Интервью
Тема: Организация деятельности предприятий, Прочее

Тарас Качка: «Без диалога мы не сможем достичь успеха ни в одной из реформ»

Американская торговая палата в Украине — надежный партнер «Вестника». Поэтому первый экспертный разговор на страницах журнала мы начинаем с интервью со специалистом по международному праву членом делегации Украины на переговорах по Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом исполняющим обязанности президента Американской торговой палаты Тарасом КАЧКОЙ.


В. — Тарас Андреевич, каков главный итог по результатам работы в 2014 году и чего ожидаете в нынешнем?

Т. А. — Думаю, что 2014 год был одним из сложнейших для нашего государства. Много факторов совпало во времени: внешние и внутренние, политические и экономические. С одной стороны, мы видим достаточно существенное ухудшение экономической ситуации в стране, с другой — 2014 год стал очень интересным с точки зрения смены подходов к осуществлению реформ и попыток решить системные проблемы украинской экономики. Эти подходы были задекларированы всеми политическими силами, органами исполнительной власти и группами общественного влияния. В целом для бизнеса 2014 год был очень бурным в плане дискуссии о дальнейшем ходе реформ.

Конечно, определенные вещи удались, другие — не очень, и потому 2015-й станет, во-первых, годом реализации планов, задуманных в прошлом году, годом перехода на более качественное регулирование, что будет способствовать экономическому развитию. А во-вторых, компании понимают, что кризис государственных финансов ухудшает положение дел на рынке и увеличивает налоговое давление, однако в стратегическом плане все настроены на минимизацию потерь во время нынешнего кризиса и улучшение общей экономической ситуации в конце 2015 — начале 2016 года. В этой сложной ситуации сотрудничество бизнеса и власти крайне важно.

В.2015 годэто год завершения или начала реформ?

Т. А. — Реформирование — это стиль политического поведения. Сегодня все говорят о реформах, и этом означает, что общество не очень удовлетворено существующим положением дел. Оно требует перемен. Этот процесс будет продолжаться непрерывно, пока не спадет спрос на реформы. Мы вынуждены жить в таком формате, пока ситуация в стране не начнет устраивать всех. Поэтому нельзя сказать, что в 2015-м мы начнем или закончим реформы. В конце концов, в европейских странах этот процесс является постоянным, потому что сама логика построения государства предусматривает постоянную переоценку правил. Например, в законодательстве стран ЕС и США, особенно в экономической сфере, существует правило пересмотра базовых законов каждые пять-десять лет. Другое дело, что изменения не касаются основных принципов. Поэтому и у нас должно быть понимание, что критическое отношение к тому или иному правилу должно существовать всегда. 2014 год несмотря на успехи на определенных направлениях так и останется для нас годом дискуссий и выработки консенсуса. Поэтому мы находимся перед большим вызовом — удастся ли запустить механизм реального реформирования не только на уровне принятия законов, но и на уровне их имплементации и практического выполнения.

В.По каким критериями работают в Украине инвесторычлены Американской торговой палаты? Как политическая и экономическая нестабильность влияет на инвестиционные настроения Палаты?

Т. А. — Оккупация Крыма и фактические боевые действия на востоке страны причинили экономические убытки всем членам Палаты, работавшим на национальном уровне. Ведь большинство наших компаний являются представителями многонациональных корпораций, работающих в различных юрисдикциях. Вместе с тем к этому добавляются факторы не только безопасности и военные, но и экономические, присутствующие в Украине. При этом следует отметить, что для большинства членов Палаты вопрос принятия решения о прекращении активности в Украине не стоит. Общая тенденция — намерение пережить кризисный период без потерь, чтобы закрепиться на рынке и в дальнейшем работать в Украине. Несмотря на сокращение определенной деятельности, на стратегическом уровне компании декларируют интерес к Украине, к украинскому рынку, к производству и к увеличению спроса на внутреннем рынке. Вопреки тактическим преградам и замедлению инвестиционной активности многие компании ищут новые возможности для увеличения своего присутствия в Украине. В целом общая тенденция достаточно положительна.

В.Сегодня деловое сообщество большие надежды возлагает на наше потенциальное членство в ЕС. В прошлом году мы это замечали. Евросоюз предоставил преференции для Украины. Воспользовались ли ими члены Торговой палаты?

Т. А. — Льготами компании воспользовались. Есть несколько измерений развития отношений с ЕС.

