Другие налоги

Военный сбор

Законом № 1621 подраздел 10 раздела ХХ Налогового кодекса дополнен п. 161, которым временно, до 01.01.2015 г., установлен военный сбор. Вместе с тем Законом № 71, который вступил в силу 01.01.2015 г., обложение военным сбором продлено до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины.


Плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса (пп. 1.1 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ этого Кодекса), а именно:

  • физическое лицо — резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;
  • физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;
  • налоговый агент.

Объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ этого Кодекса).

Для резидентаэто общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении); иностранные доходыдоходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.

Объектом налогообложения нерезидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход из источника его происхождения в Украине; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении) (ст. 163 Налогового кодекса).

Перечень доходов, которые включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога, определен подпунктами 164.2.1 — 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса. В перечень также включаются другие доходы, кроме указанных в ст. 165 этого Кодекса, предусмотренные пп. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164 Кодекса.

В соответствии с пп. 164.1.3 п. 164.1 вышеприведенной статьи общий годовой налогооблагаемый доход равен сумме общих месячных налогооблагаемых доходов, иностранных доходов, полученных в течение такого отчетного налогового года, доходов, полученных физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности согласно ст. 177 Налогового кодекса, и доходов, полученных физическим лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность в соответствии со ст. 178 этого Кодекса.

Объектом налогообложения физического лицапредпринимателя является чистый налогооблагаемый доход, то есть разность между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лицапредпринимателя (п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса).

Для физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разность между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профессиональной деятельности (п. 178.3 ст. 178 этого Кодекса).

Следует учитывать, что в случае неполучения справки о постановке на учет лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, объектом налогообложения являются доходы, полученные от такой деятельности без учета расходов, то есть военный сбор будет начисляться на годовой доход без учета расходов.

Следовательно, объектом обложения военным сбором являются доходы, перечень которых определен п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, в том числе доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении), а также иностранные доходы. Кроме того, объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход или совокупный чистый доход, который получает соответственно физическое лицопредприниматель или физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность. При этом для определения объекта налогообложения к таким доходам должны быть применены нормы отдельных статей раздела IV Налогового кодекса.

Ставка сбора составляет 1,5% объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса (пп. 1.3 этого пункта).

В соответствии с пп. 1.4 вышеуказанного пункта начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Налогового кодекса, по ставке, определенной пп. 1.3 указанного пункта.

В частности, пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу плательщика, обязан удержать сбор из суммы такого дохода за его счет.

Порядок уплаты (перечисления) сбора в бюджет определен п. 168.4 вышеуказанной статьи, в соответствии с пп. 168.4.1 которого сбор, удержанный из доходов резидентов и нерезидентов, зачисляется в бюджет согласно Бюджетному кодексу.

Так, часть вторая ст. 29 Бюджетного кодекса дополнена п. 12, которым предусмотрено, что к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относится военный сбор, который уплачивается (перечисляется) согласно п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса.

В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 45 Бюджетного кодекса налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета (за исключением учреждений Украины, функционирующих за рубежом). При этом налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.

Вместе с тем ст. 64 Бюджетного кодекса определено, что налог на доходы физических лиц налоговым агентом — юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) или представительством нерезидента — юридического лица зачисляется в соответствующий бюджет по их месту нахождения (расположения) в объемах налога, начисленного на доходы, которые выплачиваются физическому лицу.

Кроме того, согласно пп. 168.4.3 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса суммы налога на доходы, начисленные обособленным подразделением в пользу физических лиц, за отчетный период перечисляются в соответствующий бюджет по месту нахождения такого обособленного подразделения. При этом налог на доходы, начисленный работникам неуполномоченного обособленного подразделения, юридическое лицо перечисляет в местный бюджет по местонахождению такого неуполномоченного обособленного подразделения. Эта норма регламентирует порядок перечисления налога на доходы физических лиц в местный бюджет. Поскольку сбор зачисляется в государственный бюджет, установленная норма не может быть использована для военного сбора.

Таким образом, юридическое лицо или его филиал, отделение, другое обособленное подразделение, уполномоченное начислять (предоставлять, выплачивать) доходы, перечисляет военный сбор как за себя, так и за неуполномоченное обособленное подразделение в бюджет по своему месту расположения.

