ВЕД

Особенности расчетов в сфере ВЭД

На современном этапе развития экономики Украины удельный вес экспортно-импортных операций в общем товарообороте довольно заметен. Ведь многие отечественные предприятия являются участниками внешнеторговых операций. Как известно, расчеты в сфере ВЭД имеют свои особенности. В частности, выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в установленные сроки. За нарушение таких сроков законодательством предусмотрена ответственность.

Так, ст. 1 Закона № 185 установлено, что выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции, а при экспорте работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

Импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), также требуют заключения вышеуказанного органа.

Вместе с тем при проведении расчетов по внешнеэкономическим операциям субъекты ВЭД должны учитывать и другие моменты.

Рассмотрим главные из них.

Сроки расчетов

Законом № 5480 внесены изменения в Закон № 185, в соответствии с которыми Нацбанку Украины предоставлено право вводить на срок до шести месяцев другие сроки расчетов, нежели установленные частью первой ст. 1 и ст. 2 Закона № 185.

Воспользовавшись этим правом, Нацбанк Украины своими постановлениями № 475 (действовало с 19.11.2012 г. по 20.05.2013 г.), № 163 (действовало с 20.05.2013 г. по 19.11.2013 г.), № 453 (действовало с 20.11.2013 г. по 17.05.2014 г.), № 270 (действовало с 20.05.2014 г. по 20.08.2014 г.), № 734 (действовало с 22.11.2014 г. по 02.12.2014 г.) установил, что расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в статьях 1 и 2 Закона № 185, должны осуществляться в срок, не превышающий 90 календарных дней.

При этом отметим, что нормы Закона № 185 по осуществлению расчетов по экспортным, импортным операциям в 180-дневный срок действовали исключительно 18.05.2014 г. и 19.05.2014 г.

03.12.2014 г. вступило в силу постановление № 758, которым продлены сокращенные сроки расчетов по экспортно-импортным операциям, то есть 90 календарных дней.

Также осталось требование относительно обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины 75% поступлений в иностранной валюте из-за рубежа в пользу резидентов. Такая продажа осуществляется без доверенности клиента и исключительно на следующий рабочий день после зачисления поступлений на распределительный счет.

Постановление № 758 будет действовать до 03.03.2015 г. включительно.

Обязательная продажа поступлений в иностранной валюте

В текущем году сохранилось требование Нацбанка Украины обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за рубежа в пользу субъектов хозяйственной деятельности, а также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий Нацбанка Украины.

Так, Нацбанк Украины постановлением № 457 снова определил, что поступление в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов и в российских рублях, на которые распространяются требования п. 2 постановления № 453, подлежали обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины в размере 50%.

Постановлением № 271 на основании п. 2 постановления № 270 Нацбанком Украины было продлено действие нормы об обязательной продаже 50% валютной выручки на межбанковском валютном рынке Украины до 20.08.2014 г.

Но с целью урегулирования ситуации на валютном рынке Украины п. 2 постановления № 515 (действовало с 21.08.2014 г. по 21.11.2014 г.) была введена обязательная продажа 100% поступлений в иностранной валюте из-за рубежа в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками, физических лиц — предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без создания юридического лица, а также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий Нацбанка Украины.

Постановлением № 591 (начиная с 23.09.2014 г.) размер обязательной продажи поступлений в иностранной валюте уменьшен до 75%.

Отметим, что постановлением № 758 размер обязательной продажи поступлений в иностранной валюте оставлен на уровне 75%. Остаток поступлений в иностранной валюте остается в распоряжении резидентов и нерезидентов и используется ими в соответствии с правилами валютного регулирования.

Обращаем внимание на то, что требование обязательной продажи распространяется на поступления в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением № 34, и в российских рублях.

Расчеты по отдельным видам импортных операций

Одной из новаций прошлого года было введение постановлением № 540 временного запрета (действовал по 02.11.2014 г. включительно) проведения операций в иностранной валюте, а именно:

по осуществлению расчетов по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины;

по осуществлению платежей по импортным договорам, по которым продукция была ввезена на территорию Украины и осуществлено таможенное оформление на основании ввозной таможенной декларации, дата оформления которой превышает 180 дней (кроме случаев осуществления таких операций производителями сельскохозяйственной продукции, операций при участии иностранных экспортно-кредитных агентств и операций по аккредитивам, которые были выставлены до вступления в силу этого постановления).