На макроуровне мы наблюдаем ситуацию, когда при ухудшении торговых отношений с Российской Федерацией — вынужденном и временном — улучшаются торговые условия с ЕС, что, в свою очередь, меняет основные направления украинского экспорта. Имеется много примеров, когда компании — члены Палаты, которые раньше ориентировались на российский рынок, сегодня являются одними из крупнейших поставщиков продукции на рынки ЕС. В Евросоюзе считают, что Украина — экспортно ориентированная страна из-за значительных объемов произведенной продукции. Для нас работа на более стабильном рынке значительно привлекательнее. То есть это не только вопрос конкретной бухгалтерской выгоды, но и понимание того, что ЕС — более безопасный и надежный торговый партнер. Доступ к этому рынку стратегически важен для наших предприятий.

Другая часть сотрудничества — это введение Соглашения об ассоциации в части внутреннего регулирования. Здесь есть определенные успехи, касающиеся промышленных и пищевых продуктов, принятия нового законодательства по стандартизации, безопасности пищевых продуктов. Это как раз хорошие примеры того, что Украина способна принимать законы, соответствующие требованиям ЕС. Следующий вызов — введение принятого законодательства, чтобы ежедневные действия каждого конкретного работника по надзору или работника аккредитационных органов соответствовали тем требованиям, которые заложены на уровне законов. Этот год должен показать, насколько активно мы можем использовать реформаторскую часть Соглашения об ассоциации.

В.Вместе с тем Украина вводит дополнительный импортный сбор как особый вид таможенной пошлины, который будет взиматься с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, независимо от страны их происхождения. Как Вы оцениваете это нововведение и влияние такого инструмента пополнения бюджета на деятельность членов Палаты?

Т. А. — Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны, надо отдать должное правительству по крайней мере за то, что оно приняло решение формально согласно международным обязательствам. С другой — последствия от принятия такого решения еще не до конца понятны, потому что есть публично-правовая составляющая вопроса: насколько эти меры соответствуют существующей проблеме не по форме, а по смыслу. То есть насколько проблемы с платежным балансом связаны с импортом продукции и почему, например, установлен именно такой уровень ставок: 5 — 10%? Сегодня проходит дискуссия об объективности этого сбора. Понимая проблемы платежного баланса, большинство компаний отмечают, что такое решение грозит уменьшением спроса на внутреннем рынке, вследствие чего последний станет менее привлекательным для инвестиций. А это, в свою очередь, является дополнительным фактором, сдерживающим принятие инвестиционных инициатив. Понятно, что решение принято сроком на 12 месяцев, но его инвестиционное влияние может растянуться на два-три года. На время нашего разговора этот сбор еще не применяется, и мы призываем правительство еще раз оценить необходимость и возможные последствия его введения. Потому что налоговое давление на компании и так увеличится. Крупные компании после пересмотра налогового законодательства начнут платить больше.

В.Палата за последний десяток лет активизировала свое присутствие в аграрном секторе, превратившемся из отсталого сегмента украинской экономики в ведущую отрасль, которая развивается наиболее интенсивно. К становлению отрасли имеют непосредственное отношение инвесторы АТП. Это именно тот случай, когда инвестиционная активность дает ожидаемые результаты. Какие перспективы и проблемы Вы здесь видите?

Т. А. — Следует обратить внимание на то, что развитие сельского хозяйства в экономике любой страны, особенно такой, как Украина, является одним из системообразующих факторов. Работа этой отрасли предусматривает очень тесное сотрудничество с энергетическим сектором, потому что она потребляет горюче-смазочные материалы; с химическим, поскольку применяет удобрения; транспортным и пр. Можно говорить, что каждый бизнес в Украине связан с сельским хозяйством. Однако на аграрный сектор надо смотреть шире. Это не только зерновое хозяйство, но и животноводство. Мы наблюдаем активное развитие птицеводства в Украине, продукция которого уже экспортируется в страны ЕС. Работают над этим и производители свинины. Открыты перспективы и в перерабатывающей отрасли. Производители томатной пасты, молочной продукции, сыров все больше приближаются к требованиям ЕС, что повышает их конкурентоспособность на международных рынках. Конечно, существуют проблемы финансового характера, связанные с кредитованием, стабильностью отдельных компаний. Имеются проблемы развития сырьевой базы. Тем не менее, учитывая такую широкую картину, сельское хозяйство в Украине в последующие несколько лет будет драйвером и мультипликатором роста, ведь успех смежных отраслей большей частью будет зависеть от роста именно аграрной сферы. Потому этот сектор может ожидать дополнительные инвестиции, и не только частные, но и от международных финансовых учреждений, таких как ЕБРР, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация. Они готовы инвестировать в дальнейшее развитие этой отрасли.