При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пп. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Следовательно, банки при принятии платежных документов на выплату доходов в пользу плательщиков должны соблюдать требования пп. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса относительно одновременного представления расчетного документа на перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц и военного сбора.

Вместе с тем плательщик, получающий доходы от лица, которое не является налоговым агентом, и иностранные доходы, обязан включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и представить налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года, а также уплатить военный сбор с таких доходов (пп. 168.2.1 п. 168.2 ст. 168 Налогового кодекса).

Подпунктом 1.5 п.  161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса предусмотрено, что ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) сбора в бюджет согласно ст. 171 этого Кодекса с доходов в виде заработной платы, является работодатель, выплачивающий такие доходы в пользу плательщика; с других доходовналоговый агент  для налогооблагаемых доходов из источника их происхождения в Украине; плательщикдля иностранных доходов и доходов, источник выплаты которых принадлежит лицам, освобожденным от обязанностей начисления, удержания или уплаты (перечисления) сбора в бюджет.

Плательщики сбора обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, которые определены ст. 176 Налогового кодекса (пп. 1.6 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ этого Кодекса).

Обязанности налогового агента по обеспечению выполнения им налоговых обязанностей определены п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса, а именно: своевременно и полностью начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет сбор с дохода, который выплачивается в пользу плательщика и облагается налогом до или при такой выплате за его счет; представлять в сроки, установленные этим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков, а также суммы удержанного с них налога (сбора) (форма № 1ДФ) в контролирующий орган по месту своего расположения.

Согласно абзацу «а» п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса плательщики — физические лица обязаны вести учет доходов и расходов в объемах, необходимых для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода, если такой плательщик обязан в соответствии с разделом ІV этого Кодекса представлять декларацию.

Формы и порядок ведения такого учета определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Кроме того, в соответствии с абзацем «в» п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса плательщики — физические лица обязаны представлять налоговую декларацию по установленной форме в определенные сроки в случаях, когда согласно нормам указанного раздела такое представление является обязательным.

Доходы начислены до 01.01.2015 г.

Подлежат ли обложению военным сбором доходы, начисленные до 01.01.2015 г., а выплаченные после этой даты, которые до 01.01.2015 г. не облагались сбором?

Закон № 71, которым продлено взимание военного сбора, вступил в силу 01.01.2015 г.

Согласно ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Этой статьей закреплен один из самых важных принципов права — законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Это означает, что они распространяют свое действие только на те отношения, которые возникли после вступления в силу законов и других нормативно-правовых актов.

Поскольку налоговый агент обязан удерживать военный сбор при начислении доходов, определенных в пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса, то начисленные до 01.01.2015 г. доходы, но выплаченные после этой даты, не подлежат обложению военным сбором. Вместе с тем суммы доходов, начисленные после 01.01.2015 г. за периоды до 01.01.2015 г., подлежат обложению военным сбором на общих основаниях.

Доход получен в неденежной форме

Нужно ли применять нормы п. 164.5 ст. 164 Налогового кодекса при обложении военным сбором дохода, полученного в неденежной форме?

Нормы п. 164.5 ст. 164 Налогового кодекса применяются при начислении дохода в любой неденежной форме для определения базы обложения дохода налогом на доходы физических лиц.

Пунктом 161 подраздела 10 раздела ХХНалогового кодекса для военного сбора применение коэффициента, определенного п. 164.5 ст. 164 этого Кодекса, не предусмотрено.

Налогообложение доходов самозанятых лиц

Каков порядок обложения военным сбором дохода физического лицапредпринимателя и физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, и каковы сроки уплаты сбора в бюджет указанными лицами?

Физические лица — предприниматели, кроме избравших упрощенную систему, по результатам отчетного налогового года самостоятельно рассчитывают военный сбор в размере 1,5% чистого налогооблагаемого дохода, отражают в годовой налоговой декларации и уплачивают в сроки, предусмотренные для уплаты налога на доходы физических лиц за соответствующий период.

Физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, по результатам отчетного налогового года самостоятельно рассчитывают сумму военного сбора в размере 1,5% совокупного чистого дохода, отражают в годовой налоговой декларации и уплачивают в сроки, предусмотренные для уплаты налога на доходы физических лиц за соответствующий период.

