Статьи
Тема: Организация деятельности предприятий, Прочее

Экстренное торможение

Перспективы рынка ритейла в Украине.

Развитие ритейла в условиях нынешнего кризиса требует немедленной корректировки с учетом сложившихся обстоятельств, считают ведущие эксперты. Одна из главных проблем — уменьшение доходов граждан Украины, что приводит к увеличению пустующих торговых площадей. Некоторые ритейлеры сворачивают деятельность, а заменить их некем. Существующие сети практически полностью заморозили развитие, а иностранцы отложили планы по вхождению на украинский рынок.


В 2014 г. эксперты начали сигнализировать о резком росте уровня вакантности на рынке торговой недвижимости. По их данным, если в начале минувшего года в г. Киеве пустовало 1,7% площадей, то в III квартале — уже 9,5%. Это самый высокий показатель за всю историю рынка торговой недвижимости столицы. Для сравнения: в 2009 г. (период разгара мирового финансового кризиса) в торговых центрах вакантными были около 5% помещений, при этом количество свободных площадей увеличилось, несмотря на относительно небольшой рост предложения. В прошлом году девелоперы рассчитывали построить рекордный объем торговых помещений, но из-за начавшейся девальвации пересмотрели планы. Суммарный объем нового предложения в 2014 г., по оценкам экспертов, оказался практически на 50% меньше по сравнению с 2013 г.

В сложившейся обстановке ритейлеры вынуждены сокращать расходы из-за непрогнозируемого падения продаж: резкий скачок курса доллара заставил сети значительно повысить цены на товары. Многие ритейлеры ведут переговоры с торговыми центрами о снижении арендных ставок. Обсуждаются, в частности, предложения установить арендные ставки в гривне без привязки к иностранной валюте или же привязать аренду исключительно к проценту от оборота. Эксперты рынка прогнозируют, что арендодатели вынуждены будут пойти на уступки, а также работать над увеличением посещаемости торговых центров.

К росту вакантности на рынке кроме уменьшения доходов граждан также приводит оптимизация сетями собственного бизнеса: практически все игроки сейчас закрывают неприбыльные магазины, многие из которых выполняли имиджевую функцию. Например, об этом свидетельствует массовое закрытие торговых точек на центральных улицах Киева, где сейчас, по данным аналитиков, пустует каждый пятый объект, тогда как в 2013 г. найти свободное помещение тут было практически нереально.

Кризис — время возможностей?

В конце 2014 г. прошел 2-й Международный Retail & Development Business Summit 2014. Событие, по признанию многих аналитиков, стало главным деловым мероприятием в сфере ритейла и девелопмента в Украине. Организатор саммита — Ассоциация ритейлеров Украины — для обсуждения наиболее актуальных тем рынка собрала на одной площадке 40 спикеров-экспертов и более 250 руководителей розничных компаний, девелоперов, поставщиков услуг и технологий из Украины, Германии, Польши, Великобритании и Казахстана.

Главной темой бизнес-саммита стал вопрос инвестиций и поиска возможностей для развития розничной торговли в Украине. Эксперты сошлись во мнении, что рынок ритейла и девелопмента больше других ощущает на себе серьезные последствия кризиса, но даже в нынешних условиях имеет огромный потенциал и интересен иностранным инвесторам.

«Мы считаем, что именно сейчас открываются новые инвестиционные возможности, и время захватывать долю рынка на достаточно низких стартовых условиях. Риски высоки, соответственно — низкая цена вхождения на рынок», — отметил партнер Ассоциации ритейлеров Украины Александр Фиалка.

Перспективность ритейл-бизнеса в Украине подтверждает, в частности, и высокий интерес к стенду Ukrainian Retail Association на международной выставке МAPIC, которая в ноябре прошлого года работала в г. Каннах (Франция). Кстати, Ассоциация ритейлеров была единственной организацией от Украины, представившей свой стенд на выставке. Представители Ассоциации презентовали украинский рынок ритейла и его возможности иностранным инвесторам. После успеха во Франции команда Ассоциации ритейлеров уже начала подготовку к участию в MAPIC 2015, где предварительно запланирована работа украинского павильона.

 

Ритейл (от англ. retail)розничная продажавесь спектр розничных торговых точек от киоска до крупной сети магазинов. В нем используются особые технологии, ориентированные на массового покупателя.

Ошибочно считать, что ритейлтолько торговля.  Это работа с множеством клиентов. Например, предоставление банками кредитов частным лицам (на покупку автомобилей, недвижимости), выдача пластиковых карт, обмен валют, банковские переводывсе это разновидности ритейла.