В.В изменениях к Налоговому кодексу оставлен спецрежим для налогообложения агропроизводителей. Принято решение не возмещать НДС при экспорте сельхозпродукции. Это касается как зернотрейдеров, так и производителей, самостоятельно занимающихся экспортом продукции. Как участники рынка восприняли эту инициативу?

Т. А. — Хотел бы обратить внимание на то, что позиция Американской торговой палаты, возможно, несколько особая. Такое решение, без учета его экономического значения, для компаний приемлемо из-за того, что для всех без исключения участников рынка установлен одинаковый режим. Безусловно, было бы лучше, если бы ввели общий режим возмещения налога на добавленную стоимость и позволили эффективнее использовать финансовые ресурсы компании. Прежде всего необходимо понять, что экономика развивается и инвестиции идут на тот рынок, где существуют недискриминационные, одинаковые условия для компаний. То, что государство, не имея возможности обеспечить нормальное функционирование более сложного режима, готово и в дальнейшем не возмещать НДС, для нас приемлемо, поскольку сохраняет равенство компаний. Хотя, безусловно, нужно и дальше продолжать работу над нормализацией ситуации с функционированием и администрированием налога на добавленную стоимость в целом таким образом, чтобы снять риски потенциальных злоупотреблений.

В.Американская торговая палата стала одной из наиболее эффективных бизнес-организаций в Украине. Как представительный орган инвесторов из свыше 50 стран мира вы, как и раньше, принимаете активное участие в проведении налоговой реформы. С какими инициативами сейчас выступили? Насколько часто украинская власть прислушивается к вашим советам?

Т. А. — Это сложный вопрос. Необходимо понять, что проходили два параллельных взаимно противоречивых процесса. С одной стороны, диалог о налоговой реформе, инвестиционном улучшении всех без исключения учреждений налогового законодательства, о налогах и сборах, а также правилах их администрирования. С другой — шли процессы, связанные со стабилизацией государственных финансов. Мы фактически пережили три волны поднятия определенных сборов, пересмотра ставок — весной, летом и в конце года. В данном случае следует говорить о том, что в течение года мы видели различные подходы к диалогу с бизнесом. Существовали очень широкие бюрократические форматы, когда действовало 15 — 16 рабочих групп в разных министерствах. Были случаи, когда представители органов власти вечером готовили проект, на утро он одобрялся, и это вызывало тотальное неприятие бизнесом. Наконец, мы вернулись к ситуации, когда те проблемы, ключевые моменты и положения, которые больше всего критиковались бизнесом, были исправлены в ходе обсуждений между властью и предпринимателями. Поэтому результат является немного смешанным, поскольку многие пожелания и предложения все же были учтены. Понятно, что существует очень много критических элементов, с которыми бизнес не может согласиться, однако в определенной мере эти решения объясняются тем состоянием государственных финансов, которое имеется на сегодня. Считаю, что этот диалог будет продолжаться и в дальнейшем.

Имеем и третий блок определенных положений, в которых идеи правительства по улучшению ситуации в стране, не полностью поддержанные бизнесом, должны быть отработаны в течение этого года. Наблюдая, как эти меры применяются на практике, мы общими усилиями должны их доработать или отказаться от их имплементации. На самом деле нам надо извлечь урок из прошлого года, что без диалога успешных реформ не будет. Бизнес способен вести его оперативно и быстро. Поэтому надо спокойно нарабатывать те или иные предложения. Необходимо принимать четкие решения. Без диалога мы не сможем достичь успеха ни в какой реформе.

В.Нынешний год Украина начинает новой налоговой реформой. Как деловое сообщество АТП восприняло нововведение? Насколько, по мнению компаний, работающих с многими налоговыми юрисдикциями, Украина приблизилась к мировым стандартам налоговой политики, особенно после «новогодних подарков»?