Пунктом 177.8 ст. 177 Налогового кодекса определено, что при начислении (выплате) физическому лицу — предпринимателю дохода от осуществления им предпринимательской деятельности, субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, не удерживают налог на доходы у источника выплаты, если физическим лицом — предпринимателем, получающим такой доход, предоставлена копия документа, который подтверждает его государственную регистрацию в соответствии с законом в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Согласно п. 178.5 ст. 178 Налогового кодекса установлено, что при выплате субъектами хозяйствования — налоговыми агентами физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, доходов, непосредственно связанных с такой деятельностью, налог на доходы у источника выплаты не удерживается в случае предоставления таким физическим лицом копии справки о постановке его на налоговый учет в качестве физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность.

Следовательно, во избежание двойного налогообложения военный сбор не удерживается субъектами хозяйствования и/или самозанятыми лицами при выплате доходов физическим лицампредпринимателям или физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, за осуществление ими своей деятельности, если физическим лицом предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом в качестве субъекта предпринимательской деятельности, или копия справки о постановке его на налоговый учет в качестве физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность.

Первым отчетным налоговым периодом для начисления военного сбора с доходов физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, является 2015 г.

Сроки уплаты военного сбора:

  • для физических лиц — предпринимателей — до 19.02.2016 г.;
  • для физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, — до 01.08.2016 г.

Наследство, удостоверение договоров купли-продажи недвижимого (движимого) имущества, договоров дарения

Каким образом уплачивается военный сбор в случае нотариального оформления объектов наследства, удостоверения договоров купли-продажи недвижимого (движимого) имущества, договоров дарения?

Согласно пп. 168.4.8 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса ответственность за своевременное и полное перечисление сумм налога (сбора) в соответствующий бюджет несет физическое лицо в случаях, определенных разделом IV этого Кодекса.

Так, п. 172.4 ст. 172 и п. 173.4 ст. 173 указанного Кодекса предусмотрено, что при проведении операций по продаже (обмену) объектов недвижимого (движимого) имущества между физическими лицами нотариус удостоверяет соответствующие договоры при наличии документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора.

Кроме того, п. 174.3 ст. 174 Налогового кодекса установлено, что доход в виде стоимости унаследованного имущества (денежные средства, имущество, имущественные или неимущественные права) в пределах, подлежащих налогообложению, указывается в годовой налоговой декларации в порядке, определенном ст. 179 этого Кодекса, кроме наследников-нерезидентов, которые обязаны уплатить налог до нотариального оформления объектов наследства, и наследников, получивших в наследство объекты, которые облагаются налогом по нулевой ставке налога на доходы физических лиц, а также другими наследниками-резидентами, которые уплатили налог до нотариального оформления объектов наследства.

При этом следует отметить, что нотариус выдает наследнику-нерезиденту свидетельство о праве на наследство при наличии документа об уплате таким наследником налога со стоимости объекта наследства (п. 174.4 ст. 174 Налогового кодекса).

Учитывая изложенное, своевременной уплатой военного сбора является его уплата до нотариального удостоверения договоров купли-продажи недвижимого (движимого) имущества, объектов наследства, удостоверения договоров дарения.

Вместе с тем согласно требованиям п. 172.4 ст. 172, п. 173.4 ст. 173 и п. 174.4 ст. 174 Налогового кодекса нотариус ежеквартально предоставляет в контролирующий орган по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса информацию о выдаче свидетельств о праве на наследство, удостоверении договоров дарения, купли-продажи (мены) движимого или недвижимого имущества, включая информацию о сумме уплаченного налога в порядке, установленном разделом ІV этого Кодекса для налогового расчета.

Поскольку доход, полученный физическим лицом от операций по продаже недвижимого (движимого) имущества, наследства (дарения), включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, который является объектом обложения военным сбором, и своевременная уплата такого сбора осуществляется до нотариального оформления (в том числе выдачи свидетельств о праве на наследство, удостоверения договоров дарения), нотариусам рекомендовано включать в налоговый расчет (форма № 1ДФ) информацию о сумме уплаченного военного сбора.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42