Одними из ключевых моментов ритейла являются общедоступность и публичность. Любой может получить кредит или совершить покупку. С целью сокращения расходов на каждого клиента ритейл-технологии подразумевают минимум персонала при максимуме потребителей. Примером может быть самообслуживание в крупных магазинах, создание платежных терминалов и банкоматов.

Другим отличительным признаком ритейла является большее разнообразие предлагаемых товаров и услуг, собранных в одном месте. Так, пользователь мобильного телефона может использовать свои деньги как для звонков, так и для осуществления выхода в Интернет. Кроме того, популярной стала возможность оплаты услуг посредством sms-собщения, отправленного с того же телефона.

Успешность ритейла зависит прежде всего от покупательской способности или от среднего дохода на душу населения.

Древнейшей формой ритейла, безусловно, является стрит-ритейл, или уличная торговля. Любой городской рынок это прообраз ритейл-центра.

 

«Несмотря на сложившуюся ситуацию, мы продолжаем инвестировать в украинский рынок, веря в его привлекательность. Мы умеем управлять рисками, поэтому кризис для нас — время возможностей. А успех зависит от того, как быстро вы сможете реагировать на внешние и внутренние сигналы рынка», — отметил в ходе своего выступления на саммите управляющий директор подразделения прямых инвестиций Dragon Capital Андрей Носок.

Большой интерес участников бизнес-саммита вызвало применение украинскими компаниями опыта Польши.

«Мы проанализировали украинский и польский рынки ритейла и были удивлены схожестью структуры. Учитывая динамику развития польского рынка, можно предвидеть и спрогнозировать некоторые процессы в Украине. Особенно интересен в этом контексте сегмент онлайн-продаж. Именно здесь виден огромный потенциал», — отметил ассоциированный директор отдела консультационных услуг по сопровождению сделок EY Ukraine Александр Романишин.

Программа бизнес-саммита состояла из шести секций, каждая из которых была посвящена самым актуальным проблемам отрасли. Наибольший интерес и отклик участников вызвали темы «Made in Ukraine: органическое развитие и возможности экспансии украинских ритейлеров на международные рынки» и «Инвестиции в ритейл: вызовы и возможности».

Спикеры отметили заинтересованность со стороны Европы к украинскому бизнесу. По их мнению, сейчас отечественный бизнес получил уникальную возможность для налаживания торговых отношений с западными партнерами. Эксперты уверены, что украинским компаниям пора начинать экспансию в Европу. При этом очень важно научиться правильно преподносить свой товар, использовать оригинальный подход.

 

Ассоциация ритейлеров Украины, основанная в 2013 г., объединяет крупнейших игроков розничной торговли Украины. В состав организации входит более 200 ассоциированных членов. Миссия Ассоциацииобъединение усилий компаний розничной торговли в процессе становления и развития цивилизованного рынка ритейла Украины.

 

В рамках саммита обсуждались также вопросы изменения поведения покупателя, стратегий компаний, безопасности бизнеса и взаимодействия с государством в нынешних экономических условиях. Участники согласились с тем мнением, что важным фактором для выхода из кризиса является сплоченность всех представителей рынка.

В ближайших планах Ассоциации — популяризация бренда «Украина» на международной арене мероприятий в сфере ритейла и девелопмента, участие в международных выставках, проведение Дней Украины в Польше в рамках одной из выставок. Данное мероприятие должно открыть двери для польских ритейлеров, которые хотят войти на украинский рынок, а отечественным компаниям поможет найти надежных партнеров для экспансии на западный рынок.

«Инвесторов беспокоят риски: курсовые, политические. И все говорят о том, что когда они действительно увидят равные для всех правила игры, отсутствие двойных стандартов, то будут инвестировать. В рамках Дней Украины в Польше мы хотим познакомить ритейлеров и потенциальных инвесторов и поспособствовать развитию взаимовыгодных отношений, чтобы европейские партнеры заходили в Украину», — подытожил Александр Фиалка.

Способствовать развитию цивилизованного рынка ритейла в Украине в Ассоциации ритейлеров собираются также путем обсуждения на разных уровнях вопросов совершенствования системы налогообложения и учета предприятий розничной торговли, участия в разработке и принятии законодательных и подзаконных нормативных актов, способствующих развитию розничной торговли, консолидации ресурсов для внедрения крупных программ членов Ассоциации на региональном и национальном уровнях.

 

Retail & Development Business Summitмеждународный бизнес-саммит, который проводит Ассоциация ритейлеров Украины. Это площадка для качественного нетворкинга, возможность узнать о рынке ритейла и торговой недвижимости Украины от лидеров и стать его частью.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42