Пункт номер три — имплементация уже принятых парламентом законов, которые будут иметь положительный эффект для украинской экономики и переведут украинское производство на европейские нормы, касающиеся технических регламентов, стандартов, сертификации.

Свою задачу «Фортеця» усматривает в том, чтобы поддерживать и продвигать знаковые для страны законы и одновременно блокировать те, которые лишают нас шансов на экономический рост. Нам нужна критическая масса правильных вещей, которая станет рубиконом, точкой невозврата к старым коррупционным правилам игры.

В. — В декабре Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 1580 относительно дерегуляции. Какие поправки будете предлагать при подготовке документа ко второму чтению с тем, чтобы он действительно способствовал повышению позиций Украины в рейтинге Doing Business и приведению нашего законодательства в соответствие с законодательством ЕС?

О. П. — Я подала поправки на 17 страницах, к которым таблицу на 60 страницах. К сожалению, есть много вопросов к тому законопроекту. Но Комитет много моих поправок учел, поэтому надеюсь, что ко второму чтению текст законопроекта поддержат все фракции Коалиции.

В.Эксперты часто критикуют правительственную модель снижения ставки ЕСВ, изложенную в Законе № 77. По Вашему мнению, будет ли способствовать эта модель выводу зарплат из «тени»?

О. П. — Нет, не будет способствовать.

В.Почему?

О. П. — Правительственная модель содержит ряд условий, которые фактически нивелируют снижение ставки ЕСВ. Это и увеличение в 2,5 раза размера средней заработной платы, и размер заработной платы, который должен составлять не меньше трех минимальных зарплат, и средний платеж на одно застрахованное лицо в размере 700 грн. Но что самое плохое — принятая модель дискриминирует компании, которые раньше работали «по-белому». Государство никоим образом не стимулирует их. Наоборот. Они оказываются в худших условиях.

Более того, в этом законе введен ряд драконовских санкций, которые при отсутствии условий для легализации доходов будут загонять людей даже не в «тень», а в безработицу.

Я убеждена, что есть лишь один путь вывода зарплат из «тени» — безусловное снижение ставки ЕСВ до экономически обоснованного уровня (около 18%) и одновременное повышение ответственности за уклонение от уплаты. Соответствующий документ мной и моими коллегами зарегистрирован в парламенте. К сожалению, была принята другая модель, но я уверена, что мы обязательно вернемся к рассмотрению по-настоящему рыночных инициатив. Жизнь просто заставит чиновников и депутатов принимать более адекватные решения.

В.Поддерживаете ли Вы обложение НДФЛ пенсий свыше трех минимальных зарплат (3654 грн.) и отмену льгот, в частности тех, которые предоставлялись ветеранам Второй мировой войны? Возможно, следовало пойти путем налогообложения действительно зажиточных людей и, например, отменить предельную границу доходов, на которые начисляется ЕСВ?.. Ведь и в кризис в Украине есть крупные компании, зарплата в которых значительно превышает 20 706 грн.

О. П. — Считаю, что задача власти в том, чтобы не было бедных, чтобы обеспечить создание рабочих мест с надлежащей оплатой труда, гарантировать достойную социальную защиту граждан. Именно поэтому должны приниматься решения для перезапуска экономики, развития производства и, соответственно, возможностей обеспечения государством граждан, нуждающихся в социальной защите.

В.Одна из Ваших законотворческих инициативпроект закона о внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лицпредпринимателей» (относительно невозможности внесения изменений в Единый государственный реестр по поддельным документам) (регистрационный № 1475). Что побудило к оформлению этой инициативы в отдельный документ и как ее оценивают коллеги по коалиции?

О. П. — Основной мой мотив — защита права собственности, невозможности рейдерских захватов предприятий, что подрывает доверие к нашей стране и существенно уменьшает шансы на получение иностранных инвестиций. До тех пор, пока у нас не будет создана действенная система защиты частной собственности, средства в Украину не придут. Надеюсь, проект будет поддержан большинством депутатов.

В.Главным образом при Вашей поддержке все-таки был принят многострадальный законопроект № 1071-д о налоговом компромиссе. Как реализация его норм будет выглядеть на практике?

О. П. — 17 января вступил в силу Закон, затем начался отсчет 90 дней, в течение которых плательщик может принять решение о применении налогового компромисса. В случае принятия такого решения на достижение налогового компромисса предусмотрено до 70 дней.

В.Налоговый кодекс и Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» обещают вскоре пересмотреть, но обещатьне всегда означает выполнить. В связи с этим, исходя из нынешней редакции документов, скажите, станет ли текущий год годом реформ и кто за них больше всего заплатит из собственного карманаолигархи, чиновники, бизнесмены или обычные граждане?

О. П. — Я надеюсь, что этот год станет годом реформ. По крайней мере, все делаю и буду делать для того, чтобы так произошло. Хотя понимаю, что у нас впереди еще длинный путь. Мгновенных изменений не будет. У нас слишком много внутренних проблем. Фактически нужно пересоздать государство, создать действенные государственные институты и прозрачные, конкурентные правила игры. И это на фоне неистового сопротивления коррупционной системы и войны на востоке. Сейчас тяжело, и в будущем легко не будет. Но Майдан доказал — если мы вместе, мы способны на все.


Беседовала
Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00