Т. А. — Не приблизилась из-за стиля принятия этих решений, ведь какой бы чрезвычайной ни была ситуация, принятие 31 декабря решения, вступающего в силу 1 января, не является нормальным. Бизнес-сообщество хотело бы по крайней мере осенью иметь возможность оценить перспективы следующего года и спланировать деятельность. Наконец, можно принять самый «трудный» экономический закон, но при условии, что власть дает время подготовиться к его введению, а не заставляет просыпаться на утро в новой реальности. В таком случае общество не будет воспринимать так отрицательно «трудные» законы. Это первый вывод и урок. Второй касается того, каким образом мы приближаемся к европейской практике. Во многих случаях используем европейский опыт, однако дело в том, что внедрение этих мировых подходов требует эффективного администрирования. Поэтому самый большой вызов нынешнего года — дать ответ на вопрос, как принятые нововведения будут функционировать. В течение года можно будет оценить и то, насколько удачными оказались изменения в налоговой реформе. Мы, например, очень активно дискутировали по поводу того, что в условиях снижения цен на нефть и газ увеличение рентных платежей является контрпродуктивным действием по привлечению инвестиций в отрасль. Однако здесь существуют определенные факторы, связанные с формированием внутреннего рынка. Это довольно сложная дискуссия. Ее надо продолжать с целью достижения фискальной справедливости и с международными компаниями, и с внутренними, и с государством.

В.В целях развития конструктивного диалога о повышении ставок акцизных сборов Американская торговая палата в Украине начала проект разработки инструментария для предсказуемой и долгосрочной акцизной политики в Украине. Какие инициативы готовы предложить правительству уже сейчас?

Т. А. — В настоящее время мы говорим о том, что у нас есть долгосрочные обязательства перед ЕС постепенно приближать ставки акцизного налога к европейским. Эта постепенность может быть продолжительной. Разумеется, вряд ли мы говорим о коренном снижении акцизных ставок. Это яркий пример того, насколько фискальная нагрузка должна быть гармонизированной с развитием рынка. Безусловно, в некоторых случаях акцизный налог является налогом на уменьшение, а не на увеличение потребления. Но опять-таки, это уменьшение не должно подрывать легальный рынок, финансовую стабильность компаний. Поэтому мы предлагаем создать модель, которая бы позволяла посчитать наиболее взвешенные ставки сборов с учетом развития рынка, потребности адаптации к требованиям ЕС. Краеугольным камнем нашей позиции является предсказуемость, планомерность.

В.Палата в свое время приложила немало усилий для принятия и вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования». Сейчас эти вопросы находятся под вашим постоянным мониторингом. Какие перспективы для бизнеса и государства открыл этот Закон в целом и для компаний Палаты в частности? И что еще надо сделать, чтобы он заработал в полную силу? Какова ваша оценка инициативы по уменьшению порога контролируемых операций с 50 млн. грн. до 20 млн.?

Т. А. — Палата очень долго работала над проектом этого института упорядоченного законодательства. Мы руководствовались общемировой тенденцией перехода на цивилизованные практики контроля за движением капитала между субъектами. И это вполне приемлемо для международного бизнеса, который Палата представляет. Вместе с тем изменения, которые были внесены в конце прошлого года, с одной стороны, направлены на дальнейшее усовершенствование, с другой — на расширение полномочий государства и охват им большего количества операций. И здесь следует отметить, что введение концепта трансфертного ценообразования в налоговом законодательстве требует выработки навыков, то есть умения в системе налоговых органов работать с цифрами, контролировать отчетность, правильно ее оценивать. Интерес международного бизнеса заключается в том, чтобы эти правила работали цивилизованно, тогда введенные поправки будут приемлемыми. Если же новые правила станут дополнительным способом злоупотреблений со стороны должностных лиц, то это, по моему мнению, может подорвать доверие к украинской системе трансфертного ценообразования в целом. Поэтому 2015 год будет решающим в формировании отношения бизнеса к системе трансфертного ценообразования. Здесь очень много зависит от того, как себя будут вести работники налоговых органов.

В.Какие инициативы выдвигаете в нынешнем году?

Т. А. — У нас есть предложения к любой инициативе правительства, поскольку мы являемся приверженцами комплексного реформирования. Уже сегодня мы говорим о налоговом законодательстве, где всегда имеется набор рекомендаций по его усовершенствованию. Это касается и таможенного законодательства, которое в прошлом году было в тени. Также следует отметить введение концепций уполномоченного экономического оператора, «единого окна» по ежедневным операциям. Уже разработаны документы по реформированию энергетического сектора, сектора внутренней торговли, которая является базисом для экономического роста. В этой отрасли нынче накопилось много технических проблем, которые суммарно создают существенные коллизии. Этим деятельность Палаты не ограничивается. Обычно мы работаем в соответствии с повестками дня всех органов государственной власти, а в определенной степени и формируем эту повестку дня.


Беседовал Петр КРИЧУН

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42