При этом требование относительно запрета проведения операций в иностранной валюте по осуществлению расчетов по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины не распространялось на проведение расчетов с нерезидентами по следующим операциям:

  • оплата туристических, транспортных и коммуникационных услуг;
  • оплата эксплуатационных расходов для транспортных средств, выполняющих рейсы за пределы Украины (расходов на горюче-смазочные материалы, ремонт, техническое и сервисное обслуживание);
  • оплата услуг, связанных с обеспечением функционирования авиационной транспортной инфраструктуры;
  • оплата услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота;
  • оплата банками собственных обязательств, связанных с уплатой денежных средств банкам-корреспондентам, международным системам связи, в том числе информационным агентствам REUTERS, SWIFT, BLOOMBERG, за пользование их услугами;
  • оплата собственных обязательств банков - членов международных платежных систем, связанных с организацией и обеспечением расчетов с использованием этих платежных систем;
  • перевод благотворительными организациями благотворительной помощи и перевод денежных средств Минздрава Украины за пределы Украины для оплаты лечения физических лиц на основании документов, подтверждающих необходимость такого лечения в зарубежном медицинском учреждении. Такой перевод не требует наличия акта ценовой экспертизы Государственного предприятия «Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков» или согласования Нацбанка Украины, а также индивидуальной лицензии Нацбанка Украины.

Постановлением № 685 (вступило в силу 03.11.2014 г.) Нацбанк Украины отменил временное ограничение на проведение операций в иностранной валюте по осуществлению расчетов по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины и по осуществлению платежей по импортным договорам, по которым продукция была ввезена на территорию Украины и осуществлено таможенное оформление на основании ввозной таможенной декларации, дата оформления которой превышает 180 дней.

Прекращение обязательств зачислением при введении требования обязательной продажи поступлений в иностранной валюте

Согласно п. 1 ст. 601 Гражданского кодекса обязательство прекращается зачислением встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок выполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.

Пунктом 1.10 Инструкции № 136 предусмотрено, что экспортная, импортная операции могут быть сняты с контроля при наличии надлежащим образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям зачислением, если:

  • требования следуют из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, являющихся контрагентами по этим операциям;
  • требования однородны;
  • срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, либо определен моментом предъявления требования;
  • между сторонами не было спора о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения и т. п.

Вместе с тем согласно ст. 387 Хозяйственного кодекса субъекты внешнеэкономической деятельности после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов (обязательных платежей) самостоятельно распоряжаются валютной выручкой от проведенных ими операций, кроме случаев введения Нацбанком Украины требования обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте.

Законом № 5480 в статьи 25 и 44 Закона о Нацбанке внесены изменения, согласно которым Нацбанк Украины наделяется правом вводить требования обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте, а также устанавливать порядок проведения обязательной продажи и размер поступлений в иностранной валюте, подлежащих обязательной продаже.

Так, целым рядом постановлений Нацбанка Украины (см. в разделе «Обязательная продажа поступлений в иностранной валюте») установлено требование обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за рубежа в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками, физических лиц — предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без создания юридического лица, а также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий Нацбанка Украины.

В связи с введением требования обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за рубежа уполномоченные банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачислением встречных однородных требований (п. 4 постановления № 758).

Согласно ст. 203 Гражданского кодекса содержание сделки не может противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам.

Таким образом, проведение зачета встречных однородных требований на сумму валютной выручки (которая не будет поступать на счет клиента) невозможно, поскольку приведет к нарушению требований законодательства Украины.

Ответственность за нарушение сроков расчетов

15.10.2014 г. вступил в силу Закон № 1669, которым, в частности, внесены изменения в ст. 4 Закона № 185. Указанными изменениями на период проведения АТО установлен мораторий на взыскание пени за нарушение сроков расчетов, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона № 185 или установленных Нацбанком Украины согласно указанным статьям этого Закона, субъектами хозяйствования, осуществляющими свою хозяйственную деятельность на территории АТО.

При этом нужно иметь в виду, что в соответствии со ст. 6 Закона № 185 в случае если превышение сроков, указанных в статьях 1 и 2 этого Закона, обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение указанных сроков приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Основанием для приостановления течения сроков, определенных статьями 1 и 2 указанного Закона или установленных Нацбанком Украины, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (далее — ТПП Украины) о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы) или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны согласно условиям договора.

Президиум ТПП Украины решением № 40(3) утвердил Регламент, которым устанавливается единый порядок засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств в системе ТПП Украины, определено понятие «форс-мажорные обстоятельства» и приведен перечень действий, вызывающих эти обстоятельства.

Так, в соответствии с пп. 3.1.1 п. 3 этого Регламента форс-мажор — это чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно влияющие на выполнение установленных обязательств, действие которых невозможно было предусмотреть и которые делают невозможным выполнение обязательств в течение определенного периода времени.

В частности, к форс-мажору отнесены действия иностранного врага, всеобщая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действие общественного врага, общественные волнения, акты терроризма, беспорядки, вторжение, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки и т. д.

Не считаются форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) финансовый и экономический кризис, дефолт, рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте, несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и т. п.

 

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42